Психологическая помощь детям с ЗПР
презентация к уроку по теме
Коррекционно-развивающая работа с детьми, направления коррекционной работы педагога-психолога, игры -упражнения с детьми с ЗПР, основные задачи работы психолога с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая помощь детям с ЗПР | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прежде всего, необходимо учитывать,что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха.Она должна относиться как к предметно-практической деятельности , в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию . Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.
Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики .
Направления коррекционной работы педагога- психолога: Комплексное исследование, наблюдение за динамикой развития, прогноз Развитие познавательной активности Обеспечение полноценного психического развития Целенаправленное формирование учебной деятельности Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы Преодоление недостатков в речевом развитии Формирование коммуникативной деятельности
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности: рисование; лепка, аппликация; конструирование ; работа с мозаикой; пальчиковая гимнастика
В рисовании можно использовать следующие игры- упражнения: срисовывание с образца; работа с трафаретами; обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру; раскрашивание и штриховка.
Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей , памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.
Детям с ЗПР полезны игры - упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: в емкости с крупой прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать , не доставая; сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д. Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы : поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании; проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий; повторение ребенком задания вслух ; вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено ; привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Рекомендации родителям Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.
Основными задачами работы психолога с родителями можно считать: помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка; обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей; ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.
Рекомендуемая литература : 1. Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001. 2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001. 3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001. 4. Практикум для детского психолога Г. А. Широкова, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.
В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.
В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, а так же даются рекомендации для родителей воспитывающих детей данной категории....
психологическая помощь детям (приступ истерики у ребенка)
психологическая помощь детям(пиступ истерики у ребенка)...
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.
В данной статье рассматриваются 4 формы ЗПР, а так же направления психологической помощи детям данной категории....
«Специализированная медико-психологическая помощь детям с психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки и успешной учебной деятельности» под руководством доктора медицинских наук В.Ф.Шалимова, сотрудника ГНЦ социальной и судебной психиатри
В данном разделе показана презентация....
Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"
Психологическая помощь детям в кризисной ситуации...
Семинар- практикум с элементами тренинга " Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"
Составление алгоритма психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации....