Ребенок учится тому, чему его учит жизнь.
статья по теме
Воспитать ребенка добрым и благодарным помогут эти заповеди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kultura_vospitatelya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЯ,
ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дети каждой возрастной группы,общаясь с воспитателем в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи. Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, дедушки и бабушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковый культуры тех людей, с которыми соприкасается ребенок, становится его достоянием.
Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? нет ли дефектов звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?
Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль.
Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.
Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.
Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, телепередачи и т.д. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий. В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении со старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов (где ав-ав, дай бибику…).
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что(вместо што), его(вместо ево), счастье (вместо щастье). Отклонением от нормы является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: «оканьем» (говорю), «яканьем» (вясна, нямного), «цоканьем» (цто, ницего), с неправильным ударением в словах (километр, алфавит).
Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, которой характерно «аканье» (Масква, акно,пайду).
Интонационная выразительность речи – немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми , если она состоит из коротких фраз, т.к. при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение), громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.
Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, насыщенная эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность и эмоциональность. У педагога, умело использующего в речи эпитеты, и дети более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что произвело на них впечатление.
Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение.
- Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
- Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
- Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок учится тому
Стихотворение о воспитании ребенка....
Ребенок учится тому, ...
Яркая, красочная консультация, поможет любому педагогу привлечь внимание родителей к вопросам воспитания детей....
Памятка для родителей "Ребенок учится тому, чему его учит жизнь"
Памятка-буклет для родителей....
Консультация "Ребенок учится тому, чему учат его в дому"
Консультация для родителей...
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому...
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Практическое занятие с родителями по осознанию ими значения социального опыта семьи в воспитании детей. ...
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность....