Семья – это первичная среда, где человек учится творить добро. «Ребенок учится тому, что видит у себя в семье»
статья
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в нихне впечатывается глубже и тверже примера родителей. Н.И. Новиков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – это первичная среда, где человек учится творить добро.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в семье»
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них
не впечатывается глубже и тверже примера родителей.
Н.И. Новиков
У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, в которой начинается процесс формирования личности. Семья прививает ребенку представление о добре и зле. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большей мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Все - хорошее и плохое – закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом мире. Роль семьи в формировании развивающейся детской личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья - это целый мир. Мир, где он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
С самых первых дней, строго говоря, еще до рождения устанавливается контакт мамы и младенца. Как правило, если спокойна мама, спокоен и ребенок. Если мамочка нервничает, сердится и плачет, точно такие же эмоции выдает и ребенок. Дальше – больше.
Например, представьте себе, что ребенок постоянно слышит и видит, как его мама, придя с работы перемывает косточки коллегам, жалуется на начальника-грубияна и на невыносимою усталость. «Голова раскалывается, еле ноги принесла, сил моих больше нет, цены повысились, папа опять где-то гуляет, надоело все», - и прочее в том же роде. Что же происходит? «Ой, ой, ой, - думает ребенок – какой же страшный и опасный окружающий мир, если такая моя сильная и большая мамочка не справляется с ним. А что же будет со мной?» И грустный, так как настроение его прямо связано с маминым, идет к своим игрушкам. Все, отпечаток в сознании уже есть. Большими буквами там записано: «Окружающий мир – опасное для меня место».
Так вот, если мы хотим создать жизнь ребенка радостной, то нам надо быть внимательными к тому, что мы говорим при наших детях. Действительно, родители несут двойную ответственность и за себя, и за формирование позитивного мышления у своих детей.
Социальная ценность семьи определяется нравственными устоями, общностью дел и интересов, значимостью трудовых и общественных обязанностей. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни и праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых и т.д. Пример этому, совместные прогулки, поход в магазин, приготовление пищи, семейный просмотр мультфильма и др. Это укрепляет семью и рождает новые интересы, дает психоэмоциональный разряд. И тогда семья даже при огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям.
В большинстве семей есть свои семейные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время. Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей семьей, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.
Вот примеры интересных семейных традиций у детей нашей группы:
- Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!
- Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и дети. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой
- Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все.
- Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок, мама или папа– утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.
Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.
Немаловажную роль в формировании детской личности играет эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Какие эмоциональные впечатления он получает больше - положительные или отрицательные? Какие проявления взрослых он наблюдает - сердечность, заботу, нежность, приветливость, спокойствие, взвинченность, зависть, мелочность? Все это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем создании личности.
Исходя из всего вышеизложенного мы, бесспорно, видим, что семья играет самую главную роль в жизни ребенка.
Как сказал украинский советский педагог и детский писатель Василий Александрович Сухомлинский «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды
отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
Важно помнить, что в формировании развивающейся детской личности, родительская семья будет являться не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему. С. Брант Памятка для родителей.
ПДД...
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому...
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» детско-родительский КВН.
КВН детско-родительский Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому...
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Практическое занятие с родителями по осознанию ими значения социального опыта семьи в воспитании детей. ...
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание: "Ребенок учится тому,что видит у себя в дому...Воспитание примером"
Нетрадиционное родительское собрание в подготовительной группе.Творческая мастерская....
Разработка родительского собрания по безопасности дорожного движения: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Ребёнок учится тому,что видит у себя в дому,родители пример тому!Кто при жене и детях груб,кому язык распутства люб,пусть помнит,Что с лихвой получит он всё то,чему их учит.Теперь вести себя приличнон...