Консультация для родителей дошкольников «РЕБЁНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ. РОДИТЕЛИ ПРИМЕР ТОМУ»
консультация
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома»
А.С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._rebyonok_uchitsya_tomu_chto_vidit.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей дошкольников
«РЕБЁНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ.
РОДИТЕЛИ ПРИМЕР ТОМУ»
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома»
А.С. Макаренко
Цель: обратить внимание родителей на важность роли семейных взаимоотношений, традиций, установок в воспитании дошкольника.
С первых минут жизни ребёнок попадает в мир, созданный для него взрослыми людьми, - мир искусственных вещей и предметов. Его окутывают в ткань, кладут на весы, купают в ванне. С возрастом мир искусственных предметов, вовлечённых в жизнь малыша, расширяется. Попробуем на минуту увидеть его глазами годовалого малыша: огромная, как здания мебель, под которой можно ползать и даже ходить, неприятно урчащее создание – пылесос, гладкие и вкусные бутылочки с молоком. И среди всего этого – главный, самый увлекательный объект, источник разнообразнейших ощущений – мама и другие взрослые. Время от времени бутылочка, ложка и другие предметы «прилипают» к рукам взрослых и начинают осуществлять странные и неожиданные движения: так и кажется, что предметы являются какими-то придатками, продолжением маминых рук… Очень быстро малыш понимает, что это не так, предметы – сами по себе, но всё же они имеют какое-то, пока ещё не ясное отношение к взрослым. Вот этот предмет оказался в руках малыша: конечно, он немедленно попадает в рот (самый надёжный и достоверный способ познания), обследуется на вкус, фактуру, форму, затем основа в руках… и малыш вспоминает движения, которые этот предмет совершал в руках взрослых. Он пытается сначала неумело, потом успешнее, воспроизвести эти движения.
Так работает один из самых важных механизмов присвоения ребёнком человеческого опыта – подражание. Он возникает с первых месяцев жизни и в той или иной форме «работает» всегда. Действия с предметами, речь, мимика и интонация голоса, взаимоотношения людей – это и многое другое малыш усваивает путём подражания. Конечно, главной моделью, бесконечным источником разнообразного материала для подражания является для ребёнка взрослый.
Если порой нам удаётся стать незамеченными свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова и жесты, хорошие и плохие привычки. Делают они это с чувством и большим техническим совершенством. Ребёнок перенимает не только наши слова, но и убеждения. Он всерьёз гневается или вальяжно рассуждает, тает от нежности или строго критикует, встаёт в гордую позу и т.д. Сочувствие и злорадство, желание помочь и нежелание утруждать себя. Искренность и клевета, добросердечность и зависть – всё, что рождается в кругу семьи, переносится в среду детей. Дети перенимают не только наше отношение к близким членам семьи, но и ко всем родственникам, друзьям, к людям вообще. До удивления быстро можно вызвать враждебное отношение ребёнка к одному из членов семьи, если произошла серьёзная размолвка, развод и подобные события. Добрая бабушка на несколько дней сделается «чужой тётей» потому, что ребёнок принял сторону матери, которая поссорилась с бабушкой. Семейная жизнь, таким образом, чрезвычайно действенное воспитательное средство, которое следует применять разумно и ответственно.
Отношения и точки зрения бывают не только на людей, но и на вещи, природу, идеи, идеалы и прочее. Вследствие того что ребёнок отожествляет себя со взрослыми из своего окружения, у него вырабатывается мнение по поводу не только таких ценностей и качеств, как здоровье, физическая сила и красота, но и немощность, болезненность и подобные недостатки. Так же обстоит дело с болью, болезнями. Ребёнок, внимательно прислушивающийся к бабушкиному рассказу о всевозможных операциях, которые она перечисляет наперебой с соседкой, затем решительно отказывается открыть рот у зубного врача.
В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребёнок. В малой полной семье ребёнок ориентируется на родителей, причём, как правило, мальчики – на отца, а девочки – на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин, и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери. Ребёнок подражает всему: как полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Наш малыш хотя ещё не использует подобные «символы мужественности» в своей практике, но уже с интересом начинает вносить их в сюжетные игры. Он весело хохочет со своими сверстниками, когда изображает курение, пьяного или когда произносит бранные слова. В семье не должны забывать, что ребёнок копирует своих родных, особенно стараясь во всём походить на родителя своего пола.
В процессе совместной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Любящие свою работу родители обычно прививают детям склонность к данной профессии. Можно, к примеру, услышать, что мальчик хочет быть трактористом, как папа, а девочка – бухгалтером, как мама. Неважно, что мальчик не вполне реально представляет себе папин трактор, а девочка вряд ли разбирается в учёте. Отожествление с личностью родителя в данном случае проецируется на будущее и имеет принципиальное значение, хотя и нет уверенности в том, что мальчик или девочка действительно станут теми, кем метают быть сейчас. Однако ясно, что родители повлияли на их выбор и в дальнейшем будут влиять на выбор профессии детей и те будут относиться вообще к труду по образцу отца или матери.
Дело не только в выборе профессии. Труд даёт средства для жизни, материальное благосостояние семьи. Как потратить совместный заработок, что купить, что предпринять – вокруг этого вертятся разговоры, раздумья, а ребёнок впитывает их, принимая точку зрения близких. Так он учится быть хозяином.
Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом – неотъемлемая составная часть воспитания для будущей семейной жизни. Рядом с нами ребёнок узнаёт о взаимоотношениях людей, перенимает и упражняется в них. Поскольку ничто в жизни не проходит бесследно, эти отношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей. То, что дали родители своему ребёнку дома в семье, пригодится потом детям их ребёнка через двадцать – тридцать лет…
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб.
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
С. Брант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему. С. Брант Памятка для родителей.
ПДД...
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому...
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» детско-родительский КВН.
КВН детско-родительский Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому...
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Практическое занятие с родителями по осознанию ими значения социального опыта семьи в воспитании детей. ...
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание: "Ребенок учится тому,что видит у себя в дому...Воспитание примером"
Нетрадиционное родительское собрание в подготовительной группе.Творческая мастерская....
Семья – это первичная среда, где человек учится творить добро. «Ребенок учится тому, что видит у себя в семье»
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в нихне впечатывается глубже и тверже примера родителей. Н.И. Новиков...