Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по направлению "Познавательное развитие ""логикус"для детей 5-7 лет.
рабочая программа по математике (старшая группа)

Дополнительная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logikus-matem.docx276.04 КБ

Предварительный просмотр:

№п/п

Содержание

Страница

Пояснительная записка

2

1

Целевой раздел

4

1.1

Актуальность

4

1.2

Цель и задачи Программы

5

1.3

Основные принципы работы

6

1.4

Основные методы, используемые при реализации программы

6

1.5

Возраст детей, участвующих в реализации программы

6

Характеристика возрастных особенностей детей

6

1.6

Срок реализации Программы

9

1.7

Формы занятий

10

1.8

Планируемые результаты

10

1.9

Формы и методы контроля

12

II

Содержательный раздел

14

2.1

Учебный материал

15

2.2

Учебно - тематическое планирование

20

2.3

Взаимодействие с родителями

24

III

Организационный раздел

24

3.1

Средства, необходимые для реализации программы

24

3.2

Форма аттестации по итогам реализации Программы

25

3.3

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

25

3.4

Список использованной литературы

26

  1.1. Пояснительная записка. 

Парциальная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе авторских программ Е.В. Колесниковой, «Математические ступеньки» в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Nº 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 Nº 295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный

закон «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31

марта 2022 г. N 678-р),

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

дополнительным

общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 Nº

629),

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом

Министерства труда России от 22 сентября 2021г. Nº 652н),

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая

разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года Nº 09-3242),

- Методические рекомендации

реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных

программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. Nº ВК-641/09),

- Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для

детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,

реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения

РФ 30 декабря 2022 года Nº АБ - 3924/06),

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

НоВОго

поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационно- методического обеспечения физического воспитания) (2021 год),

- Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от

31.01.2022 NºДГ-245/06,

  • Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.

Nº 28).

- Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2023 года № 769 «О требованиях к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфера «Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей» в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с социальным сертификатом»;

- Приказ Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от 22.09.2023 № 1872 «О Требованиях к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном образовании город Новый Уренгой в соответствии с социальным сертификатом»;

- Устав МБДОУ «Детский сад «Белоснежка».

Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы - 2 года: 1-ый год обучения – дети 5-6 лет, 2-ой год обучения – дети 6-7 лет. Деятельность детей по Программе организовывается в форме подгрупповых занятий.

Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой- расписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.

Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей (от 5 до 7 лет) к школе «Логикус» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка.  

Направленность Программы: социально-аналитический.

Уровень Программы: стартовый.

Адресат Программы: дети 5-7 лет.

Объём Программы: 36 групповых занятий в год.

Срок освоения Программы: 2 год

Количество учебных часов в год/в неделю: 21 ч. 20 мин./40 мин.

Режим занятий/периодичность: 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия: 1год-25 минут,2год-30мин.

I. Целевой раздел.

1.1. Актуальность.  

Раннее обучение формирование элементарных математических представлений – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей грамоте и математике имеет вполне объективное основание: внедряются федеральная программа школьного и дошкольного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего считать.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык читать, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы, адаптированной к работе с дошкольниками в общем дошкольном образовании. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют детский сад или школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Содержание Программы также представляет одно из направлений образования детей 5 – 7 лет в области «Математическое развитие», включающее не только первичное формирование знаний о количестве, числе и пространстве, времени, форме и размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

При создании Программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

 В Программе используется следующие подходы к развитию детей:

  • системный подход рассматривает пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
  • комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
  • личностный подход рассматривает процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Дополнительная образовательная программа и учебно–методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы дошкольного образования к структуре Программы, её объёму, условиям реализации и результатам освоения.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно- исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организуют взрослые, сопровождают и поддерживают.

Содержание Программы отражает направление образовательной деятельности в областях «Познавательное развитие», включает работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени; предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Ведущая идея направления Программы развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания творческого воображения, наблюдательности строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых занятий и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на занятиях математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.

Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности: игре, общении, занятиях – как основной механизм развития ребёнка (ФГОС ДО и ФОП ДО).

1.2. Цель и задачи Программы: 

Цель: формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребенка в начальной школе, успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи программы:

Математика

Образовательные:

- формировать навыки количественного счета и порядкового счета;

- знакомить детей с геометрическими фигурами;

- учить детей решать простые задачи;

- знакомить детей с математическими знаками;

- учить соотносить предмет, число, цифру.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль и оценку;

- воспитывать усидчивость и внимание;

- воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

1.3. Основные принципы работы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- уважение к дошкольнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность знаний;

- наглядность.

1.4. Основные методы, используемые при реализации Программы:

 - наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания;

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы. 

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 (8) лет.

Характеристика особенностей развития детей.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Развитие центральной нервной и опорно-двигательной систем, зрительно-моторной координации позволяет ребенку значительно расширить доступный набор двигательных стереотипов.

Психические функции. В период от пяти до шести лет детям доступно опосредованное запоминание. Эффективность запоминания с помощью внешних средств (картинок, пиктограмм) может возрастать в 2 раза. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Эгоцентризм детского мышления сохраняется. Основой развития мыслительных способностей в данном возрасте является наглядно-схематическое мышление, начинают развиваться основы логического мышления. Формируются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Интенсивно формируется творческое воображение. Наряду сообразной креативностью, интенсивно развивается и вербальная креативность по параметрам беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Увеличивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Развитие речи идет в направлении развития словаря, грамматической стороны речи, связной речи, ребенку доступен фонематический анализ слова, что является основой для освоения навыков чтения. Проявляется любознательность ребенка, расширяется круг познавательных интересов. Складывается первичная картина мира.

Детские виды деятельности. У детей шестого года жизни отмечается существенное расширение регулятивных способностей поведения, за счет усложнения системы взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками. Творческая сюжетно-ролевая игра имеет сложную структуру. В игре могут принимать участие несколько детей (до 5-6 человек). Дети шестого года жизни могут планировать и распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей взятой роли по содержанию и интонационно. Нарушение логики игры не принимается и обосновывается. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, а также нарушением правил. Сюжеты игр становятся более разнообразными, содержание игр определяется логикой игры и системой правил.

Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, которые способствуют развитию творческого воображения и самовыражения ребенка.

Детям доступны рисование, конструирование, лепка, аппликация по образцу, условию и по замыслу самого ребенка. Необходимо отметить, что сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности в пять-шесть лет приобретают целостные формы поведения, где требуется целеполагание, планирование деятельности, осуществление действий, контроль и оценка.

Продуктивные виды деятельности могут осуществляться в ходе совместной деятельности.

Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно формируются внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения. У детей формируется потребность в самоутверждении через возможность соответствовать нормам, правилам, ожиданиям, транслируемым со стороны взрослых. Со сверстниками начинает формироваться внеситуативно-деловая форма общения, что определяется возрастающим интересом к личности сверстника, появляются избирательные отношения, чувство привязанности к определенным детям, дружба. Характер межличностных отношений отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, возрастанием просоциальных форм поведения.

Детские группы характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми.

Саморегуляция. В период от пяти до шести лет начинают формироваться устойчивые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», которые становятся внутренними регуляторами поведения ребенка. Формируется произвольность поведения, социально значимые мотивы начинают управлять личными мотивами.  

Личность и самооценка. Складывается первая иерархия мотивов. Формируется дифференцированность самооценки. Преобладает высокая, неадекватная самооценка. Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В период от пяти до семи лет наблюдается выраженное увеличение скорости роста тела ребенка в длину («полуростовой скачок роста»), причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Изменяются кости, формирующие облик лица.

Функциональное созревание.  

Уровень развития костной и мышечной систем, наработка двигательных стереотипов отвечают требованиям длительных подвижных игр. Скелетные мышцы детей этого возраста хорошо приспособлены к длительным, но не слишком высоким по точности и мощности нагрузкам.

Качественные изменения в развитии телесной сферы ребенка (полуростовой скачок) отражает существенные изменения в центральной нервной системе. К шести-семи годам продолжительность необходимого сна составляет 9-11 часов, при этом длительность цикла сна возрастает до 60-70 минут, по сравнению с 45-50 минутам у детей годовалого возраста, приближаясь к 90 минутам, характерным для сна детей старшего возраста и взрослых.

Важнейшим признаком морфофункциональной зрелости становится формирование тонкой биомеханики работы кисти ребенка. К этому возрасту начинает формироваться способность к сложным пространственным программам движения, в том числе к такой важнейшей функции как письму – отдельные элементы письма объединяются в буквы и слова.

К пяти-шести годам в значительной степени развивается глазомер. Дети называют более мелкие детали, присутствующие в изображении предметов, могут дать оценку предметов в отношении их красоты, комбинации тех или иных черт.

Процессы возбуждения и торможения становятся лучше сбалансированными. К этому возрасту значительно развиваются такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность. В то же время все эти свойства нервных процессов характеризуются неустойчивостью, высокой истощаемостью нервных центров.

Психические функции. К шести-семи годам особую значимость приобретает процесс формирования «взрослых» механизмов восприятия. Формируется способность дифференцировать слабо различающиеся по физическим характеристикам и редко появляющиеся сенсорные стимулы. Качественные перестройки нейрофизиологических механизмов организации системы восприятия позволяют рассматривать этот период как сенситивный для становления когнитивных функций, в первую очередь произвольного внимания и памяти. Время сосредоточенного внимания, работы без отвлечений по инструкции достигает 10-15 минут.

Детям становятся доступны формы опосредованной памяти, где средствами могут выступать не только внешние объекты (картинки, пиктограммы), но и некоторые мыслительные операции (классификация). Существенно повышается роль словесного мышления, как основы умственной деятельности ребенка, все более обособляющегося от мышления предметного, наглядно-образного. Формируются основы словесно-логического мышления, логические операции классификации, сериации, сравнения. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Увеличивается длительность произвольного внимания (до 30 минут). Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка, правильным построением предложений, способностью составлять рассказ по сюжетным и последовательным картинкам. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи, формируются предпосылки к обучению чтения. Активный словарный запас достигает 3,5 - 7 тысяч слов.

Детские виды деятельности. Процессуальная сюжетно-ролевая игра сменяется результативной игрой (игры с правилами, настольные игры). Игровое пространство усложняется.

Система взаимоотношений в игре усложняется, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Продуктивные виды деятельности выступают как самостоятельные формы целенаправленного поведения. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени осваивают конструирование из различного строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

Коммуникация и социализация 

В общении со взрослыми интенсивно проявляется внеситуативно-личностная форма общения. В общении со сверстниками преобладает внеситуативно-деловая форма общения. Характер межличностных отношений отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, возрастание просоциальных форм поведения, феномен детской дружбы, активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание. Детские группы характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми.

Саморегуляция. Формируется соподчинение мотивов. Социально значимые мотивы регулируют личные мотивы, «надо» начинает управлять «хочу». Выражено стремление ребенка заниматься социально значимой деятельностью. Происходит «потеря непосредственности» (по Л.С. Выготскому), поведение ребенка опосредуется системой внутренних норм, правил и представлений. Формируется система реально действующих мотивов, связанных с формированием социальных эмоций, актуализируется способность к «эмоциональной коррекции» поведения. Постепенно формируются предпосылки к произвольной регуляции поведения по внешним инструкциям. От преобладающей роли эмоциональных механизмов регуляции постепенно намечается переход к рациональным, волевым формам.

Личность и самооценка. Складывается иерархия мотивов. Формируется дифференцированность самооценки и уровень притязаний. Преобладает высокая, неадекватная самооценка. Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки. Формируются внутренняя позиция школьника; гендерная и полоролевая идентичность, основы гражданской идентичности (представление о принадлежности к своей семье, национальная, религиозная принадлежность, соотнесение с названием своего места жительства, со своей культурой и страной); первичная картина мира, которая включает представление о себе, о других людях и мире в целом, чувство справедливости.

1.6. Срок реализации Программы

Продолжительность реализации программы – 2 года (период с октября по май месяц включительно, 64 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия:1-й год обучения - 25 минут, 2-й год обучения - 30 минут.

Программа реализуется в три этапа:

1 этап: диагностический. Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на начало учебного года.

2 этап: развивающий. Цель: проведение ООД с детьми.

3 этап: итоговый. Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года.

1.7. Формы занятий

Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя:

- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;

- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения;

- графические, фонематические, грамматические игры;

- игры на развитие памяти, внимания;

- физкультминутки;

- веселые дидактические игры;

- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;

- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.

Игровые занятия для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями;

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

- сравнение количества предметов;

- освоения количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Приемы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, использование ИКТ.

1.8. Планируемые результаты.

По направлению: «Познавательное развитие»

К концу 1- го учебного года ребёнок должен:

«Познавательное развитие»

  • считать по образцу и названному числу до 10;
  • писать цифры от 1 до 10;
  • пользоваться математическими знаками: +,-.=,<,>;
  • записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков;
  • соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
  • понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
  • знать геометрические фигуры;
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
  • располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения;
  • делить предмет на 2-4 или более частей, понимать, то часть меньше целого, а целое больше части;
  • называть последовательно дни недели, месяцы;
  • ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
  • определять положение предметов по отношению к другому лицу;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

 «Познавательное развитие»

  • понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
  • использовать и писать цифры и математические знаки;
  • сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
  • дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
  • измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • определять положение предмета по отношению к другому;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

1.9. Формы и методы контроля.

          Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Педагогическая мониторинг — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

  1. Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  2. Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  3. Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность

в педагогический процесс.

Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (октябрь),
  • итоговый контроль (апрель)

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

1.Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.

2.Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.

3.Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

Оценка дается по трехбальной системе.

Низкий уровень – ребенок пассивен в работе. Ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи воспитателя.

Средний уровень – ребенку нравится выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

Высокий уровень – ребенок активен. Выполняет задания самостоятельно и правильно.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования «Логикус» с использованием занимательных игр и упражнений образовательного содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной деятельности проводится на занятиях кружка.

Критерии наблюдения.

1.  Восприятие материала и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком образовательной задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

2.      Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе деятельности.

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

3.      Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность выполнения поставленных задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи поставленной задачи и полученного результат

 

Таблица результатов диагностики.

Математика

Ф.И. ребенка

Количество и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентация во времени

Ориентация в пространстве

Логические задачи

период

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

Сводная карта

Уровень

Количество детей

%

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

Низкий

II. Содержательный раздел

Содержание программы делится на 2 этапа:

1год- закрепить представление о числах и цифрах до 5, дать представление от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств, сравнение предметов по величине, закрепление ранее изученных геометрических фигур, знакомство с новыми.

2год- закрепить представление о числах и цифрах от 1 до 10, дать представление о числах и цифрах от 11 до 20 и новой счетной единицей – десятком, продолжать знакомить с составом числа до десяти.

2.1.  Учебный материал 

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

             Учебный материал организован по следующим разделам:

  • Количество и счет.
  • Величина.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Ориентирование во времени.
  • Геометрические фигуры.
  • Логические задачи.

Основные формы и способы работы с детьми.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

1 год обучения

Количество и счет.

  • На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов;
  • совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  • познакомить с цифрами от 0 до 9;
  • закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на 1;
  • учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число;
  • ознакомить с составом второго пятка из единиц;
  • учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе);
  • учить на наглядной основе, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина.

Учить:

  • располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения;
  • делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания;
  • правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей;
  • способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

  • закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
  • учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
  • познакомить с геометрической фигурой: трапеция;
  • учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол);
  • продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
  • продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
  • продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Ориентировка во времени.

  • дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже;
  • учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Ориентировка в пространстве.

  • учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска);
  • закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...);
  • продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи.

  • продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез);
  • развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

2 год обучения

Количество и счёт

Закрепить:

  • умение писать цифры от>1 до 9 и число 10;
  • представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;
  • умение делать из неравенства равенство.


Продолжать учить:

  • считать по образцу и названному числу в пределах 10;
  • понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;
  • сравнивать группы разнородных предметов;
  • отгадывать математические загадки;
  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
  • правильно использовать и писать математические знаки +, -, =, < , >;
  • сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
  • решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
  • решать логические задачи.


Учить:

  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;
  • воспроизводить количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

  • с составом числа из двух меньших (до 10);
  • стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

  • с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;
  • числами второго десятка и их записью.

Величина

Продолжать учить:

  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
  • делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

  • измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
  • изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Развивать глазомер.

Геометрические фигуры

Закрепить:        

  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);
  • умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

  • рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);
  • преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

  • классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
  • называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
  • познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).

Ориентировка во времени

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат).

Учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве

Закрепить:

  • умение ориентироваться на листе бумаги;
  • определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить:

  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • устанавливать конкретные связи и зависимости.

2.2. Учебный план

 

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов в год

25 мин-

год обучения

2 раза

2

академический час

   64часа

30 мин-

год обучения

2 раза

2

академический час

   64 часа

Учебно -тематическое планирование по направлению

"Математическое развитие "

Месяц

Первый год обучения  

Второй год обучения  

октябрь

  1. Число 1 и цифра 1, величина, логическая задача.
  2. Число 2 и цифра 2, знаки +,=, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе.
  3. Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача.
  4. Числа и цифры 1,2,3,4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг, логическая задача.
  1. Числа и цифры от 1 до 10. Знаки <,>, математическая загадка, квадрат, прямоугольник.
  2. Знаки =, ≠. +, -; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.
  3. Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.
  4. Знаки <,>, =,; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.

ноябрь

  1. Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача.
  2. Число и цифра 6, знаки =, +. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», «еще короче»
  3. Числа и цифры 4,5,6, знаки <,>, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.
  4. Числа и цифры 4,5,6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов.

  1. Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами.
  2. Установления соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Логическая задача. Ориентировка в пространстве.
  3. Порядковый счет, счет по названному числу. Логическая задача. Состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры.
  4. Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

декабрь

  1. Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры.
  2. Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, установление равенства между предметами, знаки -, <,>, понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди».
  3. Число и цифра 7, знаки =, +, порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части.
  4. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа из 2-х меньших, дни недели.

  1. Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием «десяток».
  2. Независимость числа от пространственного расположения предметов, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.
  3. Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.
  4. Отношения между числами, величина, повторение времен года, месяцев.

январь

  1. Числа и цифры 1-8, знаки +, -, логическая задача на установление закономерностей.
  2. Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина - деление предмета на 4 части.
  3. Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.
  4. Знаки <,>, геометрические фигуры, порядковый счет, логические задачи.

  1. Число 13, математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры.
  2. Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.
  3. Число 14, логическая задача, дни недели.
  4. Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник.

февраль

  1. Числа и цифры 1-9, понятия «высокий — низкий», дни недели, логические задачи.
  2. Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логические задачи.
  3. Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку.
  4. Цифры 1-10, сложение числа 10, трапеция, работа в тетради в клетку.

  1. Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.
  2. Числа от 1 до 15, решение примеров, овалы.
  3. Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов.
  4. Математическая загадка, знаки +, -. Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами.

март

  1. Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,- , работа в тетради.
  2. Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логические задачи.
  3. Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник.
  4. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <,>, ориентировка во времени, геометрические фигуры.

  1. Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам.
  2. Число 17, рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.
  3. Число 18, счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача.
  4. Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы.

апрель

  1. Решение задач на сложение и вычитание, логические задачи на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольники.
  2. Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между цифрой и количеством предметов, ориентировка во времени.
  3. Решение задач, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.
  4. Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, круг, овал, треугольник.

  1. Число 19, состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине.
  2. Число 19, геометрические фигуры, измерение фигур линейкой.
  3. Число 20, решение примеров. Распознавание объемных фигур.
  4. Решение арифметической задачи, решение примеров.

май

  1. Решение логических задач, геометрические фигуры.
  2. Порядковый счет, решение математических загадок, ориентировка в пространстве.
  3. Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логические задачи, геометрические фигуры.
  4. Решение задачи, примеров, установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

  1. Знаки +, -, соотнесение количества предметов с цифрой, определение времени по часам.
  2. Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради в клетку.
  3. Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве. Логическая задача.
  4. Задачи-шутки, решение примеров, математические загадки.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения математике невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками элементарному счету особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о счете и количестве, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками счета.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий (см. указанные источники) и постоянного закрепления и упрочения материала, изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе математике:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении математике.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

7. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения и элементарного счета индивидуален для каждого ребенка.

8. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

9. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

III. Организационный раздел

3.1. Средства, необходимые для реализации программы.

Дошкольное учреждение, реализующее дополнительную общеобразовательную общеразвивающую Программу,

располагает необходимой учебно-методической, информационной, материально-технической базами,

обеспечивающими проведение всех видов подготовки, которые предусмотрены учебным планом.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для осуществления образовательной деятельности:

Математика:

  • Предметные картинки.
  • Раздаточный и счетный материал.
  • Набор цифр.
  • Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
  • Модель часов, весы.
  • Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
  • Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
  • Строительный конструктор.
  • Кубики с сюжетными картинками.
  • ТСО

3.2. Форма аттестации по итогам реализации Программы

Для оценки результатов изучения программного материала используются следующие формы текущего контроля:

  • учет посещаемости занятий;
  • вводная диагностика;
  • контрольные срезы ежемесячно;
  • итоговая диагностика осуществляется в форме защиты мини-проекта.

Формы проведения контроля;

  • журнал учета посещаемости;
  • индивидуальные карточки с игровыми заданиями для вводной диагностики;

индивидуальные карточки с итоговыми игровыми заданиями;

3.3. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

 Колесникова Елена Владимировна "Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради "Я считаю до двадцати". ФГОС ДО" Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).

В организационно-методическое сопровождение программы "Математические ступеньки" для детей 6-7 лет входят:
1) данное методическое пособие,
2) рабочая тетрадь "Я считаю до двадцати",
3) демонстрационный материал,
4) книги дополнительного комплекта.

3.4. Список использованной литературы

  1. Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет». Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2013.
  2. Колесникова Е.В. Рабочие тетради для детей «Я считаю до десяти», «Я считаю до двадцати». - М.: Ювента – 2013.
  3. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год.
  4. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». – М.:Ювента, 2010.
  5. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. – М.:Ювента, 2013.
  6. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. М.: Ювента,2013.
  7. Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради по математике для детей 5-6 лет, 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.» для детей 2-3 лет по образовательной области «Познавательное развитие"

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.»на 2016-2017 учебный годдля детей 2...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста

1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Программа реализуется на базе МАДОУ № 10 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.Суть программы состоит в том, что строится с учетом  мероприятий, проектов, акций в рамках тем...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Пояснительная записка.      Дополнительная образовательная программа «Всезнайка»  имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотива...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Учимся играя"

Для детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, т. е находящихся в условиях социальной депривации, игра является не только возможностью социального в...