СЦЕНАРИЙ образовательной ситуации «Поможем дружно леснику!» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Назарова Марина Александровна

) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля

3) Тренировать умение узнавать и называть геометрические фигуры, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_konspekt_pomozhem_druzhno_lesniku.docx366.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»  (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

СЦЕНАРИЙ

         образовательной ситуации

         «Поможем дружно леснику!»

    в старшей  группе

                                                             

                                                 

                                               Автор:  

                                                                                             Назарова Марина Александровна,

                                                         воспитатель

                                                                         г. Надым,

                                                                      2024 г.

Цель:

1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля

3) Тренировать умение узнавать и называть геометрические фигуры, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.

4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).

Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических фигур.

Карточки с разным количеством точек ( на каждого ребенка).

Карточка без точек (на каждого ребенка).

Набор цифр от 0 до 9.

Карточки с нарисованными контурами грибов.

Карандаши простые . (на каждого ребенка).

Ход образовательной ситуации:

1.Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, вы были в осеннем лесу? (ответы детей)

-А, хотите еще раз побывать?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, абстрагирование; развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

- А на чём  мы можем добраться до леса? (ответы детей)

(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на автобусе).

- Чтобы занять свое место в автобусе, что нужно сделать? (ответы детей)

- Нужно купить билет.

(«Билеты» лежат на отдельном столе.

Дети выбирают билет. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических  фигур  (шаров, кубиков, треугольников, мячей).

Автобус построен из стульев, на которых написаны цифры. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты.

  • Проходите занимайте свои места.

- О, а это не билет. Письмо. Интересно, от кого? Сейчас прочитаем: «Здравствуйте,  ребята! Я слышал, что вы очень умные, добрые и трудолюбивые ребята. Поэтому прошу вас помочь мне навести порядок в лесу и подготовить лес к встрече зимы, я один  не успеваю все сделать. Помогите, пожалуйста!» Лесник.

 Хотите  помочь леснику? (ответы детей)

- Сможете? (ответы детей)

-Тогда в путь!

- Вот мы и приехали, конечная станция Лесная.

- Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.

- СМС-сообщение. Это сообщение от лесника, вот, что он пишет в сообщении:

- Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Помогите посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.

  • Сможете?

- Я приглашаю вас подойти к столам.

.- Перед вами лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки

- Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)

(Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).

(Дети выполняют задание.)

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

- Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.

(Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)

- Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)

- Ни сколько, ни одной.

- Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.

- Смогли мы помочь леснику  подписать все стаи?

(Ответы детей: Не смогли)

- Почему не смогли?

(Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?

(Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

- Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.

(Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)

- Смотрите, ребята, сколько  шишек кругом!  Пособираем их на зиму зверям?

- Собирайте и складывайте их в мешок.

- Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.

- Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)

- Наверное, в нашем мешке дырка.

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?

(Дети показывают пальцами дырку).

- А пусть это и станет обозначением цифры ноль.

-А хотите попробовать нарисовать цифру 0.

(Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль.  Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

- Получилось?

(Воспитатель рисует на доске цифру 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).

Вывод:

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

5. Дид.игра «Обведи  грибок и назови».

-  Пришло новое сообщение от лесника. Лесник, пишет: что на лесной полянке выросло много грибов, помогите пожалуйста собрать их.

  • Сможете?

        -  Приглашаю вас пройти на лесную полянку.

 (Дети подходят к столу, где лежат карточки с нарисованными контурами грибов)

       – Как вы, думаете, что нужно сделать, прежде чем собрать грибы? (Ответы детей).

 (Дети приступают к работе).

 – Как много грибов собрали. Молодцы ребята!

  • Ох, хорошо вы по работали, можно  отдохнуть и поиграть.

6.  Малоподвижная игра  «Мы по лесу гуляли»

Мы по лесу гуляли,

(Дети идут по кругу.)

Леснику мы помогали.

Грибы, шишки собирали.

(Наклоны, собирают и складывают в корзинку)

Вверх на солнце посмотрели

(Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Хорошо мы погуляли,

(Маршируют, делают вдох- выдох.)

И немножечко устали!

  • Ребята, вы такие молодцы,  помогли Леснику,   навели порядок в лесу и подготовили лес к встрече зимы.  За вашу помощь  он прислал вам целую корзинку угощений. (печенье грибочки )
  • Пришло время возвращаться в детский сад. Проходите в автобус, занимайте свои места.

(Дети садятся в автобус)

7. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)

- Кому нам удалось помочь?  (ответы детей)

- Как мы помогли леснику? (ответы детей)

- Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, собрали грибы.)  

- Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).

- Молодцы, вот не знали бы этого, ничего у нас бы получилось!

боровик                                                                              

сыроежка

моховик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование игровой образовательной ситуации" Поможем кукле Кате".

Находить выход из проблемной ситуации. Продолжать описывать игрушку "куклу".Формировать опыт участия в выполнение коллективных композиций. Создать красивые платья и украшать скатерть в технике " штамп...

Конспект игровой образовательной ситуации «Поможем Курочке» для детей первой младшей группы. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Игровая ситуация проводится в утреннее время, со всей группой детей. Проводится занятие с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе за счет включения максимального количества детей...

Конспект образовательной ситуации " Поможем Маше" - формирование элементарных математических представлений.

Цель: направлять мыслительную активность детей на поиск способов решения поставленных задач. Задачи: продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и ч...

Образовательная ситуация «Поможем Маше собрать бусы»

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации «Поможем Незнайке научиться говорить правильно» (с использованием метода «Бизи-куб)

Задачи:Образовательные: активизировать речь дошкольников, учить образовывать имена прилагательные, опираясь на тактильные ощущения; актуализировать знания о животных и их детенышах, упражнять в употре...