Дидактические и подвижные игры как средство развития ориентировки в пространстве детей старшей группы
методическая разработка по математике (старшая группа)

Опыт работы в старшей группе на тему Дидактические и подвижные игры как средство развития ориентировки в пространстве детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_matematika_8_gr.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические и подвижные игры как средство развития ориентировки в пространстве детей старшей группы

Актуальность

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий: шофер, моряк, летчик, экспедитор и т.д. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.

Цель и задачи

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд, сзади (за, между, рядом;
  • научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
  • научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;
  • научить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.

Развивающие:

  • развивать зрительнопространственную ориентировку у детей;
  • развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание приди на помощь.

Свою работу мы построили по двум направлениям:

1. Развитие ориентировки в трехмерном пространстве через подвижные игры.
2.
 Развитие ориентировки в плоскости через дидактические игры.

Для реализации поставленной цели и задач нами была пополнена развивающая среда такими играми и пособиями:

  • Развивающая игра-лото «Вокруг да около»
  • Развивающая игра «Направо – налево»
  • Дидактическая игра «Налево – направо»
  • Дидактическая игра «Спереди – сзади»
  • Альбом с лабиринтами
  • Картотека дидактических и подвижных игр для закрепления навыка ориентирования в пространстве
  • Многофункциональное пособие «Умный городок»

Через подвижные игры учились определять место нахождения предметов и окружающих людей; соотносить направление своего тела с направлениями стоящего напротив человека.

С помощью настольных дидактических игр учились ориентироваться на листе бумаги, закрепляли и расширяли пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перёд, сзади, за, между, рядом.

Работа с лабиринтами помогает развивать зрительно-пространственную ориентировку.

С помощью многофункционального пособия «умный городок» учились работать со схемами и использовать ориентир по клеточкам.

Было проведено открытое занятие «Поиск сокровищ» целью которого являлось: 

  • Совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между), умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность

Также, нами была проведена работа с родителями.  Подобрана консультация по теме «Учим ребенка ориентироваться в пространстве». Семья Гамлевских поделилась семейным опытом по обучению ориентировке в пространстве в домашних условиях.

Семья Платоновых поделилась своим опытом обучения ориентировке в пространстве не только дома, но и на площадке, в магазине, в помещении.

Также были представлены для родителей консультация «Учим детей ориентироваться в пространстве» и картотека дидактических и подвижных игр для закрепления навыка ориентирования в пространстве.

Вывод:

В результате проделанной работы ребята стали лучше ориентироваться в пространстве и на плоскости. Стали использовать в активном словаре пространственные понятия. Появился интерес к заданиям с лабиринтами, графическим диктантам. Дети с удовольствием играют в подвижные и дидактические игры. Работу планируем продолжить в старшей и подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...

Подвижная игра как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры занимают важное место в жизни детей старшего дошкольного возраста. Они не только способствуют физическому развитию, но и играют ключевую роль в формировании социальных навыков, эмоциона...

Дидактическая игра направленная на развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников

Дидактическая игра направленная на развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников...