Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра и методика ее проведения
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом. Так, что не удивительно, что за последние годы подвижные все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.
Как уже говорилось, ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.
На этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование учащимися средних классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся. Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности. Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий. Игры, подводящие к спортивной деятельности, - это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте [22].
Такую несколько общую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми. Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях. [23]
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое Педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.
Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, является могучим фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных начал становления ребенка.[16]
Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.
Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е. А.Тимофеевой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном
учреждении.
Опыт Н.Н.Кильпио, Н.Г.Кожевниковой, В.И.Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.[28]
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического И умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения малыша. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он Указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших - без них). При объяснении игры Воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила Игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет Правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.[26]
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.
Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.
Значительное внимание он уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.
Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их исполнению. Воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три - лови!»; «Раз-два-три-лови» и т.д.
Он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.
Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.[13]
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.
Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движения детей старшей группы отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.[16]
Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков.
Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.
Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.
При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации.
Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.
Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.
Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.
В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например, придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).
Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных»; затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.
Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.
Например, Дима Е., шести лет, побывав летом вместе с родителями в альпинистском лагере, придя в детский сад, предложил новую игру, которую назвал «Альпинисты». Интересно, что начал он объяснение игры с сюжетного рассказа: «На огромной территории нашей Родины есть глубокие реки и озера, безводные пустыни, широкие равнины и высокие горы. Горы упираются своими вершинами в небо. У подножья гор летом стелется трава. А на вершинах в это время белеют снеговые шапки, которые не тают даже в сильную жару, потому что наверху очень холодно.
Чтобы подняться к "вершине", надо пройти по узким горным тропинкам (скамейки), пролезть в пещеру (поставленные в ряд дуги), перепрыгнуть через трещины в скале (перепрыгнуть через веревку) и, наконец, забраться на вершину (залезть на гимнастическую лестницу). Победит та группа, которая первой покорит вершину».
Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Понятие и сущность народных подвижных игр
Игра - основной, ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических игр до сложно-ролевых игр с правилами, поэтому в старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства (4-5 лет) игра становится совместным действием детей, и в нее включается все большее количество детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры совершенствуются, в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики ролей, игровых действий, вводимыми и реализуемыми в игре правилами. Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например, субординационных. В таких сюжетно-ролевых играх впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для ребенка становится выигрыш и успех.
Народные игры зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта. Состязание в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей в селах и городах.
Передовые представители педагогики и культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д.А Колоцца, Г. А. Виноградов, и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения.
Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (например, на севере распространено оленеводство, в южных степных районах преобладает коневодство), что находит отражение в народных играх.
Основным условием внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным репертуаром игр, а также методикой педагогического руководства игрой. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения детьми игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации. В связи с этим одна из основных задач педагога заключается в том, что бы научить детей играть активно и самостоятельно.
Следует отметить, что большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Среди игр с правилами выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы.
Содержание и характер действий детей в сюжетных народных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни, о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни, повадках животных и т.д. (например, «Ястреб и утки», «Мак», «Редьки» и др.).
В бессюжетных народных играх действия людей не связанны с разыгрыванием сюжета. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами (например, «Ловишки», «Жмурки»).
Народные игры-забавы содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам.
Наряду с народными играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей (например, «Салки», «Прядки»), создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, кроме оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.
Прогрессивные русские ученые - педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, Т. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский и др.) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом воспитании детей занимались и продолжают заниматься многие ученые и практики.
Следует отметить, что подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, представляет детям возможность развивать познавательный интерес.
Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированны ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.
Среди подвижных игр различают собственно подвижные и спортивные игры.
Собственно подвижные (элементарные) игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с песком, гимнастическая или простая палка и т.д.)
Спортивные игры – высшая степень подвижных игр. Спортивные игры являются видом спорта.
Для детей дошкольного возраста ценными являются подвижные игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного результата.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко. Эмоциональные переживания в подвижной игре мобилизуют все силы при достижении поставленной цели. Это ведет к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ.
Подвижные игры преимущественно являются играми командными. Подвижные игры можно проводить в виде соревнований по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям дошкольников. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. В соревнованиях по комплексу подвижных игр могут участвовать дети разного возраста, но задания в играх у них должны быть разными. В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления, т.к. даже в одной возрастной группе уровень физической подготовленности детей неодинаков. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно четкое выполнение заданий и, главное, отсутствие жалоб в что-либо.
Допустимую двигательную нагрузку в игровых заданиях и подвижных играх необходимо регулировать, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной подвижной игре.
Подвижные игры создают благоприятные условия для развития активной двигательной деятельности, совершенствования навыков в основных движениях – ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании; спортивных упражнениях , ходьбе, на лыжах, плавании, езде на велосипеде и др.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. По мнению П. Ф. Лесгафта, они выступают как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями .
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству народные подвижные игры, больше, чем другие виды, формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей. Народные подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.
Неповторимый колорит народным подвижным играм придают считалки, жеребьевки, зачины, потешки.
Детей дошкольного возраста в народных подвижных играх привлекают разнообразие действий и ситуаций, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.
В народных подвижных играх комплексе решается оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Народные подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством развития двигательной активности. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
Известно, что при соответствующей организации и методике в народной подвижной игре создаются благоприятные условия для формирования движений. По мнению А.В. Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.
Организация и проведение народных подвижных игр имеют свою специфику. Основные особенности заключаются в следующем:
- При определении величины интеллектуальной, эмоциональной или физической нагрузки необходимо опираться на возможности детей или группы детей, имеющие одинаковые заболевания или отклонения в психофизическом развитии. Этим во многом обусловлен выбор проведения игры – индивидуальная, групповая (в малых группах, в развернутых группах – коллективная). Не допускается большое число участников игры в группе соматически ослабленных и маленьких детей, что лишает их возможности быть активными в игре, а взрослых - осуществлять оперативный контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.
- Следует с осторожностью относиться к применению игр, которые носят соревновательный характер, поскольку, как правило, соматически ослабленные дети с нарушением психофизического развития имеют повышенный уровень тревожности, а ситуация соревнования может стать для них психотравмирующей.
- Подведение итогов соревнования должно проводиться осторожно, причем необходимо отметить заслуги каждого участника игры, даже если они были незначительными. Между тем, резкая смена возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ребенка, его эмоциональное состояние не только в данный момент времени, но и в течение всего дня.
- При организации и проведении народных подвижных игр необходимо учитывать не только физическую сторону нагрузки, но и эмоциональную. Поскольку, если у физически подготовленных детей большая эмоциональная активность мобилизует их резервные возможности, то для еще не окрепших, ослабленных детей, находящихся в ранней стадии ремиссии заболевания, большая эмоциональная нагрузка может оказаться чрезмерной и превысить их физиологические возможности.
- Необходимо правильно расставить детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя предлагать в игре активные роли, а следует использовать их в качестве своих помощников.
- При проведении игры в задачу, которой входит улучшение функции дыхания (наряду с общефизиологическим тренирующим воздействием) необходимо обращать внимание на правильное положение грудной клетки и рук (при вдохе не следует поднимать высоко плечи, а нужно лишь слегка отводить их назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника, дышать носом, не через рот).
- При распределении ролей в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора воспитателя должен быть не громкий, но достаточно строгий. С робкими, тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение таких детей надо отмечать, тем самым, придавая уверенность в своих силах.
- Нельзя предлагать ослабленным детям несколько игр подряд, которые требуют длительного сосредоточенного внимания дошкольников, большой нагрузки на зрительный слуховой анализаторы, речевые центры, одни и те же мышечные группы или отработки одного же навыка, что приводит к их быстрому утомлению
- Нельзя недооценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряя ненужное честолюбие возбудимого ребенка, всегда желающего быть первым, уступать его просьбам и давать ему подряд первые активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. Необходимо иметь введу, что иногда через чур активные дети только производят такое впечатление.
Таким образом, ига не только вид деятельности, но и средство его умственного, нравственного и физического развития.
В процессе игр развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, развивается рефлексия в поведенческом плане. Ребенок учит ставить цель и добиваться ее.
В народных подвижных игах наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств можно включать в разные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей
Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, на развитие пространственных, временных ориентировок, позволяет ребенку ориентироваться в окружающей обстановке.
Развитие выносливости способствует укреплению организма, укреплению сердечно-сосудистой системы. Дыхательной и костно-мышечной систем, улучшает функционирование всего организма, повышается работоспособность. Оно влияет на нравственно-волевые качества (настойчивость упорство), Что в итоге помогает подготовить ребенка для обучения в школе.
От развития силы зависит развитие других психофизических качеств.
Таким образом, народная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения. Она развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознано действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представление, развивает мышление, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчинятся общим правилам, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помочь друг другу развивает чувство ритма.
Классификация народных подвижных игр
По характеру использования фольклорного подкрепления | По способу распределения на роль | С преимущественным появлением двигательных качеств | С преимущественным появлением психических качеств |
Народные игры с речевым сопровождением Народные игры без речевого сопровождения | Игры с выбором водящего при помощи считалок Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьевок | Игры на развитие ловкости и точности движений Игры на развитие быстроты реакции Игры на развитие меткости, глазомера Игры на развитие ритмичности и пластики движений Игры на ориентировку в пространстве в коллективе | Игры на развитие концентрации внимания Игры на развитие зрительно-слуховой, моторной памяти Игры на развитие связной речи |
Классификация подвижных игр по сложностям
Элементарные игры | сложные игры |
Это: - игры типа перебежек, - игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), - несложные игры-эстафеты, - игры с использованием предметов (качели, кольцеброс), требуют определенных условий.
|
|
Классификация игр по использованию пособий
Игры с предметами | Игры с крупными гимнастическими пособиями |
|
|
Классификация народных подвижных игр по степени физической нагрузки
Игры большой подвижности | Игры средней подвижности | Игры малой подвижности |
Одновременно участвует вся группа детей. Построены они на таких движениях как бег и пряжки. | Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба) или движения выполняются подгруппами | Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игры с ходьбой, игры на внимание). |
В играх с правилами, для формирования у ребенка надлежащего уровня общения со сверстниками необходимо задействовать целую систему игр-занятий, которая предполагает следующие методические приемы:
- Совместная деятельность – игра, где дети должны согласовывать свои действия не с заданными ролями, а со смыслом этой деятельности.
- Наблюдение взрослого за совместной игрой детей: он подсказывает им, советует, учит взаимодействовать при решении общей задачи.
- Введение в игру роли болельщиков, которые возгласами одобрения поддерживают одного из участников или одну их команд, помогая игрокам установить соревновательные отношения.
- Введение в коллективную игру роли управляющего, который руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал. Эта роль помогает ребенку учитывать одновременно позиции разных участников игры.
- Введение в игру двух управляющих со взаимнопротивоположными позициями, которые в течение игры должны учиться решать общую задачу, сохраняя при этом взаимоотношения соревнующихся сторон.
- Обучение ребенка игре одновременно за двух партнеров со взаимно противоположными интересами. Это формирует у него «двойную позицию», то есть умение одновременно рассматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения.
Комплекс народных подвижных игр для формирования у детей дошкольного возраста двигательной активности
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.
В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей 4–6 лет.
Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:
- народные игры являются средством педагогики;
- народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;
- народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;
- народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;
- народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.
Такси
Украинская народная игра
(Для детей 4 – 6 )
Задачи:
- учить детей согласовывать движения в игре;
- воспитывать умение чувствовать товарища;
- развивать выносливость координацию движений, ориентировку в пространстве.
Оборудование: обручи, ленты с номерами.
Форма проведения: групповая
Условия проведения игры: на участке, в спортивном зале.
Содержание игры. Дети становятся в обруч большого диаметра, один с передней стороны обода, другой с задней стороны. Первый ребенок - водитель такси, другой - пассажир. Они бегают по участку (площадке, залу). Оббегают постройки, деревья. Остановку выбирает пассажир. Он показывает объект, куда его необходимо довести. Через некоторое время дети меняются местами.
Методические рекомендации. Обратить внимание на то, чтобы дети в паре подбирались с одинаковым уровнем физической подготовленности. Посоветовать тому или иному пассажиру, с кем ему лучше ехать.
Конники
Татарская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей двигаться в ускоренном или замедленном темпе.
- воспитывать умение ориентироваться в пространстве.
- развивать ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Оборудование:
палки длинной 50 – 60 сантиметров.
Форма проведения:
групповая
Условия проведения игры:
в спортивном зале.
Содержание игры:
группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому ребенку палку. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараться не наталкиваться друг на друга, не задевать предметы, находящиеся на площадке.
Во время игры воспитатель может предложить конникам ехать быстро или медленно, а также в разных направлениях.
Методические рекомендации:
подбирать детей в группы конников из одной группы здоровья.
Перевозка урожая
Украинская народная игра
(Для детей 5 – 6 лет)
Задачи:
- учить детей бегать с тележкой, преодолевая препятствия
- воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования.
- развивать ловкость, силу, выносливость
Оборудование: детские тачки, мешочки (с опилками, с соломой, с листьями и т.д.), кегли, кубы.
Форма проведения: групповая.
Условия проведения игры: на площадке.
Содержание игры: дети сроятся в две колонны по 5 человек за линией по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Между ними расставлены кегли, кубы так, чтобы дети свободно могли бежать с тачкой. Первые игроки каждой команды держат в руках тачку, сбоку от них лежит по 5 мешков. По сигналу воспитателя первый игрок должен быстро положить на тачку один мешок и отвести его за линию на другой стороне площадки, преодолев препятствие, затем быстро вернуться обратно, передать тачку другому и встать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все мешки не будут перевезены за линию. Выигрывает та команда последний игрок, которой первым прибежит с пустой тачкой к линии старта.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети не уронили мешок себе на ногу, управляли тачкой аккуратно, не наезжали ни на кого.
Горелки
Русская народная игра
Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей быстро реагировать на ключевое слово;
- развивать выдержку, скорость бега, быстроты реакции;
- воспитывать самостоятельность;
Форма проведения: коллективная.
Условия проведения игры: по площадке.
Содержание игры: играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий. Дети хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удается это сделать, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся бес пары становиться водящим.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети, стоя в парах, не выставляли ноги, во время оббегания колонны парой (не ставили подножки тем, кто бежит).
Рыбак
Русская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей подпрыгивать на двух ногах;
- воспитывать умение соблюдать правила игры;
- развивать силу, выносливость, внимание;
Оборудование: шнур, мешочек с песком.
Форма проведения: коллективная.
Условия проведения игры: на участке.
Содержание игры: дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга «рыбак» (воспитатель, в последствии выбирается ребенок). Он вращает по кругу шнур на высоте 10 – 15 сантиметров, к кольцу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешком, при его приближении подпрыгивают вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и временно выбывает из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв, «рыбак» подсчитывает улов. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.
Начала шнур вращается так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети справляются с заданием мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только почасовой стрелке, но и против нее, но не в очень быстром темпе.
Методические рекомендации: следить, чтобы шнур не запутывался за ногами играющим, чтобы дети во время прыжка рукам не махались, а только помогали себе подпрыгнуть.
Охотники и звери
Русская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей бросать и ловить мяч двумя руками;
- воспитывать у детей взаимопонимание, любовь к животным;
- развивать силу, ловкость, зоркость;
Оборудование: мяч.
Форма проведения: коллективная.
Условия проведения игры: в спортивном зале, на площадке, на участке.
Содержание игры: дети делятся на две команды: охотники и звери. Могут разделиться как по жеребьевке, таки по желанию. Охотники образуют круг, а звери становятся в центр круга. Охотники перебрасывают дрыг другу мяч и пытаются попасть им в убегающих зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным и выходит из круга. Через некоторое время «охотники» подсчитывают свои трофеи. Играющие меняются местами.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети старались попасть мячом в ноги. Подбадривать тех в кого попадет мяч не в ноги (чтобы не ревели, не огорчались, не сердились).
Ловишка
Русская народная игра
Задачи:
- учить детей увертываться от ловишки, бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы;
- воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве;
- развивать ловкость, выносливость;
Оборудование: разноцветные ленточки.
Форма проведения: групповая, коллективная.
Условия проведения игры: в спортивном зале, на площадке.
Содержание игры: детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребенка сзади. Произносится текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть, ты попробуй нас догнать!
Дети разбегаются. Ловишка, которого выбирают перед игрой, догоняет детей и забирает у них ленточки. После слов взрослого: «Раз, два, три, в круг беги!», дети собираются в кругу и подсчитывают, сколько ловишка собрал ленточек.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети не прятали Леночки и не отбирали их у ловишки.
Поймай снежок
Русская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей прицеливаться и попадать в цель (в ведро);
- воспитывать у детей умение согласовывать движения;
- развивать глазомер, реакцию движений, (силовые способности) силу;
Оборудование: ведерки (на1-1,5 метра), теннисные шарики, мешочки.
Форма проведения игры: групповая.
Условия проведения игры: в группе, в спортивном зале.
Содержание игры: Участвуют несколько пар. Дети стоят друг напротив друга на расстоянии приблизительно от 2 до 4 м. У одного ребенка ведерко, а у другого мешочек с определенным количеством «снежков» (шарики, мешочки). По сигналу ребенок бросает «снежки», а стоящий напротив старается их поймать ведерком. Выигрывает та пара, которая первой закончит игру и поймает большее количество «снежков».
Методические рекомендации: следить, чтобы дети не махались ведерками.
Жмурки
Русская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей ориентироваться в пространстве по слуху;
- развивать координацию движений, слух;
Оборудование: шарф или платок.
Форма проведения: коллективная.
Условия проведения: на участке.
Содержание игры: Считалкой выбирается жмурка, ему завязываются глаза платком, поворачивают вокруг себя со словами
- Пень или колода?
Ж. - Пень.
- Ищи нас целый день.
А если
Ж - Колода.
- Ищи нас три года.
Дети разбегаются в разные стороны, но только остаются на поляне, не уходя к постройкам и деревьям. Жмурка ходит по всей площадке. Широко расставив руки, ловит детей. дети обращают на себя внимание хлопками. Если жмурка подходит близко к дереву или постройке дети говорят ей «Горячо, горячо разверни свое плечо». Тот, кого поймает жмурка сам становится жмуркой. Игра повторяется.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети, отбегая назад, не споткнулись, не натолкнулись друг на друга и не упали. Смотреть, чтобы жмурка не ушел далеко с площадки.
.
Собери картошку
Украинская народная игра.
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей собирать картошку ложкой;
- воспитывать выдержку, терпение;
- развивать быстроту движений, ловкость, выносливость.
Оборудование: картофелины, деревянные ложки, корзинки.
Форма проведения игры: групповая.
Условия проведения игры: в группе, в спортивном зале.
Содержание игры: В игре участвуют по 2-3 человека. На пол рассыпаются 8-10 картофелин. Детям дают корзины и деревянные ложки. По сигналу они начинают собирать картошку ложкой по одной штуке и класть ее в корзину. Побеждает тот ребенок, который соберет больше картошки.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети не отбирали картошку из рук у ребят и не забирали из корзины.
Метелица
Русская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей двигаться друг за другом, соотносить свои действия с действиями товарищей;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- развивать силу, выносливость, ловкость;
Оборудование: санки.
Форма проведения игры: групповая.
Условия проведения игры: на участке зимой.
Содержание игры: все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первой стоит воспитатель, (далее выбирается ребенок) – она метелица. Она медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой детей. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети не толкали друг друга на постройки, санки и т.д.
Целься верней
Татарская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей прицеливаться и забрасывать мяч в ящик;
- воспитывать у детей терпение, настойчивость (в преодолении неудач промахов);
- развивать глазомер, силу, выдержку.
Оборудование: корзина с мячами, ящик.
Форма проведения игры: индивидуальная.
Условия проведения игры: на участке.
Содержание игры: на земле проводят линию, на расстоянии 1,5; 2; 2,5 метра от нее ставят ящик. Ребенку предлагают подойти к линии и бросить мяч небольшого размера в корзину. Воспитатель считает, сколько раз ребенок забросит мяч в ящик. Если задание выполняют 2-3 ребенка одновременно, то можно ввести элемент соревнования. Выигрывает тот, кто большее число, раз забросит мяч в ящик. Воспитатель следит, чтобы дети, бросая мяч, не переступали за линию. При повторении игры можно увеличивать расстояние до ящика, а также дать задание забрасывать мяч не только правой, но и левой рукой.
Методические рекомендации: если ребенок часто не может попасть в цель нужно подбадривать его, подержать морально, с юмором.
Подними круг
Украинская народная игра.
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей подцеплять удочкой круг;
- воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила игры;
- развивать тонкую координацию небольших мышечных групп.
Оборудование: фанерный круг (Д=30-40 см.) с двумя петельками из тесьмы на разных сторонах, удочки с проволочными крючками на концах, обручи.
Форма проведения игры: групповая.
Условия проведения игры: в группе, на веранде.
Содержание игры: двое играющих стоят в обручах на расстоянии 100-120 см. от круга. В руках у них удочки. Они стараются, не выходя из обруча, подцепить круг за петельку.
Методические рекомендации: не давать детям нервничать из-за неудачной «ловли», подбадривать их шутками, прибаутками.
Гуси - лебеди
Русская народная игра.
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей разговорной речи – диалогу;
- воспитывать выдержку, умение ловить после сигнала;
- развивать быстроту за счет стремительного бега.
Форма проведения игры: групповая (7-10 чел.).
Условия проведения игры: в спортивном зале.
Содержание игры: Участники игры выбирают волка и хозяина. На одной стороне площадки живут гуси и хозяин, на другой – волк. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелено травки пощипать. Гуси уходят из дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:
- Гуси. Гуси?!
- Га-га-га.
- Есть хотите?!
- Да-да-да.
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой, зубы точит, съесть нас хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.
Гуси бегут домой. А волк их старается поймать (запятнать). «Пойманные» выходят из игры. Игра кончается,
когда все гуси пойманы.
Правила:
1.Гуси могут лететь домой, а волк их ловить только после слов «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите».
2.Гуси, выходя из дома в поле, должны разойтись по всей площадке.
Методические рекомендации: Во время бега следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга. Чтобы волк не «ловил» гусе, а только прикасался рукой (пятнал)
Птички летят
Русская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
Задачи:
- учить детей энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты;
- воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве;
- развивать ловкость, выразительность движений.
Оборудование: невысокие скамейки, бруски (высота 5-10 см, до 12-15 см.).
Форма проведения игры: групповая, коллективная.
Условия проведения игры: на площадке.
Содержание игры: дети становятся на небольшое возвышение – скамейки, бруски – на одной стороне площадки.
Воспитатель «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети – птички спрыгивают с возвышений, летают (бегают размахивая руками), приседают, клюют зернышки. Со словами воспитателя: «Дождик, все птички в гнездышки!», дети бегут на свои места.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети во время впрыгивания на возвышения не толкались. Помочь тому, у кого не получается.
Тимербай
Татарская народная игра
(Для детей 4 -6 лет)
ЗАДАЧИ:
- учить детей выполнять правила игры;
- воспитывать
- развивать фантазию, активность и творчество детей, речь детей: говорить четко, внятно.
Оборудование: мячи, ленточки, погремушки.
Форма проведения игры: коллективная.
Условия проведения игры: в группе, на веранде.
Содержание игры: играющие взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего Тимербая. Он становиться в центре круга.
Дети говорят:
- Пять детей у Тимербая.
Дружно весело шагают.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер убежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-либо движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь из детей вместо себя. Движения, которые уже показывали повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре разные предметы для разных движений.
Кто быстрее
Русская народная игра
(для детей 4-6 лет)
Задачи:
- учить детей плотно наматывать нить на палку;
- воспитывать желание победить, стремление к побеле;
- развивать силу, выдержку.
Оборудование: палочки длиной 20 см, нить шнур.
Форма проведения игры: индивидуальная.
Условия проведения игры: в группе, на веранде.
Содержание игры: На середине шнура завязывается узел или делается, какая либо пометка. К концам шнура прикрепляются палочки. Задача игроков смотать свою часть шнура на палочку, добравшись до середины, т. е. до узелка.
Методические указания: следить, чтобы дети наматывали шнур ровно, плотно, не подходили друг к другу, а как бы натягивали шнур.
Из кружка в кружек
Русская народная игра.
( для детей 4-6 лет)
Задачи:
- учить детей прыгать на двух ногах, энергично отталкиваться и легко приземляться;
- развивать силу, координацию движений;
- воспитывать умение согласовывать движения.
Оборудование: мел, цветные мелки.
Форма проведения игры: групповая.
Условия поведения игры: на площадке.
Содержание игры: На площадке рисуют круги (Д= 30-35 см.) на расстоянии 30-35 см. Расположение кружков может быть разное: по одной линии, по всей площадке. Дети должны перебраться на другую сторону площадки, перепрыгивая из кружка в кружок. При выполнении упражнения дети прыгают, отталкиваясь одновременно двумя ногами и стараясь не выходить за пределы кружков.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети не торопились во время прыжков. Быстро прыгающих – притормозить, а медленно прыгающих подбадривать.
Прокати, не урони
Русская народная игра
( для детей 4-6 лет)
Задачи:
- учить детей катить обруч по ровной дорожке;
- воспитывать умение согласовывать движения;
- развивать ловкость.
Оборудование: обручи.
Форма проведения игры: групповая.
Условия проведения игры: на площадке.
Содержание игры: Несколько детей стоят за чертой, у каждого из них обруч. Воспитатель предлагает прокатить обруч догнать его, чтобы он не упал на землю. Обязательно надо показать, как правильно и удобно катить обруч: поставить его ребром на землю. Придержать левой рукой сверху, а ладонью правой руки энергично оттолкнуть так. Чтобы обруч покатился по площадке, не подпрыгивая.
Методические рекомендации: следить, чтобы дети катили обруч прямо. Не давали обручу повернуть в сторону, т.к. смена траектории бега может привести к столкновению детей. Обратить внимание, чтобы дети специально не сталкивались обручами (не направляем его друг на друга).
Поймай воробышка
Русская народная игра.
( для детей 4-6 лет)
Задачи:
- учить детей играть в кругу;
- развивать смекалку интуицию, ловкость, быстроту реакции.
Форма проведения игры: коллективная.
Условия проведения игры: в спортивном зале.
Содержание игры Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбирают «воробья» и «кошку» считалкой. «Воробей» в кругу. А кошка за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «ворья». Дети не пускают. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают, и не пускают ее в круг. Когда, наконец «кошка» проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и «воробышек» вылетает из круга. Кошку же дети стараются не выпускать из круга.
Правила:
- Кошка может поймать воробышка, как в круге, так и за кругом.
- Играющие открывают ворота только для воробья.
Методические рекомендации: обращать внимание на то, как коша подлезает под ворота, чтобы дети в это время ее (кошку) не стукнули по голове, по лицу.
Бой петухов
Русская народная игра
( для детей 4-6 лет)
Задачи:
- учить детей держать равновесие, прыгая на одной ноге;
- Развивать силу, ловкость, выносливость.
Оборудование: мел.
Форма проведения игры: групповая.
Условия проведения игры: в группе, на веранде.
Содержание игры: считалкой или просто по желанию детей выбирают двоих детей. Играющие стараются вывести друг друга из равновесия. Прыгают на одной ноге и толкают друг друга, либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе,.либо, скрестив перед грудью, можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.
Методические рекомендации: выбирать детей в пары приблизительно равных по развитию двигательной подготовленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования нами изучены теории: о закономерностях высшей нервной деятельности, о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности, как основы жизнеобеспечения ею организма. Воспитательно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной системе, оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков и развития психофизических качеств.
Психическая деятельность ребенка формируется на протяжении детства под воздействием воспитания.
Работы психологов Л.С. Высотского, Н.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики – воля, память, мышление, творчество и др. не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта.
В дошкольном возрасте совершенствуется функциональные возможности центральной нервной системы. Более устойчивыми становятся внимание, воображение, память (двигательная), мышление.
Развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, сутавно-связочный аппарат) еще не окончено, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета и наоборот, умеренные по нагрузке упражнения способствуют их укреплению, стимулируют рост костей.
Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдает и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.
Прогрессивные ученые – психологи, педагоги, врачи, такие как: Высотский Л.С., Усова А.П., Ушинсикй К.Д., Покровский Е.А.,П.Ф. Лесгафт и др. раскрыли роль игры, как деятельности способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка
Они рассматривают подвижные игры, как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Детские подвижные игры, взятые у сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения и побуждают к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекают в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.
Таким образом, игра не только вид деятельности, но средство его умственного, нравственного и физического развития.
В процессе игры развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, в поведенческом плане развиваются рефлексы, ребенок учится ставить цель и добиваться ее.
В народных подвижных играх наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость)
В результате исследования мы пришли к выводу, что народные подвижные игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в различные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М., 2011.
- Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 2012.
- Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2010.
- Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 2011.
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М: Издат. центр «Академия», 2013.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 2010.
- Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физической культуры. – М: Физкультура и спорт, 2012.
- Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М: Аркти, 2012.
- Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей детского сада и родителей//Сост. А.В. Кинеман, Т.И. Осокина. – М: Просвещение. 2015.
- Джапаридзе М.А. О психологическом механизме дидактической игры. Тбилиси, 2011.
- Игра дошкольника. Л.А. Абрамян и др.//Под ред. С.Л. Новоселовой. – М: Просвещение, 2013.
- Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2014.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для сотрудников средних педагогических учебных заведений. – М: Издат. центр «Академия», 2013.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена ФКС по общему образованию МОРФ 17.06.2003. – М., 2003.
- Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного возраста// Сост. В.Г. Меньшиков, И.Н. Асаева: - Ревда, 2005.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2012.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя детского сада//Под ред. Л.В. Руссковой. - М: Просвещения, 2013.
- Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М: просвещение,2012.
- Мухина В.С.Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество: Учебник для студентов. – М: ВЛАДОС, 2011.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 7 лет. – М: ВЛАДОС,2011.
- Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду: Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях, преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей. - М: Мозаика – Синтез, 2010.
- Сеченов И.М. Избранные произведения – М., 20153
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка: Учеб. пособие. М., 2011.
- Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для ст-тов средних пед. учреждений. – М: Издат. центр «Академия», 2013.
- Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2014.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М: 2014.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений. – М: Издат. центр «Академия», 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
- Шишкина В.А. Движение плюс движения: Книга для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 2012.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные ...
Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные про...
Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста. ...
«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерн...
Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...
Консультация для родителей "Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста"
Как быстро организовать игру, и в какие игры можно поиграть. Народные игры России....