Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по физкультуре (старшая группа)
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Дошкольный возраст является самым благотворным для развития физических качеств человека. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя в подвижные игры дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием без которых нельзя активно заниматься спортом. Актуальность данной темы тесным образом связана с приоритетными задачами работы нашего учреждения в области физического развития. В современной педагогике имеется триединство целей , которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры: Образовательная . В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры. Развивающая . Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы). Воспитательная . В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от « ловишки », надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
Задачи подвижных игр Основные задачи подвижных игр: 1) укреплять здоровье играющих; 2)способствовать их правильному физическому развитию; 3) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; 4) воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества; 5) прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Виды подвижных игр 1. Сюжетные подвижные игры Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры . 2. Бессюжетные подвижные игры Бессюжетные игры типа ловишек , перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей ( ловишек , салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Виды подвижных игр 3. Бессюжетные игры с использованием определенных предметов «Кегли», «Серсо», « Кольцеброс », «Бабки» и т. п. Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей . 4. Игровые упражнения Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий (" Попади в воротца" и др .). 5. Игры-забавы В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках
Виды подвижных игр 6. Игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет ). Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д .).
Примеры подвижных игр «Жмурки» Описание игры Водящего игрока называют " жмуркой ". Жмурке завязывают глаза (обычно шарфом или платком). Раскручивают его и после спрашивают: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Игроки, убегая от жмурки, хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание. Жмурка , с завязанными глазами, должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой .
«У медведя во бору» Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание. Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).
«Море волнуется раз» Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
«Перебрось мяч сквозь обруч » Играющие стоят в две колонны перед стартовой чертой. На расстоянии 1.5м от команд кладут по одному обручу. По сигналу первые участники бегут к обручам, пролезают в них, кладут на место, и кидают мяч в обруч стоящему впереди ребенку, бегут назад к команде, передают эстафету следующему и встают в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. «Съедобное-несъедобное» Если играете вдвоем или небольшой компанией, нужно встать в круг и кидать друг другу мячик, называя любой предмет. Если названное слово означает что-то съедобное, игрок, которому кинули мячик, должен его поймать. Если назанный предмет несъедобен, то мячик нужно оттолкнуть .
«Рыбак и рыбки» Дети встают в круг – это рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок – кто дольше всех продержался.
Заключение Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Тем самым подвижные игры сочетают в себе два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, подвижные игры - одно из комплексных средств воспитания: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении по...
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах
Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...
Черлидинг как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Черлидинг - это модная смесь спорта и индустрии развлечений. Зажигательный танец, захватывающие дух акробатические трюки, задорные кричалки украшают разные развлекательные мероприятия, всевозможные пр...
"Использование базовой техники каратэ Киокушинкай, как одного из эффективных средств развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Из опыта работы,применение каратэ в физическом воспитании дошкольников...
Консультация для родителей «CHILDлидинг» как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
У многих детей старшего дошкольного возраста низкая самооценка, быстрая утомляемость, есть дети, которые не уверены в себе и в своих силах, снизился интерес к двигательной деятельности, а также к обще...
Технология : Черлидинг как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Черлидинг - это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-с...