Открытое занятие по математике
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Меркс Наталья Юрьевна

Игровая ситуация в занятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovoy_ryad.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Ломоносовская школа-Зеленый мыс»

 

 

 

 

 

Открытое занятие по математике

«Числовой ряд»

                             Воспитатель: Меркс Н.Ю

2024

                                       

        Тема:  ЧИСЛОВОЙ РЯД

Цель:

1)  формировать представление о числовом ряде, закреплять умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, формировать опыт обратного счета от 5 до 1;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлекторного метода);

3) закреплять представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

1)    Домики с открывающимися дверями;

2)    Карточка с 5 геометрическими фигурами, внутри которых нарисованы крестики (образец заполнения задания).

Раздаточный:

1)    Карточка с изображенными на них 5 домиками;

2)    Карточка с точками от 1 до 5;

3)    Карточка с цифрами от 1 до 5;

4)    Карточка с 5 геометрическими фигурами.

 

Ход образовательной ситуации

 

1.     Введение в ситуацию.

     Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

     Воспитатель собирает детей около себя.

- У каждого из нас есть семья. У кого-то семья большая, а у кого-то поменьше.

   Далее воспитатель задает вопросы детям, у которых количество членов семьи отличается.

- Саша (Настя, Лера), сколько человек в твоей семье?

    После ответов детей воспитатель рассказывает, что в Числовой стране, в которой дети уже не раз побывали, построили новый городок.

    Одна улица в этом городке уже заселена, другую улицу нужно заселить. Жить на этой улице будут точки. Заселяться в домики точки будут семьями.

    Воспитатель предлагает детям отправиться в этот городок и помоч точкам расселиться по новым домам.

- Хотите расселить точки по домам?

- Сможие?

2. Актуализация знаний.

     Дидактические задачи: актуализировать умение считать в пределах 5, соотносить цифры 1-5 с количеством.

     Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги с нарисованными на них пятью домиками. На крыше каждого домика имеется флажок.

 

 

Кроме этого, у каждого ребёнка есть карточки с разным количеством точек от 1 до 5.

    Воспитатель, показывая на карточки с точками, рассказывает:

- Жили-были точки. Жили они семьями. Семьи  были разными, то есть в каждой семье было разное количество точек.

- Покажите семью, в которой три (две, четыре и т.д.) точки.

    Дети находят карточку с названным количеством точек и дотрагиваются до нгее пальчиком.

- Решили точки поселиться на одной улице. Домики свои поставили в ряд.

    Воспитатель обращает внимание детей на их рисунки.

- Расселите точки по домикам.

Дети произвольно кладут карточки с точками в домики.

 

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1)    Создать мотивационную ситуацию для построения числового ряда;

2)    Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Захотели точки погулять.

Дети сдвигают карточки с домиков и перемешивают их.

- Вдруг начался дождь, точки побежали домой.

     Воспитатель обращает внимание детей на то, что точки должны зайти в свои домики, в которых они были вначале.

     Как правило, дети этого не помнят.

- Кто смог расселить точки в те же домики, что сначала?

- Почему вы не смогли этого сделать?  (Потому что не помним, где были точки вначале).

     Воспитатель уточняет:

- Потому что мы не знаем, КАК надо было расселить точки, чтобы не забыть, кто в каком домике живёт.

 

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1)    Формировать представление о числовом ряде, закреплять умение соотносить цифру с количеством;

2)    Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

    Воспитатель предлагает детям самим придумать способ расселения.

Если никто из детей не предложит расселить точки по порядку, воспитатель подводит их к этой мысли, например, так:

- Когда вам легче найти игрушки – когда наведён порядок или когда они разбросаны?

- Найдите самую маленькую семью. Сколько там точек?

- В каком домике её поселить, чтобы был порядок?

     Выслушиваются все ответы детей, после чего делается вывод, что самую маленькую семью надо поселить в домик с красной крышей, т.е. в первый домик.

    Дети берут карточку с одной точкой и кладут её на изображение домика с красной крышей.

    Дальше работа ведётся аналогично.

- Как вы думаете, какая семья должна жить во втором домике?  (Семья с двумя точками).

     Остальные карточки дети расселяют в домики самостоятельно. Задание проверяется индивидуально у каждого ребёнка.

    После этого воспитатель предлагает детям на крышу каждого домика, как флажок, поместить карточку с числом, которое показывает, сколько точек живёт в этом домике.

    Дети соотносят числа 1-5 с количеством точек и на крышу каждого домика кладут соответствующую карточку.

 

5. Включение нового знания в систему знаний.

Часть 1.

Дидактические задачи:

1)    Закреплять представление о числовом ряде;

2)    Формировать представление о прямом и обратном счёте;

3)    Закреплять умение соотносить цифру с количеством.

Воспитатель говорит, что наступило утро, и семьи разошлись по своим делам.

Дети снова вынимают карточки из домиков и перемешивают их.

- Первой вернулась домой семья из пяти точек.

Дети находят карточку с пятью точками и кладут её в домик с числом 5 на крыше.

- Затем пришла семья из трёх (двух и т.д.) точек.

     Задание проверяется индивидуально у каждого ребёнка.

     Семьи благодарят детей за то, что их так хорошо расселили по своим домам, и предлагают прогуляться по улице вдоль домов, начиная от первого дома с красной крышей. Дети идут пальчиками, как ножками, называя при этом количество членов семьи в каждом доме: один, два и т.д.

- Давайте пройдёмся обратно.

   Дети идут в обратную сторону, называя числа: пять, четыре и т.д.

 

Часть 2.

Дидактические задачи: закреплять умение находить место числа в ряду.

     Воспитатель собирает детей возле себя и рассказывает, что в городе есть еще одна улица, и предлагает сходить туда.

     Дети, вместе с воспитателем, подходят к домикам (см. «Демонстрационный материал»). Двери в домиках открываются и в них видны числа 1, 2, 3, 4, 5. Воспитатель говорит детям, что на этой улице живут числа, которые предлагают детям поиграть в прятки.

     Воспитатель просит детей закрыть глаза и закрывает дверь одного из домиков – например, того, в котором живет число 4.

- Какое число спряталось?

- Почему ты думаешь, что спряталось число 4? (Потому что после числа 3 идёт число 4.)

 

Часть 3.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

  Воспитатель рассказывает о том, что числа, поселившись в домики, решили разбить неподалёку сад с клумбами. До сада можно доехать на велосипедах.

   Дети ложатся на спину и делают движения ногами, как при езде на велосипеде. Ехать можно быстро, как будто съезжая с горки, можно с трудом крутить педали, как будто поднимаясь в горку.

 

Часть 4.

Дидактические задачи:

1)    Закреплять представление о числовом ряде, умение вести счет по названному числу, соотносить цифру с количеством;

2)    Закреплять изученные геометрические фигуры и пространственные отношения, умение ориентироваться в пространстве, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов.

   Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами.

 

 

     Воспитатель, показывая детям на геометрические фигуры, говорит, что это клумбы, а цветы, которые будут дети высаживать на эти клумбы – крестики (воспитатель рисует крестик на доске).

- Сколько клумб сделали жители?

- Чем клумбы отличаются? (Формой и размером)

- Какая форма находится в верхнем правом (нижнем левом и т.д.) углу?

    Воспитатель предлагает детям посадить на клумбу, которая находится в центре, 1 цветок. Дети рисуют в маленьком круге один крестик.

- На клумбу, которая находится в верхнем правом углу, посадим 2 цветка.

- В нижнем правом углу – вот столько (3) цветов.

- В нижнем левом углу – вот столько (4) цветов.

- В верхнем левом углу – вот столько (5) цветов.

После выполнения задания можно задать вопрос:

- Сколько цветов вы посадили на квадратную (маленькую круглую, треугольную и т.д.) клумбу?

     Воспитатель говорит детям о том, что жители города пошли рассматривать посаженные клумбы. Но так как числа расселились по порядку, то и клумбы они стали обходить тоже по порядку.

- К какой клумбе пошли жители сначала? (К маленькой круглой, потому что на ней растет 1 цветок.)

- Какая клумба была следующая? (треугольная, большая круглая и т.д.)

    Воспитатель предлагают детям прошагать пальчиками от клумбы к клумбе по порядку, а затем соединить по порядку клумбы линией (то есть нарисовать путь жителей от клумбы к клумбе).

 

6. Осмысление

Дидактические задачи: создаем ситуацию успеха.

- В какой стране мы сегодня побывали?

- Кому и чем мы сегодня смогли помочь?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"

Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия:  закрепление навыков количественного счета в...

Открытое занятие по математике Путешествие в город математики

Продолжать закрепление детей  в счёте ( обратный и прямой) ; закреплять умение детей: расставлять числа  в порядке убывания и возростания ; называть соседей числа; решать приеры...

Открытое занятие по математике в старшей группе. «Путешествие на планету математики»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....

Конспект открытого занятия по математике на тему: «Волшебная математика»

Программное содержание: Закрепить понятие цифровой ряд; Закрепить понятия четные и нечетные числа; В игровой форме повторить дни недели; Найти лишнее слово в рядах слов; Решить задачи на сложение и вы...