Открытое занятие по математике
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Ломоносовская школа-Зеленый мыс»
Открытое занятие по математике
«Числовой ряд»
Воспитатель: Меркс Н.Ю
2024
Тема: ЧИСЛОВОЙ РЯД
Цель:
1) формировать представление о числовом ряде, закреплять умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, формировать опыт обратного счета от 5 до 1;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлекторного метода);
3) закреплять представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве.
Материалы к занятию
Демонстрационный:
1) Домики с открывающимися дверями;
2) Карточка с 5 геометрическими фигурами, внутри которых нарисованы крестики (образец заполнения задания).
Раздаточный:
1) Карточка с изображенными на них 5 домиками;
2) Карточка с точками от 1 до 5;
3) Карточка с цифрами от 1 до 5;
4) Карточка с 5 геометрическими фигурами.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
- У каждого из нас есть семья. У кого-то семья большая, а у кого-то поменьше.
Далее воспитатель задает вопросы детям, у которых количество членов семьи отличается.
- Саша (Настя, Лера), сколько человек в твоей семье?
После ответов детей воспитатель рассказывает, что в Числовой стране, в которой дети уже не раз побывали, построили новый городок.
Одна улица в этом городке уже заселена, другую улицу нужно заселить. Жить на этой улице будут точки. Заселяться в домики точки будут семьями.
Воспитатель предлагает детям отправиться в этот городок и помоч точкам расселиться по новым домам.
- Хотите расселить точки по домам?
- Сможие?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать умение считать в пределах 5, соотносить цифры 1-5 с количеством.
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги с нарисованными на них пятью домиками. На крыше каждого домика имеется флажок.
Кроме этого, у каждого ребёнка есть карточки с разным количеством точек от 1 до 5.
Воспитатель, показывая на карточки с точками, рассказывает:
- Жили-были точки. Жили они семьями. Семьи были разными, то есть в каждой семье было разное количество точек.
- Покажите семью, в которой три (две, четыре и т.д.) точки.
Дети находят карточку с названным количеством точек и дотрагиваются до нгее пальчиком.
- Решили точки поселиться на одной улице. Домики свои поставили в ряд.
Воспитатель обращает внимание детей на их рисунки.
- Расселите точки по домикам.
Дети произвольно кладут карточки с точками в домики.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию для построения числового ряда;
2) Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Захотели точки погулять.
Дети сдвигают карточки с домиков и перемешивают их.
- Вдруг начался дождь, точки побежали домой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что точки должны зайти в свои домики, в которых они были вначале.
Как правило, дети этого не помнят.
- Кто смог расселить точки в те же домики, что сначала?
- Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не помним, где были точки вначале).
Воспитатель уточняет:
- Потому что мы не знаем, КАК надо было расселить точки, чтобы не забыть, кто в каком домике живёт.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) Формировать представление о числовом ряде, закреплять умение соотносить цифру с количеством;
2) Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель предлагает детям самим придумать способ расселения.
Если никто из детей не предложит расселить точки по порядку, воспитатель подводит их к этой мысли, например, так:
- Когда вам легче найти игрушки – когда наведён порядок или когда они разбросаны?
- Найдите самую маленькую семью. Сколько там точек?
- В каком домике её поселить, чтобы был порядок?
Выслушиваются все ответы детей, после чего делается вывод, что самую маленькую семью надо поселить в домик с красной крышей, т.е. в первый домик.
Дети берут карточку с одной точкой и кладут её на изображение домика с красной крышей.
Дальше работа ведётся аналогично.
- Как вы думаете, какая семья должна жить во втором домике? (Семья с двумя точками).
Остальные карточки дети расселяют в домики самостоятельно. Задание проверяется индивидуально у каждого ребёнка.
После этого воспитатель предлагает детям на крышу каждого домика, как флажок, поместить карточку с числом, которое показывает, сколько точек живёт в этом домике.
Дети соотносят числа 1-5 с количеством точек и на крышу каждого домика кладут соответствующую карточку.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1.
Дидактические задачи:
1) Закреплять представление о числовом ряде;
2) Формировать представление о прямом и обратном счёте;
3) Закреплять умение соотносить цифру с количеством.
Воспитатель говорит, что наступило утро, и семьи разошлись по своим делам.
Дети снова вынимают карточки из домиков и перемешивают их.
- Первой вернулась домой семья из пяти точек.
Дети находят карточку с пятью точками и кладут её в домик с числом 5 на крыше.
- Затем пришла семья из трёх (двух и т.д.) точек.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребёнка.
Семьи благодарят детей за то, что их так хорошо расселили по своим домам, и предлагают прогуляться по улице вдоль домов, начиная от первого дома с красной крышей. Дети идут пальчиками, как ножками, называя при этом количество членов семьи в каждом доме: один, два и т.д.
- Давайте пройдёмся обратно.
Дети идут в обратную сторону, называя числа: пять, четыре и т.д.
Часть 2.
Дидактические задачи: закреплять умение находить место числа в ряду.
Воспитатель собирает детей возле себя и рассказывает, что в городе есть еще одна улица, и предлагает сходить туда.
Дети, вместе с воспитателем, подходят к домикам (см. «Демонстрационный материал»). Двери в домиках открываются и в них видны числа 1, 2, 3, 4, 5. Воспитатель говорит детям, что на этой улице живут числа, которые предлагают детям поиграть в прятки.
Воспитатель просит детей закрыть глаза и закрывает дверь одного из домиков – например, того, в котором живет число 4.
- Какое число спряталось?
- Почему ты думаешь, что спряталось число 4? (Потому что после числа 3 идёт число 4.)
Часть 3.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Воспитатель рассказывает о том, что числа, поселившись в домики, решили разбить неподалёку сад с клумбами. До сада можно доехать на велосипедах.
Дети ложатся на спину и делают движения ногами, как при езде на велосипеде. Ехать можно быстро, как будто съезжая с горки, можно с трудом крутить педали, как будто поднимаясь в горку.
Часть 4.
Дидактические задачи:
1) Закреплять представление о числовом ряде, умение вести счет по названному числу, соотносить цифру с количеством;
2) Закреплять изученные геометрические фигуры и пространственные отношения, умение ориентироваться в пространстве, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов.
Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами.
Воспитатель, показывая детям на геометрические фигуры, говорит, что это клумбы, а цветы, которые будут дети высаживать на эти клумбы – крестики (воспитатель рисует крестик на доске).
- Сколько клумб сделали жители?
- Чем клумбы отличаются? (Формой и размером)
- Какая форма находится в верхнем правом (нижнем левом и т.д.) углу?
Воспитатель предлагает детям посадить на клумбу, которая находится в центре, 1 цветок. Дети рисуют в маленьком круге один крестик.
- На клумбу, которая находится в верхнем правом углу, посадим 2 цветка.
- В нижнем правом углу – вот столько (3) цветов.
- В нижнем левом углу – вот столько (4) цветов.
- В верхнем левом углу – вот столько (5) цветов.
После выполнения задания можно задать вопрос:
- Сколько цветов вы посадили на квадратную (маленькую круглую, треугольную и т.д.) клумбу?
Воспитатель говорит детям о том, что жители города пошли рассматривать посаженные клумбы. Но так как числа расселились по порядку, то и клумбы они стали обходить тоже по порядку.
- К какой клумбе пошли жители сначала? (К маленькой круглой, потому что на ней растет 1 цветок.)
- Какая клумба была следующая? (треугольная, большая круглая и т.д.)
Воспитатель предлагают детям прошагать пальчиками от клумбы к клумбе по порядку, а затем соединить по порядку клумбы линией (то есть нарисовать путь жителей от клумбы к клумбе).
6. Осмысление
Дидактические задачи: создаем ситуацию успеха.
- В какой стране мы сегодня побывали?
- Кому и чем мы сегодня смогли помочь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-403135-1392141064.jpg)
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие на планету "Математики"
Занятие итоговое...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"
Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия: закрепление навыков количественного счета в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-523426-1420549622.jpg)
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118726-1349627577.jpg)
Открытое занятие по математике Путешествие в город математики
Продолжать закрепление детей в счёте ( обратный и прямой) ; закреплять умение детей: расставлять числа в порядке убывания и возростания ; называть соседей числа; решать приеры...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-552387-1419169479.jpg)
Открытое занятие по математике в старшей группе. «Путешествие на планету математики»
Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679161-1443938661.jpg)
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Волшебная математика»
Программное содержание: Закрепить понятие цифровой ряд; Закрепить понятия четные и нечетные числа; В игровой форме повторить дни недели; Найти лишнее слово в рядах слов; Решить задачи на сложение и вы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-578207-1651774352.jpg)
Самоанализ занятия "Переполох в стране математики" итоговое открытое занятие по математике в подготовительной группе
Самоанализ итогового открытого занятия "Переполох в стане математики"...