Развитие математических представлений дошкольников посредствам Lego-конструирования
консультация по математике (подготовительная группа)
Материал для общего ознакомления педагогов с тем, как можно использовать Lego в формировании элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математических представлений дошкольников посредством Lego-конструировния
Подготовила: Комарова А.А.
Развитие математических способностей детей является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, оно имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций. Основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Вклад конструирования в развитие ребенка заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное развитие математических способностей детей, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что актуально для дошкольников, поскольку игра является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде. Конструирование основано на действии, а в формировании математических способностей ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т.д.)
Существует немало разновидностей конструкторов для работы с детьми разных возрастов, а саму работу по направлению Конструирование можно разделить по следующие подвиды:
- конструирование из строительного материала (детали различных геометрических форм из дерева и других материалов);
- конструирование из деталей конструкторов с разнообразными креплениями (например, Лего или металлический конструктор с гайками и винтами);
- конструирование из крупногабаритных модулей, как правило, из мягких материалов.
Сегодня я хочу остановиться на конструировании с помощью Lego и рассмотреть, как оно помогает развитию математических представлений дошкольников.
Lego-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и, в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучению.
Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для реализации целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
LEGO был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном, столяром из небольшого городка Билунд в Дании. В 50-х годах прошлого столетия производитель игрушек Кирк Кристиансен стал развивать систему игровых материалов, направленных на развитие воображения и творческих способностей мальчиков и девочек дошкольного возраста. Постепенно деревянные элементы конструктора уступили место элементам, изготовленным из пластика, и стали называться LEGO.
Основная деталь – кирпичик LEGO, представляет собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и другие.
Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для детей дошкольного возраста существует несколько видов Лего-конструкторов:
- LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.
- LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.
- LEGO -конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит детей дошкольного возраста с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.
- LEGO -конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.
Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-конструкторов:
- широкие технические характеристики
- многофункциональность
- эстетический внешний вид
- возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность
Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность.
Применение LEGO способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. В играх «Найди пару», «На что похож?», «Угадай фигуру» «Светофор», «Что изменилось?» дети определяют форму деталей, группируют по заданному признаку.
В играх «Построй длинную (короткую) дорожку!», «Широкая и узкая тропинка», «У кого выше» и др., формируются представления о параметрах величины предметов, первоначальных измерительных умений (измерять длину, ширину, высоту предметов). В играх детей средней и старшей групп даются задания, предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем замены мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей.
Широко используется LEGO -конструктор для формирования умения считать, закрепления представлений о цифрах, о составе числа из единиц и двух меньших чисел, о связях и отношениях между смежными числами.
Например, играя с набором «Математический поезд» (конструктор из блоков лего-Duplo) дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5) и выполняют задания «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д).
В игре «Веселые цифры» цифры конструируются из ЛЕГО-конструктора и детям предлагаются следующие задания «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д.
Конструктор помогает детям научиться ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу что, Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет LEGO-конструктор. Он яркий, красочный, полифункциональный материал.LEGO-конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.
Проводя диагностические исследования в начале учебного года у части детей в группы я выявила отсутствие интереса к выполнению математических заданий, низкий уровень самостоятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Всвязи с полученными результатами, помимо стандартных занятий по ФЭМП, я решила разнообразить свою деятельность в кружке по Lego-конструированию. Таким образом наряду с занятиями, соответсвующими планированию, мной были добавлены некоторые задания на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе я использовала следующие игровые и обучающие задания:
- Игры с числами.
К данной группе относятся игры по обучению детей дошкольного возраста навыком устного счета с опорой на счетный материал ( в нашем случае счетным материалом являлись кубики конструктора), а также визуализация и воспроизведение на плоскостной панели (пластине) чисел натурального ряда.
- Игры с фигурами.
К данной группе относятся игры по формированию представлений о плоскостных и объёмных фигурах таких как круг-шар, треугольник-конус, квадрат-куб и др.
- Игры, содержащие временной компонент.
К данной группе можно отнести игры по формированию таких представлений, как времена года, части суток. Благодаря разнообразным заданиям дети могут, например, изобразить снежинки, если это зима, цветок, если это лето и т.д.
- Игры на ориентацию в пространстве.
К данной группе относятся игры на формирование пространственных представлений на плоскости. Например : в превом верхнем углу пластины изобрази ...., в левом нижнем углу пластины изобрази....
Также можно прорабатывать такую вариацию: выложи красную горизонтальную линию в середине, под ней нарисуй квадрат, над ней круг.
Или выложи вертикальную линию, слева от нее положи 5 красных кубиков, справа 8 желтых.
Вариаций игр с Lego-конструктором существует великое множество. Всё зависит от воображения и предприимчивости работающего педагога.
В результате своей проделанной работы я получила следующие результаты:
- Дети знают как выглядят числа натурального ряда в возрастных пределах, могут их изобразить.
- Умеют складывать и отнимать числа, опираясь на количество деталей.
- Знают как выглядят плоскостные геометрические фигуры и, соответственно могут изобразить их как на пластине, так и без неё.
- Мы с детьми улучшили знания по определению частей суток и временам года. Дети могут назвать отличительные черты разных частей суток и времён года.
- Дети стали лучше ориентироваться в пространстве как на плоскости, так и в своём окружении, понимая различные устные задачи ( загляни под стол, что слева от тебя и др.)
Помимо всего вышесказанного я провожу с детьми работу по составлению простейших арифметических задач, обучая их, опираясь на детали конструктора, придумывать условие и вопрос задачи. Данная работа позволяет детям научиться различать понятия условие и вопрос. Работа в данном направлении ведётся параллельно с работой по основной программе детского сада и о её результатах говорить , пока, рано. Однако, дети совершают успехи, отрабатывая навыки составления условий не только на занятиях по ФЭМП.
Несмотря на проделанное уже, мне предстоит объёмная работа, для того, чтобы создать хорошую базу по ФЭМП с использованием Lego- конструирования.
И в заключение мне хотелось бы отметить, что все мы, как педагоги, знаем, какую огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Элементарные математические представления необходимы для развития игровой, конструктивной и трудовой деятельности.Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет конструктор Lego. Он помогает детям в игровой форме освоить элементарные математические представления. Главное, «заразить» ребёнка игрой, не просто разбудить в нём интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя можно многому научиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш помощник - светофор»Открытое мероприятие, непосредственно – образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO - конструирования
Выступление, районное методическое объединение педагогов дошкольного образования по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей»Открытое мероприятие, непосредственно – обр...

Опыт работы "Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр с использованием педагогической технологии Л.Г. Петерсон"старший возраст
В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышение...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO конструирования в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Математика»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с применением LEGO конструирования...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO – конструирования. "Колобок на новый лад"
В процессе НОД у детей развиваются логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность, коммуникативные навыки....

Перспективное планирование в младшей группе по теме: «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»
План работы по легоконструированию...

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»
Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....

Семинар - практикум: «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования и робототехники»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по LEGO -конструированию.Задачи:- обобщить и закрепить теоретические представления о конс...