Развитие математических представлений дошкольников посредствам Lego-конструирования
консультация по математике (подготовительная группа)

Комарова Анастасия Александровна

Материал для общего ознакомления педагогов с тем, как можно использовать Lego в формировании элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matmaticheskih_predstavleniy_doshkolnikov.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений дошкольников посредством Lego-конструировния

Подготовила: Комарова А.А.

Развитие математических способностей детей является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, оно  имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций.  Основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.

Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Вклад конструирования в развитие ребенка заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное развитие математических способностей детей, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что актуально для дошкольников, поскольку игра является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде. Конструирование основано на действии, а в формировании математических способностей ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т.д.)

Существует немало разновидностей конструкторов для работы с детьми разных возрастов, а саму работу по направлению Конструирование можно разделить по следующие подвиды:

  • конструирование из строительного материала (детали различных геометрических форм из дерева и других материалов);
  • конструирование из деталей конструкторов с разнообразными креплениями (например, Лего или металлический конструктор с гайками и винтами);

  • конструирование из крупногабаритных модулей, как правило, из мягких материалов.

Сегодня я хочу остановиться на конструировании с помощью  Lego и рассмотреть, как оно помогает развитию математических представлений дошкольников.

Lego-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и, в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучению.

Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для реализации целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

LEGO был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном, столяром из небольшого городка Билунд в Дании. В 50-х годах прошлого столетия производитель игрушек Кирк Кристиансен стал развивать систему игровых материалов, направленных на развитие воображения и творческих способностей мальчиков и девочек дошкольного возраста. Постепенно деревянные элементы конструктора уступили место элементам, изготовленным из пластика, и стали называться LEGO.

Основная деталь – кирпичик LEGO, представляет собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и другие.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для детей дошкольного возраста существует несколько видов Лего-конструкторов:

  • LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.
  • LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.
  • LEGO -конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит детей дошкольного возраста с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.
  • LEGO -конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-конструкторов:

  • широкие технические характеристики
  • многофункциональность
  • эстетический внешний вид
  • возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность.

Применение LEGO способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. В играх «Найди пару», «На что похож?», «Угадай фигуру» «Светофор», «Что изменилось?» дети определяют форму деталей, группируют по заданному признаку.

В играх «Построй длинную (короткую) дорожку!», «Широкая и узкая тропинка», «У кого выше» и др., формируются представления о параметрах величины предметов, первоначальных измерительных умений (измерять длину, ширину, высоту предметов). В играх детей средней и старшей групп даются задания, предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем замены мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей.

Широко используется LEGO -конструктор для формирования умения считать, закрепления представлений о цифрах, о составе числа из единиц и двух меньших чисел, о связях и отношениях между смежными числами.

Например, играя с набором «Математический поезд» (конструктор из блоков лего-Duplo) дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5) и выполняют задания «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д).

В игре «Веселые цифры» цифры конструируются из ЛЕГО-конструктора и детям предлагаются следующие задания «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д.

Конструктор помогает детям научиться ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу что, Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет LEGO-конструктор. Он яркий, красочный, полифункциональный материал.LEGO-конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.

Проводя диагностические исследования в начале учебного года у части детей в группы я выявила отсутствие интереса к выполнению математических заданий, низкий уровень самостоятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Всвязи с полученными результатами, помимо стандартных занятий по ФЭМП, я решила разнообразить свою деятельность в кружке по Lego-конструированию. Таким образом наряду с занятиями, соответсвующими планированию, мной были добавлены некоторые задания на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе я использовала следующие игровые и обучающие задания:

  1. Игры с числами.

К данной группе относятся игры по обучению детей дошкольного возраста навыком устного счета с опорой на счетный материал ( в нашем случае счетным материалом являлись кубики конструктора), а также визуализация и воспроизведение на плоскостной панели (пластине) чисел натурального ряда.

  1. Игры с фигурами.

К данной группе относятся игры по формированию представлений о плоскостных и объёмных фигурах таких как круг-шар, треугольник-конус,  квадрат-куб и др.

  1. Игры, содержащие временной компонент.

К данной группе можно отнести игры по формированию таких представлений, как времена года, части суток. Благодаря разнообразным заданиям дети могут, например, изобразить снежинки, если это зима, цветок, если это лето и т.д.

  1. Игры на ориентацию в пространстве.

К данной группе относятся игры на формирование пространственных представлений на плоскости. Например : в превом верхнем углу пластины изобрази ...., в левом нижнем углу пластины изобрази....

Также можно прорабатывать такую вариацию: выложи красную горизонтальную  линию в середине, под ней нарисуй квадрат, над ней круг.

Или выложи вертикальную линию, слева от нее положи 5 красных кубиков, справа 8 желтых.

Вариаций игр с Lego-конструктором существует великое множество. Всё зависит от воображения и предприимчивости работающего педагога.

В результате своей проделанной работы я получила следующие результаты:

  • Дети знают как выглядят числа натурального ряда в возрастных пределах, могут их изобразить.
  • Умеют складывать и отнимать числа, опираясь на количество деталей.
  • Знают как выглядят плоскостные геометрические фигуры и, соответственно могут изобразить их как на пластине, так и без неё.
  • Мы с детьми улучшили знания по определению частей суток и временам года. Дети могут назвать отличительные черты разных частей суток и времён года.
  • Дети стали лучше ориентироваться в пространстве как на плоскости, так и в своём окружении, понимая различные устные задачи ( загляни под стол, что слева от тебя и др.)

Помимо всего вышесказанного я провожу с детьми работу по составлению простейших арифметических задач, обучая их, опираясь на детали конструктора, придумывать условие и вопрос задачи. Данная работа позволяет детям научиться различать понятия условие и вопрос. Работа в данном направлении ведётся параллельно с работой по основной программе детского сада и о её результатах говорить , пока, рано. Однако, дети совершают успехи, отрабатывая навыки составления условий не только на занятиях по ФЭМП.

Несмотря на проделанное уже, мне предстоит объёмная работа, для того, чтобы создать хорошую базу по ФЭМП с использованием Lego- конструирования.

И в заключение мне хотелось бы отметить, что все мы, как педагоги, знаем, какую огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Элементарные математические представления необходимы для развития игровой, конструктивной и трудовой деятельности.Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет конструктор Lego. Он помогает детям в игровой форме освоить элементарные математические представления. Главное, «заразить» ребёнка игрой, не просто разбудить в нём интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя можно многому научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш помощник - светофор»Открытое мероприятие, непосредственно – образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO - конструирования

Выступление, районное методическое объединение педагогов дошкольного образования по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей»Открытое мероприятие, непосредственно – обр...

Опыт работы "Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр с использованием педагогической технологии Л.Г. Петерсон"старший возраст

В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышение...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO – конструирования. "Колобок на новый лад"

В процессе НОД у детей развиваются логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность, коммуникативные навыки....

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....

Семинар - практикум: «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования и робототехники»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по LEGO -конструированию.Задачи:- обобщить и закрепить теоретические представления о конс...