Конспект занятия с детьми старшей группы интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» «Новогодние хлопоты»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Потапова Анна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 комбинированного вида Петродворцового района

 Санкт-Петербурга

Конспект занятия с детьми  старшей группы

интеграция  образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»                                                                               «Новогодние хлопоты»

Составитель: Потапова Анна Юрьевна

Воспитатель первой квалификационной категории

ГБДОУ детского сада № 30

Санкт-Петербург 2024 год

Реализуемые программы:

1. Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 30 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Интеграция образовательных областей:   «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии:

 Игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Методы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Планируемый результат:

Использование полученных знаний в реальной действительности.

Цель: формировать умение применять математические знания.

Образовательные задачи:  

- Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 8, закреплять умение называть соседей заданного числа.

- Закреплять умение ориентироваться на плоскости (правый (левый) верхний (нижний) угол, середина правой (левой, верхней, нижней) стороны, центр).

- Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать и классифицировать их по свойствам (по цвету, форме и размеру).                                                                                    

Развивающие:

- Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук, сообразительность, внимание.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

                                                                                                                                   Воспитательные: 

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Активизация словаря: новогодние хлопоты,  елочные игрушки, гирлянда

 Материалы для педагога:  Белая ткань, мольберт, картина с зимним пейзажем, елочка, елочные игрушки, часы без двух цифр (7 и 8), образец письма, образец елочной гирлянды, запись музыкальной игры «Елочки – пенечки», запись боя часов.

Материалы для детей:  браслет на правую руку, коврики на каждого ребенка, «марки» для письма (елочка, звездочка, снежинка, мишка, конфетка), блоки Э. Дьенеша, ленточка, счетные палочки, шнурки разноцветные, камушки.

Предварительная работа: счет до 8 и обратно, решение арифметических задач, игры на ориентировку в пространстве, дидактические игры с блоками Э. Дьенеша.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дети заходят в группу и останавливаются перед мольбертом, накрытом белой тканью.

Воспитатель: Закроем глаза и представим, что мы оказались на лесной полянке, что мы можем там увидеть? Давайте фантазировать! (Ответы детей: снег, деревья, птицы, животные и т.д.) Воспитатель снимает белую ткань, под которой находиться картина с зимним пейзажем.

Открывайте глаза и подходите к мольберту, вы многое назвали, а теперь рассмотрим лесную полянку поближе.

Воспитатель: Ребятки посмотрите на картину и скажите, какое время года изображено на картине? (Зима) Как вы об этом узнали? (Ответы детей) Чего на картине много, а чего по одному? (Ответы детей) Что мы видим в нижней части картины? А верхней части картины? Посередине, слева, справа? Чем занимаются животные зимой? (Медведь спит в берлоге, а зайчик бегает от лисы) Можно ли сказать, что у животных зимой много хлопот? (Ответы детей) А у людей зимой много хлопот? (Да)  Чем занимаются люди зимой? (Катаются на санках, играют в снежки и т.д.) Какой  главный праздник люди отмечают зимой? (Новый год) Как люди готовятся к Новому году? (Наряжают елку, украшают дом, приглашают гостей и готовят угощения и подарки). Воспитатель следит, чтобы дети отвечали полным предложением, поправляет по необходимости.

Все это называется новогодние хлопоты!  Как выдумаете, с чего приятнее всего начинать новогодние хлопоты? (С украшения елки)  

 Хочу предложить всем вместе нарядить елочку!

2. Основная часть

 Дети садятся на стулья возле елочки. Только елочка не простая, а математическая.  Посчитаем количество веток, чтобы правильно ее нарядить (Дети считают от одного до пяти) Дети вызываются по одному.

Воспитатель: На первую ветку нужно повесить 3 маленьких шарика. Скажи, что ты сделал? (Ответы детей)

Воспитатель: На 3 ветку нужно повесить большие шары, но на 1 больше, чем на 1 ветке (четыре) Сколько шаров ты повесил? (Ответы детей)

Воспитатель: На вторую ветку повесьте столько же звезд, сколько шаров на третей ветке. Сколько звезд ты повесил? (Ответы детей)

Воспитатель: что можно сказать о количестве игрушек на 2 и 3 ветке?

(Их поровну)

Воспитатель: Какая по счету ветка находится между 3 и 5 веткой? (Ответы детей)

Воспитатель: Повесь на четвертую ветку сосулек на одну больше, чем на  3 ветке (пять). Сколько всего сосулек надо повесить? (Ответы детей)

Воспитатель: На пятую ветку повесьте пожалуйста на 1 шишку больше, чем сосулек на 4 ветке (шесть) Скажи сколько нужно взять шишек? (Ответы детей)

Воспитатель: Какая ветка находится после первой?  (Вторая) После второй? (Третья) А перед второй (Первая) Какая ветка вам нравится больше всего? (Ответы детей) На какой ветке меньше всего игрушек? А больше всего? На каких ветках игрушек поровну?

Воспитатель: А теперь поиграем !

Музыкальная игра «Елочки -пенечки»

Воспитатель: Посмотрите на нашу елочку и скажите что вы на ней видите? (Елочные игрушки и гирлянду) А гирлянда горит? Почему не горит? (Сломалась) Что можно с ней сделать? (Починить) Предлагаю починить гирлянду и зажечь нашу елочку!

3. Работа за столами

Игра  «Собери гирлянду» (С блоками Дьенеша)

Воспитатель приглашает детей за столы.

Воспитатель: Гирлянду мы будем собирать по инструкции. Только тогда она загорится. Положите ленточку посередине. Собирать гирлянду мы будем слева направо. Воспитатель обращает внимание на подсказку – снежинку в левом верхнем углу.

Первым положи 1 маленький треугольник. Но не синий и не красный.

Вторым большой круг. Но не синий и не желтый;

Дальше идет маленький квадрат, но не красный и не желтый;

Четвертым идет большой треугольник не желтый и не синий.

Последним положи маленький прямоугольник не синего и не красного цвета. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Теперь давайте проверим. Лера, какая фигура у тебя первая? (Маленький желтый треугольник). Жора, какая фигура у тебя вторая? (Большой красный круг) Лиза, какая фигура у тебя третья по счету?

(Я положила маленький синий квадрат) Максим, какая фигура у тебя последняя? (Последняя фигура маленький прямоугольник желтого цвета). Проверим, если мы правильно собрали гирлянду, она должна загореться. Какие волшебные слова можно сказать, чтобы елочка загорелась? (Ответы детей) Скажем дружно: Раз, два, три, елочка гори! Вспомним наши новогодние хлопоты, что мы уже сделали? (нарядили елку, зажгли гирлянду), какие хлопоты еще остались? (Ответы детей) Можем ли мы отправить письмо Дедушке Морозу с нашими пожеланиями? (Да)

Зрительная гимнастика «Где снежинка?»

Детям предлагается следить за снежинкой только глазами зажмуриться, поморгать глазами.

Игра «Наклей марки»

Детям предлагается разложить картинки на коврике по инструкции воспитателя. Воспитатель обращает внимание на подсказку - браслет на правой руке.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, чтобы письмо дошло до Дедушки Мороза нужно правильно наклеить марки, и только тогда письмо дойдет! Слушайте внимательно!

Наклеим елочку посередине, снежинку в правый верхний угол, мишку в левый верхний угол, а конфетку в левый нижний угол. Далее дети по одному говорят куда они «наклеили марки», остальные проверяют правильность выполнения задания. Думаю, все хлопоты позади, и вы готовы к встрече праздника! Воспитатель приглашает детей на ковер. Динамическая пауза:

 Мы шагаем по сугробам

Поднимаем выше ногу, (Дети идут высоко поднимая ноги)

Топ, топ, топ, топ, (широко шагают)

Бух! Упали все в сугроб! (приседают)

Раздается бой часов

Воспитатель: Ребята, что это за звук? (Это бой часов).  А вы знали, что существует такая традиция встречать Новый год ровно в 12. В 12 часов старый год уходит, а Новый год приходит! Как же люди поймут, когда наступит 12 часов? Как мы можем узнать сколько время?  (Ответы детей) Правильно, нам нужны часы.  У нас тоже есть часы. Воспитатель показывает детям часы, в которых не хватает двух цифр 7 и 8. 

 Воспитатель: всё ли в порядке с нашими часами? Можем ли мы правильно определить время? (Нет, не хватает двух цифр 7 и 8) Что же теперь делать? Ведь Новый год может не наступить! (Нужно починить часы) Сможем ли мы собрать недостающие цифры? (Да!) Я приглашаю вас на коврик, чтобы собрать недостающие цифры.

Игра «Собери цифру»

Приглашаю детей на ковер. Делю на 2 команды, прошу поискать цифру под подносом, одна команда собирает цифру 7, другая команда цифру 8.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам собрать цифры из разных материалов.  Но не задерживайтесь, когда вы услышите бой часов, задание должно быть выполнено!

Детям на выбор предлагается: счетные палочки, камешки и шнурки разных цветов. По окончании выполнения задания предлагается «сходить в гости» к другой команде и посмотреть на цифры друг друга. Затем воспитатель вместе с детьми возвращает цифры на место, уточняя их порядок.

 4. Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво кругом! Давайте вспомним какие приятные хлопоты нас сегодня ожидали? (Наряжали елку, зажгли гирлянду, отправили письмо Дедушке Морозу и починили часы)  А какие новогодние хлопоты были приятны для вас? (Ответы детей) Что из того, что мы делали сегодня вы могли сделать дома? Чему вы могли бы научить родителей, братишек и сестричек? Какое у вас настроение? Можно ли сказать, что оно новогоднее? Пожелаем нашим гостям счастливого Нового Года!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»ВИ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»...

Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ. Тема: «По тропинкам любимых сказок»

В конспекте представлена непосредственно образовательная деятельность по двум основным образовтельным областям "Познавательное развитие " и "Речевое развитие" для детей 4-5 лет с э...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" и "Речевое развитие" для детей старшей группы "Игры с о Снеговиком"

Цель: Развитие когнитивных функций у детей старшего возраста средствами ИКТ; уточнение знаний детей признаков зимы; закрепление знаний о геометрических фигурах и основных цветов.Занятие проходит...

Конспект занятия в младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цели: - учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью, - расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов; - воспитывать интерес и бережное отно...

Конспект занятия в средней группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема ОД «Встречаем птиц»

Занятие представлено как итоговое и предполагает закрепление уже полученных детьми знаний о птицах. В занятии видим интеграцию областей: познавательное развитие(ознакомление с миром природы) и образов...