НОД по ФЭМП "Число 9. Цифра 9"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель - познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Образовательная область | Познавательное развитие | |||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | |||||
Тип НОД | Открытие нового знания | |||||
Тема НОД | «Число 9. Цифра 9» | |||||
Цель | познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до числа 9 | |||||
Задачи | - сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»; - тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем перерасчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя; - тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, творческие способности, инициативность | |||||
Материал | Раздаточный: Два набора фигур: 2 квадрата,2 круга, 2 треугольника, 2 овала такого же размера красного на каждого; 1 прямоугольник красного цвета и 1 прямоугольник желтого цвета на каждого; карточки с записью чисел 1-9 | |||||
Предполагаемый результат | Дети знают цифру 9, считают до 9, умеют соотносить цифру 9 с количеством | |||||
Этапы | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |
Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь. | ||||||
I. Введение в ситуацию | Воспитатель собирает около себя детей и предлагает вспомнить, что такое оранжерея, были ли там, кто работает в оранжерее. -кто занимается разведением цветов? Сообщает детям, что король просит помочь его садовнику посадить новые цветы. Хотите помочь? Сможете это сделать? | беседа | Впечатления из личного опыта Садовник занимается разведением цветов. Дети фиксируют детскую цель помочь садовнику посадить новые цветы | Личностные, коммуникативные | Ответы на вопросы: Хотите помочь? Сможете? | |
Этапные задачи: актуализировать порядковый счет до 9, умение сравнивать численность двух групп предметов путем перерасчета и составления пар, различать геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя; тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать внимание, логическое мышление память, воображение, речь. | ||||||
II. Актуализация знаний | Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры-цветы, которые садовник будет сажать на клумбы. Король хочет, чтобы у него было 2 клумбы. На каждой клумбе должны расти цветы, которые чем-либо похожи. Предлагает рассмотреть: есть ли среди цветов чем-то похожие? Ответить на вопрос: Какие цветы предложите садовнику посадить на одну и другую клумбу? Воспитатель предлагает выполнить действие: положить красные цветы справа от себя, а желтые-слева и ответить на вопрос: сколько красных цветов, желтых цветов, что можно сказать о количестве красных и желтых цветов. Воспитатель сообщает детям, что садовник королевства не умеет считать, беспокоится, что посадит не поровну цветов и король будет не доволен его работой. Задает вопрос детям: что нужно сделать, чтобы было видно, что красных и желтых цветов действительно поровну и почему так считаете. Воспитатель сообщает детям, что садовник нашел в ящике еще один красный цветок (кладет детям на столы по одному красному прямоугольнику на каждого) Предлагает ответить на вопрос: каких цветов теперь больше? как узнать сколько красных цветов? Воспитатель делает вывод: при счете предметов после 8 идет 9 Как получили число 9? Что нужно сделать, чтобы красных и желтых цветов было поровну? Воспитатель предлагает детям посадить еще один желтый цветок (кладет детям на столы по одному желтому прямоугольнику на каждого) и сравнить поровну ли теперь желтых и красных цветов? Сколько желтых? Сколько красных? Воспитатель делает вывод что 9 и 9-поровну | Наглядный Практический словесный | Дети рассматривают, сравнивают, делают вывод: Есть похожие цветы по цвету-красные, желтые; некоторые похожи по форме-квадраты, круги т.д. Предлагают на одну клумбу посадить красные и на другую-желтые цветы. Дети раскладывают красные цветы справа от себя, а желтые-слева, и делают вывод: красных цветов 8, желтых тоже 8 их поровну, по 8. Дети предлагают: нужно красные и желтые фигуры поставить парами (выкладывают красные и желтые фигуры парами) делают вывод что у каждого красного цветка есть пара-желтый цветок. Дети кладут красный прямоугольник рядом с красными фигурами и говорят что красных цветов больше. Узнать это можно пересчитав цветы Дети предлагают способ действия: Было 8 цветов, добавили еще один и их стало 9. Чтобы красных и желтых цветов стало поровну нужно добавить один желтый или убрать один красный. Каждый ребенок берет по одному желтому прямоугольнику кладут рядом с желтыми фигурами и делает вывод что желтых и красных цветов поровну. Желтых цветов 9 и красных цветов 9 | Познавательные Регулятивные | Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий | |
Этапные задачи: актуализировать знания детей о возможности записать результат счета предметов-цифру, создать мотивационную ситуацию для введения цифры 9; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимание его причины и опыт целеполагания: тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, воображение, логическое мышление. | ||||||
III Затруднение в ситуации | Воспитатель говорит детям, что король хочет написать письмо королю соседнего королевства и рассказать о том, сколько красивых цветов растет на каждой из его клумб. Задает вопрос: как называют знаки, которыми обозначают количество предметов? Воспитатель предлагает выбрать карточки с записью числа 9, затем кладет на стол карточки с цифрами 6,7,8,9 и запись числа 10, причем карточек с цифрой 9 столько же, сколько детей (Воспитатель берет «неправильную» Карточку и предлагает детям рассмотреть карточки, которые они выбрали.) Задает вопрос: какую карточку король вложит в письмо? Смогли помочь королю? Почему не смогли? Что нужно нам сделать? | Словесный Практический | Дети говорят, что знаки, которыми обозначают количество предметов называются цифрами. Дети выбирают карточки с цифрами 9, кто то из детей не знает цифры и берет карточку, на которой записано другое число. Дети затрудняются с ответом. Не сумели помочь королю, потому что не знаем, как записать число 9. | познавательные | Сумели помочь? Почему не сумели? Что нужно сделать? | |
Этапные задачи: сформировать умения различать цифру 9, соотносить цифру 9 с количеством предметов; закрепит способ действия «если что то не знаю, придумаю сам, а потом проверю по образцу», сформировать положительный опыт использования этого способа; тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, речь. | ||||||
IVОткрытие нового знания или способа действий | Воспитатель задает вопрос: как можно узнать то, что не знаешь? Предлагает посмотреть на карточки с изображением 9 предметов и цифрой 9, которые лежат у детей на столах, пересчитайте предметы на карточке и поднимите карточку с цифрой, которой обозначено количество предметов на ней. Воспитатель делает вывод: число 9 записывается с помощью цифры 9. | Наглядный Практический словесный | Дети выбирают способ действия «если что то не знаю, то можно спросить у того кто знает и др.» Дети рассматривают и пересчитывают предметы на карточке и поднимают карточку с цифрой 9 | Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные | Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий. | |
Этапные задачи: тренировать умение соотносить цифру с количеством, выполнять взаимоконтроль; тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук. | ||||||
V Введение новых знаний в систему знаний | Воспитатель говорит: садовник просит навести порядок с семенами и положить в коробочки столько семян цветов, сколько показывает число, написанное на коробочке. После выполнения задания воспитатель задает вопрос: если у садовника чем-то похожие коробки с семенами? Для проверки задания воспитатель предлагает обменяться карточками. | Наглядный Словесный контроль | Дети садятся за столы. Выполняют задание: в пустой клетке нарисуй столько точек, сколько показывает число, стоящее рядом.(рисуют нужное количество точек) Дети отвечают на вопрос: у садовника есть похожие коробки. Это коробки, в которых по 9 семян. | Коммуникативные Личностные Регулятивные | Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий. Взаимоконтроль | |
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. | ||||||
VI Осмысление (итог) | Воспитатель собирает детей около себя и беседует с ними о том, у кого в гостях они побывали? Чем помогли королю и садовнику? Что было трудно? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь садовнику разложить семена в коробочки, помогли королю написать письмо, потому что умеют считать до 9 и знают, как записать число 9 (цифру 9). | Словесный | Дети говорят, что они справились со всеми заданиями. Получили положительные эмоции. | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли? | |
Комментарий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Методический прием по формированию элементарных математических представлений в закреплении правильного написания цифр. Сказка "Царство цифр".
Способ закрепить правильно писать цифры, а не в зеркальном виде....

цифра 4. состав цифра 4.
Количество и счет. Число и цифра 4. составь число 4. Цель: познакомить детей с образованием числа 4,составом число 4, цифрой 4. Задачи:Сформировать умение соотносить цифру ...

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.
План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...