Генезис развития математических представлений у детей дошкольного возраста 5-6 лет
материал по математике (старшая группа)

Генезис развития математических представлений у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Глава 1. Особенности и педагогические приемы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста 5-6 лет.                                                                                                                    

1.1. Развитие математических представлений у дошкольников                       

1.2. Педагогические приёмы формирования математических представлений у детей   

Глава 2. Практическая часть                                                              

2.1. Конспект комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет                   

2.2. Анализ комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет                      

Заключение                                                                                                  

Список использованных источников и литературы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ.        6

1.1. Развитие математических представлений у дошкольников        6

1.2. Педагогические приёмы формирования математических представлений у детей        11

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        15

2.1. Конспект комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет        15

2.2. Анализ комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет        19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        24

ВВЕДЕНИЕ

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей. Актуальность исследования на педагогическом уровне вызвана реформированием дошкольного образования на основе взаимодействия рациональной и когнитивной составляющих новой образовательной концепции, которая характеризуется смещением акцентов с социального заказа и требований науки на самореализацию личности ребенка. Посредством развития математических представлений у дошкольников закладываются предпосылки успешной учебной адаптации.

На занятиях формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей в детском саду.

Одним из видов дидактических средств детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

Цель работы – исследовать генезис развития математических представлений у детей.

Объект – воспитательный и образовательный процессы младших школьников.

Предмет исследования – развитие математических представлений у детей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– изучить педагогические приёмы формирования математических представлений у детей;

– раскрыть конспект комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет;

– провести анализ комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет.

Методы работы: в процессе написания работы использовались такие методы как изучение педагогической литературы, синтез, анализ, сравнение.

Структура работы включает в себя введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение, список испытуемой литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Развитие математических представлений у дошкольников

Всем известно, что математика не только обладает уникальными возможностями для развития детей, приводит «в порядок» ум, но и формирует жизненно важные личностные качества, такие как: алгоритмические навыки, творческие способности, внимание и память, аккуратность и трудолюбие.

Математические представления у детей формируются на каждом этапе в отдельности по своему, начиная от самых элементарных и заканчивая формированием вычислительных навыков в старшем дошкольном возрасте.

Главное для детей младшего дошкольного возраста – это знакомство с предметами и их качествами. Но их действия только начинают становиться целенаправленными, малышам еще трудно следовать к намеченной цели. Они очень легко отвлекаются, интерес легко возникает, но также быстро пропадает [Ашиков, 2000, с. 8].

На начальном этапе математического развития обучающихся у младших школьников начинают формироваться элементарные математические представления. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Большое внимание воспитатели и педагоги в младшей группе дошкольной образовательной организации уделяют упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Младшие школьник в результате получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, они начинают знакомиться с геометрическими фигурами, учиться различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Также в младшем дошкольном возрасте дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

В младшем дошкольном возрасте появляются представления о сравнивании количества предметов, они учатсяразличать, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи, понимать и использовать в речи слова: столько – сколько, поровну, больше, меньше; называть числительные по порядку в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным [Колесникова, 2009, с. 67].

В младшем школьном возрасте дети учатся различать формы предметов. Для ребенка, как впрочем, и для взрослого, геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов. Детей учат сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. А различать – значит находить среди других. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре (сенсорном эталоне), необходимо включение различных анализаторов. Поэтому, когда ребенок нашел круг, необходимо осязательно-двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры. Закреплять представление детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии можно в различных играх и игровых упражнениях.

В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток воспитанники различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» и т.п. [Васильева, Гербова, Комарова, 2014, с. 104].

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи [Болотина, Комарова, Баранов, 2007, с. 105].

В целом можно выделить следующие ключевые направления педагогического состава при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста:

1. Первая младшая группа (два-три года):

– обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);

– учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик – маленький кубик, большая кукла – маленькая кукла, большие машинки – маленькие машинки и т. д.);

– учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;

– развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);

– дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).

2. Вторая младшая группа (три-четыре года):

– учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);

– научить сравнивать предметы по длине (длинный – короткий), ширине (узкий – широкий), по высоте (низкий – высокий);

– познакомить с кругом, квадратом, треугольником;

– учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);

– познакомить с частями суток.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте формируются элементарные математические представления. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и индивидуальный подход воспитателя поможет каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности [Данилова, 1987, с. 57].

В средней группе математические представления воспитанников существенно расширяются. Так, на данном этапе развития педагогический состав делает акцент на следующих направлениях:

– изучить цифры и порядковый счёт в пределах пяти;

– познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;

– познакомить с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат, шар и куб, конус и цилиндр, овал и круг;

– совершенствовать навыки ориентации на плоскости (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);

– развивать временные представления: последовательность годовых сезонов и частей суток.

На занятии по математике в средней группе воспитанники изучают порядковый счёт в пределах пяти [Ерофеева, Павлова, Новикова, 2012, с. 18].

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Обозначим основные задачи формирования математических представлений у детей старшей и подготовительные группы (пять-семь лет):

– сформировать знания цифр от нуля до девяти и состава числа из отдельных единиц;

– познакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах числового ряда первого десятка;

– учить видеть относительные числовые связи (больше, меньше, равно);

– освоить умение самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий по картинкам, записывать решение, решать простейшие примеры;

– совершенствовать знания геометрической формы, развивать навыки различения фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал), а также тел (шар, куб, цилиндр);

– сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров;

– дать знания о весе, объёме, глубине предмета, о сторонах, углах фигур, изучить понятия «треугольник» и «четырёхугольник»;

– сформировать представление об изменении количества, величины, веса, объёма в результате действий перекладывания, переливания, прибавления или убавления;

– развивать навыки ориентирования в пространстве и во времени (знать части света, времена года, последовательность месяцев, дней недели, суточных периодов) [Козлова, 2000, с. 105].

В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе). На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений о числах до 10. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. В течение всего учебного года дети упражняются в счете. С большим интересом дети выполняют задания в дидактических играх: «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай дальше», «Считай – не ошибись», «Кто быстрее назовет», «Сколько», «Поймай мяч» и др. Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению.

1.2. Педагогические приёмы формирования математических представлений у детей

Обучение дошкольной математике очень важно для ребенка, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

В процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста широкое распространение получили различные средства и примеры. Рассмотрим некоторые средства, которые способствуют наилучшему усвоению материала [Водопьянов, 2000, с. 15].

Так, свою эффективность показали наглядные материалы (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций):

1. В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если воспитанники уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».

2. В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.

3. В старшей группе расширяют виды используемого демонстративного материала (картинки, модели, схемы, игрушки, геометрические фигуры, карточки с цифрами и примерами). Простейшие схематические изображения вводятся со второй половины учебного года, например, «пирамидка из чисел», «схемы-карты», на которых в определённой логической последовательности размещены рисунки предметов. Наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и рисунки геометрических фигур.

Для старших дошкольников наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и геометрических фигур [Ядешко, 2008, с. 154].

Также большое значение имеют и словестные средства (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии). Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.

Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?» [Козлова, 2011, с. 102].

Инструктируя старших дошкольников, педагог уделяет особое внимание исключительно новым способам действий. Указания и пояснения не касаются сферы освоенных детьми навыков и приёмов работы. Мыслительную самостоятельность и умственную пытливость стимулируют вопросы мотивирующего характера, пробуждающие интеллектуальный поиск вариативных способов решения задачи, например, «Как проверить? Доказать? Сказать?». Выполнив задание, дети рассказывают, что в какой очерёдности они делали, какие результаты получили.

Особенно эффективными приемами преподавания математики в дошкольном возрасте на различных возрастных этапах являются игровые приёмы. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр [Лисина, 2012, с. 104].

Могут применяться также различные практические приемы:

– Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления. В средней и старшей группе сложность и количество упражнений возрастает.

– Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр. Со старшими дошкольниками начинают использовать комплекс игровых заданий и словесных игр, базирующихся на действии по представлению: «Где больше (меньше)?», «Кто первый назовёт?», «Скажи наоборот» и т. д. Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности.

– Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу, измерить объём, длину, ширину, сравнить, обнаружить связи и закономерности.

– Моделирование геометрических фигур, выстраивание числовых лесенок, создание графических моделей стимулирует познавательный интерес, помогают развить интерес к математическим знаниям.

Таким образом, обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным – это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Конспект комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет

Конспект занятия по РЭМП в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Цели:  

– закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;

– закреплять умение правильно отвечать на вопросы:  сколько?  на каком по счёту месте?

Образовательные задачи:

1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.

2. Совершенствовать знания геометрических фигур.

3. Закрепить знания цвета.

4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.

5. Закрепить ориентировку на листе бумаги

Развивающие задачи:

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца

                                          Ход занятия

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в страну сказок, где живут сказочные герои. На каком транспорте можно путешествовать? Чтобы узнать, на чём мы сегодня будем путешествовать, отгадайте загадку:

                                          Железные избушки,

                                          Прицеплены друг к дружке

                                          Одна из них с трубою.

                                          Ведёт всех за собою.

(Поезд)

Дети под музыку «Весёлые путешественники» изображают, как едут на поезде.

1. Игровое упражнение «Сосчитай»

Вот мы с вами приехали в страну сказок. В этой стране нас будут встречать сказочные герои. Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:

Загадка:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит,

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней

                                         (Красная Шапочка)

– А вот и сама Красная Шапочка

На доске  выставляется картинка  Красной Шапочки

– Она идёт к бабушке. Что она несёт ей? (Ответы детей)

– Молодцы, а ещё она несёт ей конфеты.

– Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)

– Давайте сосчитаем. Сколько конфет Красная Шапочка несёт бабушке?

 Ребенок выходит к доске, выставляет конфеты на доске, считает.

– Сколько всего конфет? (10 конфет)

– Молодцы! Какая по счёту жёлтая конфета? (Жёлтая конфета по счёту 3)

– Какая по счёту голубая конфета?

– Какого цвета пятая  конфета?

– А теперь нам нужно сложить конфеты обратно в корзину.

Ребёнок складывает конфеты в корзину и считает обратный счёт.

– Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.

2. Работа с геометрическими фигурами.

– На следующей станции нас встречает другой сказочный герой. А кто он, отгадайте загадку:

Загадка:

Он не знает ничего.

Вы знаете его.

Мне ответьте без утайки.

Как зовут его?.. (Незнайка)

Воспитатель выставляет на доску картинку Незнайки.

– Дети, Незнайка не знает, что такое геометрические фигуры и какие они бывают. А вы знаете геометрические фигуры? Поможем  Незнайке?

– У вас на столах лежат геометрические фигуры. Поднимите и покажите квадрат. Как ещё можно назвать эту фигуру?  (Четырёхугольник)

– Почему он так называется?  (Потому что у квадрата 4 угла)

– А сколько сторон у квадрата?  (4)

– Сколько углов у треугольника? (3)

– Покажите геометрическую фигуру – прямоугольник.

– Как ещё можно назвать эту фигуру?  (Четырёхугольник)

– Какие стороны у прямоугольника равны?  (Верхняя сторона равна нижней стороне и боковые стороны равны между собой)

Дети  показывают остальные геометрические фигуры (круг, овал, ромб, трапецию)

– Незнайка очень доволен и благодарит вас. А нам пора отдохнуть.

3.  Физкультминутка.

4. Игра «Отгадай загадки»

Загадка:

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спроса

Даже дырку на картине

Носом сделал…Буратино

Воспитатель выставляет на доске картинку Буратино.

– Мальвина дала задание Буратино, но он не может справиться с заданием. Давайте поможем Буратино отгадать загадки. Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы мне будете показывать карточкой с цифрой.

– Сколько хвостов у двух котов?  (2)

– Сколько спинок у трёх свинок?  (3)

– Сколько животиков у пяти бегемотиков?  (5)

– Сколько ушей у двух мышей? (4)

– Сколько домишек у ста муравьишек?  (1)

– Сколько дней в неделе?  (7)

– Сколько носов у шести собак?  (6)

– Сколько рогов у двух быков? (4)

5. Игра «Составь задачу»

Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать следующего героя.

Загадка:

Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый … (Чебурашка)

Воспитатель на доске выставляет картинку Чебурашки

- Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание.

- Одному ему не справиться с таким заданием. Дети, поможем Чебурашке решить задачи?

1. По дороге на полянку

Четыре морковки зайка съел,

На пенёк потом он сел

И еще морковку съел

Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)

– Запиши  решение этой задачи (4+1=5)

– Прочитай запись (К четырём прибавить один получится пять)

2.  Пять пушистых кошечек

    Улеглись в лукошечке.

   Тут одна к ним прибежала.

   Сколько кошек вместе стало? (Шесть кошечек)

– Запиши решение задачи и прочитай запись (5+1=6)

(К пяти прибавить один получится шесть)

8. Итог занятия.

– Вам понравилось путешествовать по стране сказок? (ответы детей)

– Вспомните, каких сказочных героев мы с вами встречали? (Ответы детей)

– Что мы с вами  делали в сказках? (Ответы детей)

– А в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.

2.2. Анализ комплексного занятия по РЭМП для детей 5-6 лет

Вашему вниманию было предложено занятие по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная.

Возрастная группа: 5-6 лет.

Цели данного занятия были следующими:  

– формирование и закрепление навыков счета в пределах 10;

– закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

Задачи данного урока:

Образовательные задачи:

1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.

2. Совершенствовать знания геометрических фигур.

3. Закрепить знания цвета.

4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.

5. Закрепить ориентировку на листе бумаги

Развивающие задачи:

– Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

Воспитательные задачи:

– Повысить заинтересованность учеников к изучению математики, воспитание аккуратности, усидчивости.

Качество подготовленного демонстрационного материала соответствует возрасту. Длительность занятия соответствует нормам САНПИН.  В ходе занятия происходила совместная деятельность педагога и детей, главной составляющей было взаимодействие.

Данное занятие полностью отвечает возрастным особенностям обучающихся. При этом применялся наглядный материал, а также дидактические игры, что позволило существенно повысить интерес воспитанников к занятию, сделать урок занимательным и увлекательным.

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты четко, убедительно, эмоционально. Работа проходила содержательно, интересно и организованно.

В процессе проведения занятия, дети увлекательно слушали преподавателя, живо отвечали на поставленные вопросы, влились в игровую и учебную деятельность.

В ходе выполнения поставленных задач использовались и индивидуальные подходы, каждый ребенок мог показать свои знания и умения. Детей, оказавшихся вне поля зрения педагога, не было.

При проведении урока педагог старался акцентировать внимание учеников на самостоятельном поиске решения, нахождения верного ответа,  каждом моменте занятия воспитатель старался направлять детей на поиск решений проблемы, помогая приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

В процессе деятельности у детей была возможность оценить свои результаты и деятельность товарищей. Создание поисковых ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательными и инициативны. Рефлексия показала, что путешествие по стране оказалось, познавательной и укрепила взаимоотношения в группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, является область математических знаний, так как они достаточно отвлечены и оперирование ими требует выполнения сложных умственных действий.  

Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Значимость этих представлений у дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие».

Основная задача, которая ставится перед методикой формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) для дошкольников заключается в разработке таких методических приемов, которые бы позволили сформировать математические знания на уровне программных требований и способствовали умственному развитию дошкольников.

В дошкольном возрасте возникают представления о числе как о показателе равночисленности множеств; перестраивается восприятие и мышление детей – вырабатывается умение видеть одно и тоже количество независимо от внешних признаков; дети усваивают последовательность и наименование числительных, точно соотносят их с каждым предметом, понимают значение последнего числа как итогового; при сравнении чисел, определяют большее из них по дальности от начала счета или находящееся впереди (сзади) какого – либо числа, а не по количеств единиц в числе; в процессе счета развивается двигательный компонент: вначале передвигают предметы при счете; развивается также и речевой компонент: громко называют слова числительные в процессе счета, затем называют их шепотом» [Леушина, 2006, с. 94].

Методика формирования элементарных математических представлений для дошкольников направлена на реализацию задач общеобразовательного плана. Они включают в себя выработку навыков обследования предметов, определенных практических умений (наложение, измерение, конструирование, чтение рисунков и чертежей, рисование) и т.п.

Для оптимизации образовательного процесса при изучении данной темы большинство педагогов применяют соответствующие игровые методики, а также различные практические упражнения самих обучающихся со счетным раздаточным материалом, применяется различные карточки и таблицы с цифрами, наглядные материалы и пособия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание.  2000.  №1. – С.8-11

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. средн. пед. учеб. завед. – 2-е изд. - М: Академия, 2007. – 354 с.

3. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. Воспитание.  2000.   № 3. – С. 15 – 16.

4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Москва: Мозаика – Синтез, 2014. – 364 с.

5.  Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 243с.

6. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. – М.: Просвещение, 2008. – 415с.

7. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. – М.:Просвещение, 2011. – 645 с.

8. Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987. – 545 с.

9. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012. – 452 с.

10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416с.

11. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. – М.: Творческий центр, 2009. – 256 с.

12. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. – М.: Знание, 2011. – 421 с.

13. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – М.:Балашов, 2006. – 76 с.

14. Лисина М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное. – В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М., 2012. – 535 с.

15. Панферов В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2013. – 156 с.

16. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.

17.  Смирнова Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 118с.

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям  / В.А. Сухомлинский. – Минск: Нар.асвета, 2012. – 288 с.

19. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –  M.: Просвещение, 2011.  –  159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Тема: «Геометрические фигуры. Обобщение.»

Материал занятия поможет закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника....

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".

Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Интерес к математике необходими формировать в дошкольном возрасте,чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....