Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".
методическая разработка по математике (младшая, средняя группа) на тему
Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обогащения сенсорных ощущений и развития мелкой моторики рук (используются различные материалы: контурные картинки, выполненные из бархатной и глянцевой бумаги, а также из различных тканей: драпа, ситца, шелка, синтепона, поролона, велюра; разноцветные прищепки). Используя дидактическое панно, можно учить детей зрительному анализу объектов и их изображений, развивать наглядно-действенное мышление, развивать пространственную позицию детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с. Яблоновый Гай Ивантеевского района
Саратовской области»
Номинация: Развитие математических представлений
у детей дошкольного возраста
Конкурсная работа
На лучшую методическую разработку занятия
по интеллектуальному развитию дошкольников
Тема: Соотношение двух групп предметов по количеству.
Занятие для 2 младшей группы.
Автор
Учеватова Ирина Геннадьевна
Воспитатель младшей группы
Дидактическое панно «Погода»
Пояснительная записка
Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обогащения сенсорных ощущений и развития мелкой моторики рук (используются различные материалы: контурные картинки, выполненные из бархатной и глянцевой бумаги, а также из различных тканей: драпа, ситца, шелка, синтепона, поролона, велюра; разноцветные прищепки). Используя дидактическое панно, можно учить детей зрительному анализу объектов и их изображений, развивать наглядно-действенное мышление, развивать пространственную позицию детей.
Дети усваивают знания на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом.
Данное дидактическое панно предполагает усвоение ребёнком элементарных до числовых математических представлений: учит образовывать группы из нескольких однородных предметов и выделять из этой группы один, а также перемещать предметы по одному из одной зоны в другую на панно; учит находить и зрительно ограничивать совокупность одинаковых предметов; развивает ориентировку в основных пространственных направлениях от себя и по отношению к определенному предмету (справа, слева, впереди, вверху, внизу, над, под); учит соотносить предметы в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу; развивает умение выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше), равное количество или ни одного, если рассматривать по зонам панно; учит воспроизводить заданное количество предметов через звуки или движения в пределах 1-3 (без счета и называния числа).
На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети знакомятся не только с предметным множеством и его свойствами, а также создаются условия для воспитания у ребёнка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.
Дидактическое панно может служить как дополнительным пособием на основных занятиях по формированию элементарных математических представлений и являться частью занятия, так и являться основным пособием, на котором строится всё занятие, все зависит от степени усвоения материала детьми, требований программы и желания воспитателя.
Дидактическое панно «Погода» представляет из себя прямоугольник (105 на 60 см.) , разделенный на три цветных фрагмента, расположенных столбиком. В верхней части каждого цветного столбика изображены солнышко, зонтик и облако, выполненные в технике тканевой аппликации, в средней и нижней части цветных фрагментов наклеены прищепки того же цвета, что и фрагменты в количестве по 5 шт. в первых двух и 10 шт. на последнем поле фрагмента в 2 ряда (под облаком). В комплекте с панно используется раздаточный материал: контурные картинки, выполненные из бархатной и глянцевой бумаги, а также из различных тканей: драпа, ситца, шелка, синтепона, поролона, велюра в виде цветочков, грибочков, капелек, зверюшек, насекомых и т.д.; картинки в виде геометрических фигур с изображением на них белочек, котят, мячей, орешков, фруктов, овощей и т.д.
Тема: Соотношение двух групп предметов по количеству.
Занятие для 2 младшей группы.
Цель занятия
Сформировать представление детей о соотношении двух групп предметов по количеству: больше, меньше, поровну, столько…сколько, и закрепить представления о количестве предметов: много, мало, ни одного, по одному.
Задачи
- Научить детей сравнивать две группы предметов по количеству и закрепить представления о количестве предметов.
- Развивать у детей:
а) сенсорные ощущения, используя различные материалы: контурные картинки, выполненные из бархатной и глянцевой бумаги, разноцветные прищепки и др.;
б) мелкую моторику рук ;
в) умение проводить зрительный анализ объектов и их изображений;
г) наглядно-действенное мышление, используя разноцветные зоны на панно при перемещении учебных картинок и разноцветные прищепки для смены/замены картинок.
3. Воспитывать в ребёнке интерес к занятиям, желание работать вместе с другими детьми (в паре или со всем коллективом) и желание ставить и добиваться поставленной цели.
Оборудование и материалы
- Дидактическое панно «Погода».
- Набор дидактических карточек: грибочки, капельки, котята, мячи.
- Корзинка для грибочков.
- Мягкая игрушка Ёжик.
План занятия
1. Беседа «Ёжик пришел в гости».
- Загадки.
- Новая тема: Соотношение двух групп предметов по количеству.
- Физкультминутка «Ай, лады, лады, лады…»
- Закрепление пройденного материала: Количество предметов и его свойства.
- Подведение итогов.
- Развлечение: подвижная игра «Пять котят спать хотят, а шестой – не спит!»
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, сегодня к вам на занятие пришел колючий ежик, он мне на ушко прошептал, что очень плохо учился в «лесной школе». Ему было не интересно, и он сбежал с занятий, и пришел к нам в гости.
Как вы думаете, правильно он поступил, что сбежал с занятий?
Воспитанник 1. Нет.
Воспитатель. Правильно, ребята, заниматься обязательно нужно. Ведь знания вам помогут потом, когда вы пойдете в школу. Давайте пригласим его на наше занятие. Вы не против?
Воспитанник 2. Нет.
Воспитанник 3. Я хочу сидеть рядом с ёжиком.
Воспитанник 4. Пусть остается.
Воспитатель. Ежику очень понравилось наша весёлая картина, но он не знает, как она называется. Кто вспомнит - как она называется?
Воспитанник 1. «Погода».
Воспитанник 2. «Погода».
Воспитанник 3. «Погода».
Воспитанник 4. «Погода».
Воспитатель. Какие молоды! Все вспомнили.
Предлагаю вам загадки, вы должны найти отгадки.
Кто первый догадается – поднимает руку
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет
И никуда я не иду, покуда он идет.
(дождь)
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы.
(гриб)
Крупно, добро зачастил и всю землю напоил.
(дождь)
Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы – нет под шапкой головы.
(гриб)
Дети дружно отгадывают загадки.
Воспитатель. Все молодцы!
Ребята, а вы знаете, что в лесу после дождя вырастают грибочки. Грибочки очень любят пить водичку и от этого становятся большими. Кто из вас собирал грибочки в лесу?
Воспитанник 1. Я собирал с мамой.
Воспитанник 2. И я с мамой. Мы много грибов собрали.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Воспитанник 3. Капельки.
Воспитанник 4. Грибочки.
Воспитатель. Я предлагаю вам прикрепить на нашу картинку сначала – капельки, а потом грибочки (дети по очереди прикрепляют картинки, участвуют все).
Ребята, давайте проверим, каждому ли грибочку досталось по капельке водички?
Воспитанник 1. Да. Всем грибочкам досталось.
Воспитатель. Все грибочки мы напоим?
Воспитанник 2. Все грибочки напились.
Воспитатель. Посмотрите, у нас одинаковое количество грибочков и капелек. У нас столько же грибочков сколько и капелек. Ребята давайте положим один грибочек в корзинку. Посмотрите, сколько грибочков и сколько капелек у нас осталось? Поровну?
Воспитанник 3. Нет не поровну.
Воспитанник 4. Не хватает одного грибочка.
Воспитатель. Посмотрите, чего у нас больше грибочков или капелек?
Воспитанник 1. Капелек больше.
Воспитанник 3. Грибочков меньше.
Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, чтобы стало поровну?
Воспитанник 3. Нужно грибочек взять из корзинки.
Воспитатель. Пожалуйста, возьми грибочек, и сделай чтобы было поровну. (Ребенок прикрепляет грибочек на место). Поровну стало?
Воспитанник 4. Грибочков одинаково .
Воспитатель. Сколько стало грибочков?
Воспитанник 3. Грибочков стало столько же сколько и капелек.
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте представим, что одна капелька вернулась к своей маме-тучке. Кто нам покажет, что нужно сделать? (Дети затрудняются, воспитатель сам показывает, что нужно убрать одну капельку). Ребята, давайте сравним сколько стало капелек и сколько грибочков?
Воспитанник 2. Капелек меньше.
Воспитанник 1. Грибочков больше.
Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, чтобы стало поровну?
Воспитанник 4. Нужно, чтобы капелька опять прилетела.
Воспитатель. Пожалуйста, возьми капельку, и сделай чтобы было поровну. (Ребенок прикрепляет капельку на место). Поровну стало?
Воспитанник 4. Столько же.
Воспитатель. Ребята, давайте спросим у Ёжика, сможет он тоже сравнить, если мы уберем часть грибочков в корзину.
Воспитанник 2. Да, давайте спросим.
Воспитанник 1. Ёжик, поровну грибочков и капелек? (убирает два грибочка в корзину).
Ёжик (Воспитатель отвечает за ёжика). Да я смогу. Грибочков стало меньше, чем капелек. Чтобы было поровну, нужно чтобы выросло еще два грибочка.
Воспитатель. Ребята, Ёжик правильно говорит?
Воспитанник 2. Да, правильно.
Воспитанник 1. Ёжик тоже молодец.
Воспитатель. Ребята, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть с Ёжиком. (зачитывает стихотворение несколько раз, дети проговаривают вместе с воспитателем)
Физкультминутка с элементом артикуляционной гимнастики.
Ай, лады, лады, лады, дети хлопают в ладоши и топают ножками попеременно
Не боимся мы воды, грозят пальчиком и машут отрицательно головой
Чисто умываемся, имитируют умывание
Друг другу улыбаемся. делают гимнастику для губ – несколько раз улыбаются
Воспитатель. Ежик мне на ушко подсказывает, что ваши грибочки уже достаточно выросли под дождиком и им пора на солнечную полянку, погреться и позагорать на солнышке. Дети по одному грибочку переносят на солнечную полянку. Воспитатель после каждого перемещения спрашивает: сколько стало грибочков на солнечной полянке, а сколько осталось под тучкой. Опорные слова: много, мало, ни одного (закрепление пройденного материала).
Воспитатель. А теперь ребята давайте вспомним, как росли наши грибочки, всем ли досталось капелек?
(воспитатель восстанавливает первоначальную картину)
Что мы с вами делали, чтобы грибочков было больше, чем капелек?
Воспитанник 2. Капелька улетала к маме-тучке.
Воспитанник 1. Убирали капельку
Воспитатель. А что мы с вами делали, чтобы капелек было больше, чем грибочков?
Воспитанник 3. Грибочек клали в корзинку.
Воспитатель. (Если кто-то из детей затрудняется в ответах, молчит, нужно снова вызвать к дидактическому панно и попросить сначала убрать соответствующую картинку, а потом вновь поставить, одновременно проговаривая с ребёнком: не поровну…, больше…, меньше…, поровну…)
Воспитатель на этом этапе может предложить воспитанникам поиграть у панно в паре. Первый будет отвечать за грибочки и перемещать их по панно, а второй – за капельки.
Воспитанник 2. Мои грибочки уже напились. Они хотят на солнышко. (если требуется, воспитатель побуждает использовать в речи слова по одному, больше, меньше, много, мало, ни одного, подсказывая наводящими вопросами, комментируя действия ребёнка, если он сам забывает или затрудняется комментировать свои действия)
Воспитанник 2. Они по одному идут на полянку. На солнышке мало, под тучкой много. Остальные тоже пошли. Теперь на солнышке больше, а под тучкой меньше. Теперь все загорают на солнышке. Под тучкой ни одного.
Воспитанник 3. Мои капельки устали летать. Они решили приземлиться. (ребёнок перемещает капельки с верхнего ряда в нижний, где были грибочки) На земле меньше, чем под тучкой. Теперь все приземлились. Ни одной не летает.
Ёжик. Какие молодцы ребята, какие интересные сказки сочинили. Я теперь тоже так смогу. А давайте еще во что-нибудь сыграем.
Воспитатель. Давайте попробуем. Все дети усаживаются каждый на свое место. (воспитатель раздает по набору карточек с изображением котят и мячей, каждое изображение на отдельной карточке) А вот вам и задание. Нужно разложить котят в ряд и положить в нижнем ряду столько мячей, чтобы было поровну. А теперь сделайте так, чтобы котят было больше. Теперь сделайте поровну. А теперь нужно, чтобы мячей было больше. (Таким образом проводится тестирование детей по пройденному материалу и выявление детей не усвоивших учебный материал. С этими детьми воспитатель занимается дополнительно индивидуально.)
Ёжик. Спасибо вам ребята, мне было очень интересно. Я теперь тоже умею сравнивать предметы, пойду в свою лесную школу расскажу своим друзьям, как мне было интересно. Я теперь не буду больше прогуливать, буду заниматься и вырасту умным и красивым.
Воспитатель. Ребята давайте попрощаемся с Ёжиком. Пожелаем ему удачи и здоровья.
Воспитанник 1. До свидания, Ёжик.
Воспитанник 2. Приходи к нам еще.
Воспитанник 3. Мне понравилось заниматься с Ёжиком.
Воспитанник 4. Пока Ёжик, не болей.
Воспитатель. А мы с вами не будем грустить и поиграем.
Подвижная игра.
Пять котят спать хотят, а шестой – не спит!
Пять котят спать хотят, а шестой - шалит!
Хвостиком виляет, да еще и лает!
Он бы лаял до утра, но подумал: (спать пора).
Мирно хвостиком вильнул и быстрее всех уснул.
И тебе он, между прочим, пожелал (спокойной ночи). (Н. Пикулёва)
Все дети «спящие котята» читают с помощью воспитателя стихотворение, и мирно сидят на стульчиках (спят). А «шестой котенок» выполняет действия по тексту стихотворения, и в конце произносит последнюю фразу: «Спокойной ночи», засыпая на стульчике. Игру проводить 3-4 раза в зависимости от желания детей.
Использованная литература.
1. Загадки. 1000 и одна загадка: Сборник загадок. Сост. М.Е. Фрид – М.: Пилигрим, 1997.
2. «Ай, лады, лады, лады…» из русского фольклора: Журнал, Ребенок в детском саду, 2002, № 1.
3. «Пять котят спать хотят, а шестой – не спит!» Н. Пикулёва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Перспективный план по самообразованию на период с 2014 по 2019 учебный год. Тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста».
Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - в...
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПМК «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Мастер-класс для педагогов...
Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использование игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"
Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"...
Дидактические игры как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возрастаДетский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и св...
«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе технологии В.В.Воскобовича
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания. мышления и творчества. Гармоничное развитие у детей змоционально-образного и логического начала. формирование базисных представлений об окру...
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр
Содержание проекта:Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам2. Психологическая комфортность;3. Наглядность и разнооб...