Конспект занятия с использованием ИКТ технологий по финансовой грамотности на тему: «Обучение финансовой грамотности»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

 Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ладушки»

 

                                 

                        Конспект занятия с использованием ИКТ технологий

                                           по финансовой грамотности

на тему: «Обучение финансовой грамотности»

                                                                 

Подготовила: Карпова Ирина Александровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                             

г. Камень – на – Оби

2024г.

                                                                       

Цель:

Создать условия для формирования первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Задачи: 

Развивающие:

 развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

 развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

 развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Обучающие:

 формировать разумное отношение к расходованию денег;

 способствовать формированию первоначальных представлений о   потребностях;

закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов); разницу между монетой и банкнотой;

Воспитательные:

воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;

Форма проведения

    Квест-путишествие

Используемые педагогические технологии, методы, приемы:

  Игровые, здоровье сберегающие, информационно - коммуникативные технологии, показаны методы: наглядные, (наблюдение, просмотр мультфильмов.

 Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

практические (исследование, моделирование)

 Ресурсы используемые при подготовке и проведению мероприятия        : оборудование: ноутбук, презентация, проектор, экран. материал:  деньги: бумажные, железные; муляжи денег для игры «Магазин»; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(воспитатель с детьми стоят в кругу)

Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? (ответы детей)

Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!

Игра «Волшебное озеро»

Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)

Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное!  И чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова: «Мы ребята просто класс, Всё получится у нас. (присаживайтесь)

 Ребята, послушайте загадку:

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)

Вот мы  с вами и попали в сказку

Воспитатель: правильно, ребята. Это Буратино.

Слайд –На экране Буратино с монетами

Буратино: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть. Буратино, а что у

тебя в руках?

Буратино: Я думаю вы мне поможете разобраться вот с этими монетками.  Мне эти монетки дал папа Карло, сказал чтобы я купил букварь а я хочу машину зачем ходить пешком?

слайд

Воспитатель: ребята, скажите, а что это за монетки у Буратино?

Дети: деньги

Воспитатель: дети, давайте, расскажем Буратино для чего нужны деньги.

Дети:

-деньги нужны для покупки продуктов питания;

-деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

-деньги нужны для оплаты развлечений;

-деньги нужны для покупки одежды;

-деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

-деньги нужны для покупки подарков.

Воспитатель: правильно, деньги нужны в современном мире, без них

прожить невозможно. деньги - это средство оплаты товара ( как  уже сказали )или какой-нибудь необходимой нам услуги.

 Ребята, давайте подойдём к столам и расскажем буратино всё о деньгах. На столе стоят три коробки. В первой коробке много монет.

Воспитатель: Что в коробке? Давайте посмотрим. Ой какая тяжёлая. Попробуйте, подержите .(Потрясите) Давайте заглянем, что же там.

Дети: монеты.

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Они такие же как у Буратино: круглые, металлические, звенят. (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Монеты из металла являются самыми первыми деньги. Как называются наши деньги? (Рубль).А знаете поему

От слова рубить, Раньше металлические пластин рубили топором чтоб получить деньги.

Слайд:

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства рубль, два рубля, пять рублей, десять рублей).

Воспитатель: Что во второй коробке? Давайте посмотрим. Ой эта намного легче. Попробуйте, подержите. Давайте заглянем, что же там. Ребята, это что?

Ребята: Бумажные деньги.

Воспитатель: Деньги сделанные из бумаги называются банкноты. Они легче и пришли на смену тяжёлым монетам.

Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(можно продемонстрировать шуршание банкнотой). Обратите внимание, друзья, на всех деньгах, монетах и купюрах есть рисунки и обязательно цифры. Как думаете, зачем они нужны? 

Слайд:

На банкнотах изображены памятные места с разных городов нашей страны — памятники, значимые в истории России здания и постройки. Цифры на деньгах означают – это их номинал, достоинство( тоесть стоимость.)  Сложи все цифры можно сосчитать, сколько у тебя денег. Давайте и м проверим сколько у нас денег

 Воспитатель: У вас на столе лежат деньги, вам необходимо посчитать, сколько у вас денег. (Дети выполняют задание).

Маша: У меня десять рублей.

Вика: Я насчитала девять рублей.

Кирилл: У меня семь рублей.

 Ребята, а как вы думаете, больше товаров можно купить на монету или на Банкноту? . Правильно. Стоимость банкнот выше, чем у монет. Если бы конфета стоила 1 рубль, то на монету достоинством 2 рубля мы бы сколько могли купить конфет? (2). А на монету в 5 рублей? (5). А на купюру в 100 рублей сколько конфет мы бы купили? (100 конфет). А на тысячу рублей? (Целых тысячу конфет) Правильно наминал банкнот выше чем у монет

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим в третью коробку. Что то она совсем легкая и маленькая. Что же там? Неужели деньги?

Воспитатель достаёт банковскую карту.

Воспитатель: Что же это ребята?

Ребята: Ответы детей

Воспитатель: Это банковская карта. М живем в современном мире и на смену металлическим и бумажным деньгам пришли электронные деньги  (показать пластиковые карты)  Вы видели такие карточки у родителей? О, давайте спросим у гостей. Удобно ими пользоваться? Расскажите о них.

-Да это очень удобно, никто не сможет украсть твои деньги, ведь для использования пластиковой картой нужен пароль, также её легко носить в кошельке.  (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

Буратино: ура я все понял я  поскорее хочу потратить свои деньги. Ведь я хочу купить пирожное, мороженое, а еще машину

Воспитатель: Буратино, деньги нужно тратить в первую очередь на жизненно

важные потребности.

Ребята, расскажите Буратино, что такое жизненно важные потребности? Что нам требуется каждый день? Без чего человек не сможет жить( еда дом свет одежда)

Воспитатель жизненно важные потребности- это то, без чего человек не может жить.

Не всегда наши возможности совпадают с нашими потребностямиесли Буратино потратит все деньги на машину то у него не останется денег даже на еду

 А для того чтоб Буратино стало все понятно я предлагаю поиграть  и все ему объяснить

Слайд:

Разделимся на две команды. Составим вагончики Состав поезда состоит из двух вагончиков, состав состоит из пяти вагончиков Команда которая стоит справа от меня называются  « надо а управлять поездом будет «машинист Кирилл , а слева  команда « хочу» машинист Виталина

 Наша задача:

Командам надо подойти к столу и  выбрать карточки которое соответствуют названию вашего поезда Машинист Кирилл везет  то  что нам нужно купить сейчас или в этом месяце например одежда еда это наши жизненно важные потребности на которое мы в первую очередь тратим деньги. И поезд под управлением Виталины которая везет наши желания которое нам очень хочется купить но надо подумать. Может лучше отложить покупку. Итак выбираем карточки и составляем поезд. Первым составом едет поезд под названием надо. Что же он везёт? Объясните ребята какие потребности вы выбрали.

И вторым составом едет поезд под названием хочу. Что же он везёт?

Буратино: Получается если я куплю всё что мне хочется может не хватить денег на то что надо?

Слайд:

Воспитатель: Да Буратино такое может произойти поэтому сначала покупаем то что нам надо, а только потом то что хочется. Например, если ты купишь машину, конфеты, пирожные, то тебе не хватит денег на одежду, продукты.

  Буратино: Так  на, что же мне можно деньги потратить?

Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на, что нужно тратить деньги в

первую очередь

Слайд:

Динамическая пауза «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все

пальцы)

Дети присаживаются

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Буратино: конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

Воспитатель: ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

- Прежде чем что-то купить, надо рассчитать БЮДЖЕТ СЕМЬИ, а что это такое мы узнаем из мультфильма от тетушки Совы.

(ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Тетушка Сова. Семейный бюджет).

Дети: семейный бюджет - это подсчёт доходов и расходов.

Буратино: что такое доход?

Дети: доход - это деньги  полученные в

результате работы.

Буратино: что такое расход?

Дети: расход- это деньги  затраченные на оплату

услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: а, сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть.

Слайд

Игра называется «Доход- расход».  Ребята что обозначает этот знак + вы знаете что плюс это всегда прибавления а этот знак – это убавлению. Мы сейчас поиграем в игру доход-расход.

Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор: «плюс» или «минус». Например: папа получил зарплату (доход);+

бабушка заболела (расход); -

выиграли в лотерею (доход); +

потеряли кошелек (расход); -

продали часть урожая помидор (доход); +

порвались штаны (расход); -

заплатили за воду (расход); +

купили арбуз (расход)-

-поездка на море) -

-покупка игрушек)-

-мама получила заработную плату.

Буратино: ребята в уже научились распределять доход и расход а как сделать так чтобы у вас в семье осталось больше денег?

Воспитатель: Допустим мы не купим две маленькие игрушки, а подождем накопим денег и  купим большую. Ребята, а как ещё мы можем сэкономить бюджет семейный, детского сада?

Дети:

-чтобы сэкономить  бюджет нужно не лить зря воду;

- чтобы сэкономить  бюджет нужно, уходя выключать свет;

-чтобы сэкономить семейный бюджет нужно беречь своё здоровье, чтобы не

покупать лекарства;

-чтобы сэкономить  бюджет нужно бережно относится бережно к игрушкам,

вещам;

- чтобы сэкономить  бюджет нужно выращивать овощи огород на окне,

чтобы их не покупать;

- чтобы сэкономить семейный бюджет нужно не просить у родителей

бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: ну, что Буратино. Теперь, ты понял, как нужно обращаться с

деньгами?

Воспитатель: а, чтобы деньги и карта не потерять, нужно их класть в кошелёк.

Слайд- Буратино грустный

Буратино: а у меня нет кошелька.

Воспитатель: Буратино, не расстраивайся, мы и тебе сделаем кошелёк.

Воспитатель: ребята, поможем Буратино?! Приступайте к работе.

Дети делают кошелёк из бумаги по схеме.

Слайд-Буратино

Буратино: Спасибо вам ребята! Я положу монеты в кошелёк и буду тщательно обдумывать все свои расходы. Я обязательно выучусь, получу профессию и буду зарабатывать деньги, чтоб купить себе красивую машину. До свидания, ребята!

Дети: до свидания, Буратино!

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы потрудились помогли Буратино. А труд оплачивается. Поэтому мы сейчас с вами пойдем к банкомату и снимем деньги с карточки.

 Воспитатель: молодцы, дети, вы сегодня меня порадовали..

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Ребята, всё ли можно купить за деньги?

Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно. Мне очень понравилось с вами работать. Вы были самые настоящие исследователи денег. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем: «Мы ребята просто класс. Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Молодцы ребята. А что вам больше всего запомнилось? Что узнали нового? Что было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности на тему «Деньги»

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотностина тему«Деньги»...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Тема: "Обучение финансовой грамотности в ДОУ"

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города СмоленскаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, та...

Конспект занятия по рисованию на тему "Финансовая грамотность"

Конспект по рисованию направлен на обобщение и систематизирование знаний детей о товарно-денежных отношениях....