Формирование элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Роль элементарных математических представлений в развитии дошкольников
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки проникновением ее в различные области знаний. В будущем математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Кроме того, математика играет огромную роль в умственном развитии детей, в развитии мышления и интеллекта, что очень важно для социальной успешности и профессиональной востребованности в будущем.
Бесспорно, обучение математике оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка:
-умственное развитие: развивается восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические знания, умения, навыки;
-нравственное развитие: развивается дисциплинированность, организованность, аккуратность;
-эстетическое развитие: развивается эстетика (при работе с чертежами, модулями), красота математической мысли при высказываниях.
Рассмотрим возможности всестороннего развития ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений
1 Сенсорное развитие.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания математики качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы(движение глаз, прослеживающих форму и размер предметов, ощупывание руками). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представление об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов-цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.
2 Развитие мышления
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления, а именно наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3 Развитие памяти, внимания, воображение
Память включает в себя запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание информации. Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. Образы воображения формируются в результате мыслительного конструирования объектов.
4 Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка. У детей обогащается словарный запас, формируется умение отвечать полный предложением, а также формируются логические рассуждения
5 Развитие специальных навыков и умений
На математических занятиях у детей формируются навыки необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и другие.
6 Развитие познавательных интересов
Значение познавательного интереса:
-активизируется восприятие
-расширяется кругозор
-способствует умственному развитию
-повышает качество и глубину знаний
-способствует успешному применению знаний на практике
-побуждает самостоятельно приобретать новые знания
-оказывает положительное влияние на формирование личности
-оказывает положительное действие на здоровье ребенка.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка.
Дошкольный возраст-важнейший стартовый период жизни человека. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения.
Важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Необходимо учитывать периодичность и последовательность познавательных процессов детей в зависимости от психофизического развития каждого ребенка. Если дошкольник не достиг того возраста, в котором он способен понять математические процессы, то занятия не будут играть ни какой роли для его сознания. Возможности ребенка определяются его психологией. В современном мире все чаще входят в программы обучения дошкольников инновационные методы и средства.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью можно развивать память, внимание, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, навыки, умения, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.
Следовательно играя- можно ненавязчиво обучать ребенка элементарным математическим знаниям.
Также для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создавать условия и в первую очередь, предметно-развивающую среду. Чем полнее и разнообразнее подобранный материал, тем более вероятным будем своевременное прохождение этапов развития. Наличие соответствующего материала позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольника любознательность, но и развивать познавательные интересы дальше.
При правильном подходе математическое развитие детей может быть организовано в любых режимных моментов, что также влияет на успешное развитие, закрепление математических познаний.
Необходимо отметить связь с различными образовательными областями, где педагоги легко могут включать в свою деятельность приемы для развития и закрепления математических способностей.
Таким образом, формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по ФЭМП на тему «Куклы собираются в гости к гномикам» в средней группе | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по ФЭМП на тему
«Куклы собираются в гости к гномикам» в средней группе
Задачи:
Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Совершенствование умения определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».
Дидактический наглядный материал: Большая и маленькая куклы, красная длинная и широкая лента, зеленая короткая и узкая лента, игрушки для дидактической игры (пирамидка, мяч, машина, кубики и др), фланелиграф.
Ход образовательной деятельности
1 этап - вводно-организационный, психологический настрой
Приветствие:
Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно.
Говорим мы всем «Привет» и с гостями: «Здравствуйте!»
Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Ваши ушки на макушке, глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем.
2 этап - мотивационно-побудительный
Я же вам сказать забыла - только в садик я зашла, И к нам гостья пришла. А кто это, вы сможете узнать, когда отгадаете загадку.
Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу, Расчешу и если надо, Бант красивый повяжу. С чем же так играю я, подскажите-ка друзья? (Кукла)
Воспитатель. Кукла пришла к нам не одна и не просто так, они пришли просить о помощи. У них есть друзья гномики и они пригласили кукол в гости. А чтобы куклы выглядели нарядными, гномики выслали им в подарок ленточки. Но куклы не знают, чем отличаются ленточки. Ребята, мы сможем помочь куклам?
3 этап – основной, организационно-поисковый
Воспитатель. Чем отличаются ленты? (Ленты отличаются по цвету).
Воспитатель. Одинаковые ли они по цвету? Ответ детей. нет
Воспитатель. Что можно сказать о длине лент? Ответ детей. Ленточки разные по длине.
Воспитатель. Ленты надо положить друг под другом, подравняв из с левой стороны.
Воспитатель. Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Ответ детей. Красная ленточка длиннее, чем зеленая.
Воспитатель. Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной? Ответ детей. Зеленая ленточка короче, чем красная ленточка.
Воспитатель дает образец ответа: „Красная лента длиннее зеленой ленты“.
Воспитатель. Что можно сказать о ширине лент?
Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.
Воспитатель. Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Ответ детей. Красная ленточка шире чем зеленая ленточка.
Воспитатель. Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Ответ детей. Зеленая ленточка уже чем красная.
Воспитатель. Покажите широкую (узкую) ленту.
Воспитатель. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Ответ детей. Для бантика маленькой кукле подойдет зеленая ленточка.
Воспитатель. Какая лента подойдет для бантика большой кукле? Ответ детей. Для бантика большой кукле подойдет красная ленточка.
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента была длинной и широкой».
Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика. Ответ детей. Зеленый бантик получился меньше, потому что ленточка короче и уже.
4 этап – динамическая пауза
Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – присесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
5 этап – основной, практическая работа
Воспитатель. Ребята хотите увидеть друзей наших кукол? Ответ детей. Да.
Воспитатель. Давайте посчитаем сколько гномиков на нашей полянке? Ответ детей. Один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель. У каждого гномика есть шарик? Ответ детей. Да
Воспитатель. Сколько шариков? Ответ детей. Считают шарики. Один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель. По сколько гномиков и шариков? Ответ детей. Шариков и гномиков попять.
Воспитатель. Чем отличаются гномики друг от друга? Ответ детей. Гномики отличаются цветом одежды.
Воспитатель предлагает посчитать гномиков по порядку.
Воспитатель. Который по счету гномик в желтом костюмчике? Ответы детей. Гномик в желтом костюме второй.
Воспитатель. Какого цвета костюмчик у пятого гномика? Ответ детей. У пятого гномика красный костюмчик.
Дидактическая игра «Спрячь игрушки».
Куклы «играют» с гномами: они прячут игрушки, а дети помогают их найти. (Ребята ищут предметы глазами, находясь в определенном месте группы.) дети называют место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, слева, справа. Игра повторяется 2 - 3 раза с изменением местоположения игрушек. Молодцы, ребята!
6 этап - рефлексивно-корригирующий
Ребята, в круг скорее становитесь, дружно за руки возьмитесь.
И почувствуем тепло, как нам вместе хорошо.
Вот мы поиграли, кому помогали? (Мы с вами сегодня помогли куклам и гномикам, узнали про цифру пять, играли в игры).
Что вам понравилось, было интересно?
Ребята, вы молодцы, спасибо вам за игру!
А теперь мы на прощанье гостям скажем: «До свидания»!
Тра-та-та, тра-та-та, вот закончилась игра! (Позывной: барабан)
А теперь детвора отдыхать и вам пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...
Выступление из опыта работы на тему: «Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» в рамках педагогического совета №2 «Формирование элементарных математических представлений. Способы и формы
Выступление из опыта работы «Организация индивидуальной работы по фэмп в средней группе» (1 слайд) Каждый ребёнок имеет свои особенности нер...