Технологическая карта "Путешествие в математическое королевство"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Быковская Надежда Олеговна

Технологическая карта "Путешествие в математическое королевство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_otkrytoe_zanyatie.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Путешествие в Математическое королевство»

                                                                                                                                                                               Подготовила: воспитатель Быковская Н.О.

Надым,  2024

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Комбинированной направленности

Тип НОД

Закрепление полученных знаний по математике

Тема НОД

«Путешествие в Математическое королевство»

Цель

Развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности.

Задачи

Обучающие:  

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
  • Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
  • Закрепить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию (вверху-внизу, над-под, слева-справа, в центре, по краям, в середине, в углу, между, рядом и т.д.);
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах и цветах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);
  • Совершенствовать умения детей рисовать в тетради в клетку прямые вертикальные и горизонтальные линии разных размеров, соотнося их с клеткой.

Развивающие:           

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.                                                                             

Воспитательные:                                                                                                                        

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Проблема (детская цель)

Отправиться в путешествие в Математическое королевство и помочь жителям и королеве избавиться от колдовства, которое на них наложила злая колдунья, и навести порядок в королевстве.

Материал

Демонстрационный:

- «письмо», замок с геометрическими фигурами, сундук с медалями.

Раздаточный:

- набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, карточки с «без цветными карандашами», цветные карандаши, карточки с числовыми домиками.

Предполагаемый результат

- ребёнок проявляет интерес к занятию по математике, самостоятельность, инициативность;

- ребенок умеет действовать в ситуации «Если что-то не получается …»;

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте с ними поздороваемся. С гостями мы поздоровались, теперь давайте поздороваемся друг с другом.    

«Воспитатель: 

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
 
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие?

Дети: Математика.

Воспитатель: Но оно будет необычное!

С утра в группе я нашла письмо, в котором написано: «Здравствуйте ребята, детского сада «Солнышко»! Пишет вам королева страны «Математика». Злая колдунья заколдовала меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране».

Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

Воспитатель: Ой, ребята, злая колдунья, повесила огромный замок на воротах королевства.

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

Воспитатель: Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

Словесные методы, мотивация, использование раздаточного материала.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Проконтролировать, чтобы у всех детей получилось назвать геометрические фигуры, и рассказать чем же они отличаются.

II. Актуализация знаний и умений

Воспитатель: Ребята, нас с вами ждет первое задание. Давайте сядем за столы.

Итак, 1-ое задание:

Злая колдунья заколдовала все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10).

Ксюша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.

Арина, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от 10 до 1.

Ребята, давайте проверим,

какое число вы поставили между числами 3 и 5.

какое число вы поставили между числами 7 и 9

какое число вы поставили между числами 1 и 3

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назови число, которое больше числа 3 на 1.

Назови число, которое больше числа 5 на 1.

Назови число, которое больше числа 7 на 1.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

Вопросы,

Игровая форма взаимодействия с числовыми карточками.

Дети называют соседние числа, произносят обратный отсчёт чисел.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Наблюдение за процессом деятельности детей, помощь при затруднениях

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Чтобы нам не скучать в нашем путешествии, почитаем математические карты.

Задание №2

 Обратите внимание ребята, знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются?

Дети: Это математические знаки!

Нужны для того, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно.

Воспитатель: У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

Воспитатель: Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физминутка!!!  

Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) 
В среду долго умывался, («умываемся») 
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте) 
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. 
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают).
Воспитатель: Отдохнуть мы все успели 
И на место снова сели.

Дети садятся за столы, на свои места.

Воспитатель: Ребята, жители математического королевства, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: они совсем забыли пространственное представление, где верх и низ, и где же право и лево! Ребята, поможем нашим друзьям из математического королевства?  

Задание №3

Прежде, чем начать, нам нужно свами напомнить жителям математического королевства, какие же все-таки пространственное представление мы знаем. Покажите правой рукой – вправо, левой рукой – влево, поднимите руку вверх, опустите руку вниз. Молодцы! А теперь обратите внимание, перед вами на столе лежит непростой листок, а лист в крупную клетку, найдите на листочке красную точку, поставьте ручку на точку. Ну что ребята, начнем?

Итак, давайте попробуем угадать, какой же рисунок мы должны помочь нарисовать.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной…(медведь)

Молодцы, ребята!

Итак, начнем: отступите от левого верхнего угла листа 2 клеточки вниз и 2 клеточки вправо, поставьте точку. Затем: 1к вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 3 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 3 влево, 2 вверх,1 вправо, 3 вверх.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Справились с заданием и помогли жителям математического королевства вспомнить, что же такое пространственное представление.

Словесный, наглядный метод.

Дети самостоятельно сравнивают числа.

Дети сталкиваются с затруднением: какой знак выбрать, при выполнении арифметических действий.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми.

IV.Осмысление (итог)

Воспитатель: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили.

Задание №4

Я предлагаю трем добровольцам выйти к доске.

Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить вам покажет цифра на крыше дома.  Если мы ребята все сделаем правильно, колдунья превратиться в добрую волшебницу.  Приступаем.

Дети выполняют задания у доски.

Воспитатель: Молодцы, злые чары сняты!!!

Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злую колдунью превратили в добрую волшебницу. Королева вам очень благодарна за помощь.

   Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?

Посмотрите, это же медали для вас!!!

Словесный, наглядный метод.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось решить все логические и математические задачи потому, что они закрепили полученные знания о последовательности выполнения действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математическая страна" или "Путешествие в математическое королевство"

Для начала необходимо хорошо знать и различать формы геометрических фигур(форма,размер) и помнить семь основных цветов радуги:красный,оранжевый,жёлтый,зелёный,голубой,синий,фиолетовый.Уметь ориентиров...

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Математическое королевство»

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием развивающих игр математического содержания .Тема: «Математическое королевство».

Цель: Развитие математических способностей.Задачи:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, с...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....

Технологическая карта по логике и ФЕМП для детей 5-6 лет "Математическое королевство"

Конспект занятия по логике и ФЕМПв кружке "Смышленный ребенок" для детей 5-6 лет "Математическое королевство"...

Технологическая карта НОД «Путешествие в математическое королевство».

Цель:  Формировать элементарные математические представления....

Технологическая карта НОД по ФЭМП на тему: «Путешествие в математическое королевство»

Технологическая карта НОД по ФЭМПна тему: «Путешествие в математическое королевство»...