Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «Помогаем сказочному герою»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Тимошина Елена Ивановна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

Тема: «Помогаем сказочному герою»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

Тема: «Помогаем сказочному герою»

г. Железногорск.

ООПДО:  «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), исп. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. -  c. 336.

Программные задачи:

  • учить пользоваться в речи понятиями «сначала», «потом»;
  • продолжать учить располагать изображения в указанном направлении;
  • продолжать развивать умение самостоятельно объединяться для совместных занятий;
  • продолжать закреплять понимание отношений между числами натурального ряда и умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1;
  • продолжать уточнять знания известных геометрических фигур;
  • продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком;
  • продолжать обогащать музыкальные впечатления детей;
  • продолжать воспитывать умение сохранять правильную осанку.

Методические приемы: игровая мотивация, постановка цели занятия, показ презентации, инструкция, пояснения, разъяснения, вопросы к детям, словесные отчеты детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка.

Интеграция образовательных областей: основная образовательная область - познавательное развитие интегрируется с другими: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Использование современных образовательных технологий:

  • ИКТ-технология (презентация) – современная образовательная технология для предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю».
  • Здоровьесберегающие технологии:          

   -   пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая  технология, направленная на развитие мелкой моторики руки;

   -   гимнастика для глаз – здоровьесберегающая  технология, направленная на снятие статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, магнитная доска, магнитики, презентация, иллюстрации четырёх времён года, цветные кружки белого, красного, зеленого и желтого цвета для воспитателя побольше, для детей каждому поменьше размером, набор иллюстраций к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»,  музыкальный аудиофайл, для каждого ребенка: лист А4 с крупными клетками, кружок из цветной бумаги, тетради на печатной основе Математика для дошкольников: Подготовительная группа. Денисова Д., Дорожин Ю.,  карандаш.

Предварительная совместная деятельность: обучение расположения изображения в указанном направлении; освоение  понимания отношений между числами натурального ряда и умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1; освоение знания известных геометрических фигур, просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»

ХОД НОД

Часть 1, организационная

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

Слайд 2. (Слайд 1 – название презентации)

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это?

Дети: Вовка из тридевятого царства.

Воспитатель: правильно. Он хочет вернуться домой, к своим школьным друзьям, а выйти из сказочного царства не может, потому что он забыл математику и даже перепутал очень важные слова: «сначала» и «потом». Вы хотите спасти нашего героя?

Дети: да

Воспитатель: а как?

Дети: объясним ему слова

Воспитатель: правильно, но для этого мы сами с вами познакомимся с этими словами. И еще напомним Вовке, что такое математика.

Часть 2, основная

Воспитатель: Я вам предложу загадки, а вы хором ответите на вопрос: Когда это бывает?  Посмотрим, дружный ли у нас коллектив, умеете ли вы хором одновременно отгадывать загадки.

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома... Зовут меня...

Дети:  Зима.

Воспитатель:  Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня...

Дети: Весна.

Воспитатель: Я соткано из зноя, несу тепло с собою –

Я реки согреваю. "Купайтесь!" – приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я...

Дети: Лето.

Воспитатель: Несу я урожай, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я...

Дети: Осень.

На мольберте выставлены вперемешку иллюстрации четырёх времён года.

Воспитатель: Даже времена года Вовка  перепутал, и они идут не по порядку. Давайте к каждому времени года подберём цветной кружок: зима – белый, весна – зелёный, лето – красный, осень – жёлтый. У вас у каждого есть такие же кружки только меньшего размера. Разложите свои кружки, по порядку начиная с зимы (белого кружка) и тогда времена года в сказочной стране будут приходить вовремя.

 Дети выполняют задание, воспитатель проверяет.

Воспитатель: Какое время года наступает после зимы? Какого цвета кружок вы положили после белого? Почему? Что наступает сначала – зима или весна? Какое время года наступает после весны? Какой кружок вы положили после зелёного? Что бывает сначала – весна или лето? И т.д.
Какое время года наступает потом: осень или лето?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с этим. Но вот незадача, Вовка перепутал все сказки! Теперь их ни кто не может правильно рассказать. Вам нужно разложить картинки в правильной последовательности: что было раньше, а что позже; кто из героев был сначала, а кто потом.

Игра «Перепутанница»

Дети распределяются в группы по 3-4 человека. Им раздают набор иллюстраций к сказкам, по которым можно установить временные отношения раньше – позже, сначала – потом.

Иллюстрации к сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». После непродолжительного обсуждения задания в группах, дети рассказывают о событиях в правильной последовательности. Воспитатель задаёт дополнительные вопросы о том, что было раньше, позже; сначала, потом.

Звучит музыка на протяжении просмотра презентации (аудиофайл).

Воспитатель: а теперь давайте рассмотрим  рисунки и подумаем, что было сначала, а что было потом?

Слайд №3

Воспитатель: посмотрите, эти картинки перепутаны местами. Как вы думаете, что должно стоять сначала, а что потом?

Дети: сначала должна быть картинка с веточкой с совсем маленькими листиками, потом листики подрастают, потом веточка зацветает и самая последняя картинка, где растет яблочко.

Воспитатель в презентации при правильных ответах нажимает на кнопку и по щелчку картинка переходит в правильное положение.

Слайд №4

Воспитатель: расскажите последовательность действий на этих картинках

Дети: сначала картинка, где папа пилит доску, потом картинка, где папа делает скворечник, потом рисунок, где скворечник вешают на дерево и последняя картинка – там поселяются скворцы.

Слайд №5

Дети: сначала первая картинка – маленький отросток цветка, потом цветок подрастает, потом цветет и последняя картинка с увядающим растением.

Слайд №6  

Дети:  сначала картинка, где нарисованы друзья, которые пришли на рыбалку, потом – друзья поймали рыбу, потом рисунок голодного кота и последняя картинка – кота угостили рыбой.

 Слайд №7

Воспитатель: посмотрите внимательно на эти картинки, они посложнее предыдущих.

Дети: сначала должна быть картинка с прилетающими птицами, весна, потом картинка, где птица оберегает яйца, потом – с маленькими птенцами и последняя – где птицы улетают осенью на юг.

Воспитатель: молодцы, вы отлично справились с заданием! А теперь, ребята, давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

1. Плотно закрыть, а затем широко открыть   глаза   с   интервалом   30 сек. (5-6 раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).

3.  Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

4. Быстро моргать (1 мин.).

Воспитатель: Давайте напомним Вовке геометрические фигуры. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит снеговик.

 Слайд №8.

Дети: голова, пуговицы, нижняя часть, глаза – это круг.

Воспитатель: Да, это круг. А какие предметы вокруг нас похожи на круг?

Дети: солнце, мяч, яблоко.

Воспитатель: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети: 3 угла у треугольника.

Воспитатель: Где треугольник на нашем рисунке?

Дети: Елка и шляпа у снеговика.

Воспитатель: правильно, молодцы. А какие предметы вокруг нас похожи на треугольник?

Дети: гора, крыша, пирамидка.

Воспитатель: У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Дети: Это квадрат.

Воспитатель: где на рисунке квадрат?

Дети: туловище у снеговика.

Воспитатель:  хорошо, а какие предметы вокруг нас похожи на квадрат?

Дети: окно, часы, картина.

Воспитатель: Какие фигуры мы не назвали еще?

Дети: овал – руки у снеговика.

Воспитатель: А какие предметы вокруг нас похожи на овал?

Дети: огурец,  зеркало, батон.

Воспитатель: осталась неназванной одна фигура. Какая?

Дети: прямоугольник.

Воспитатель: что вокруг нас похоже на прямоугольник?

Дети: дверь, шкаф.

Воспитатель: молодцы, напомнили Вовке геометрические фигуры. А теперь поиграем в игру  «Отвечай, не зевай».

Назови предыдущее число, числа 5.

Назови последующее число, числа 7.

Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

Назови соседей числа 3 

Назови соседей числа 5.

Назови соседей числа 8.

Мне очень нравится играть с такими умными ребятами.

Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?

Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

Сколько пальцев на одной руке?

Сколько ушей у двух мышей?

Молодцы! Справились.

Давайте, сядем за столы и выполним задания в тетрадях.

Откройте тетрадь на странице 3. Упражнение под буквой А. Перед вами цифры в клеточках, но некоторые цифры пропущены. Вам необходимо вписать пропущенные цифры. Будьте внимательны. Также помните, что нужно правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.

Теперь нужно сосчитать на фигурках точки и соединить каждую геометрическую фигуру с числом, соответствующим количеству точек на ней.

Молодцы, справились с заданием. Пусть наши пальчики отдохнут.

Топ-топ - пять шагов,                      (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.                 (Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный - гриб опасный (Загибают пальцы на одной руке.)

А второй — лисичка, рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб — белый, ешь его смело!

Сейчас поиграем в игру «Передвигалки»

У вас на столе лежит лист бумаги, это поле, по которому будем передвигаться. Положите его перед собой. В центр положите кружок. Передвиньте кружок на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево.

Где оказался кружок?

Дети: Вверху посередине.

Воспитатель:  Продолжаем. Передвиньте кружок на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево. Где мы оказались?

Дети: В центре, откуда начинали движение.

Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием.

Часть 3, заключительная.

Слайд  9. По щелчку в презентации

Ребята, посмотрите, Вовка вернулся из тридевятого царства.  

Мне понравилось, что вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными. А то у вас получилось лучше всего? Что не получилось и почему? Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Какое задание было самым легким? Какое трудное? Кто считает, что он занимался хорошо?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями, молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сначала» и «потом» МДК 03.04 Теория и методика математического развития Тимошина Е.И. группа ДОЗ 18 Преподаватель Маслова Н.М.

Слайд 2

,

Слайд 3

.

Слайд 4

, .

Слайд 5

. .

Слайд 6

. .

Слайд 7

. .

Слайд 8

. .

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: « Состав числа 7»

Занятие по математике, включающее закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах, о подготовке зверей к зиме, закрепляющее дни недели....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Путешествие на лесную поляну»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.Тема: «Путешествие на лесную поляну» Доминирующая область: «Познание» (формирование эле...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в подготовительной группе. Тема «Состав числа три»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в подготовительной группеТема «Состав числа три»Цель: познакомить детей с составом числа три.Задачи: - учить сост...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Морское путешествие за кладом»

Целью данного занятия является создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков  у детей 6-7 лет посредством игры путешествия. В ходе занятия- игры  решаются различны...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие сказочных героев»

Цель: Формирование элементарных математических способностей детей через игровую деятельность.ЗадачиОбразовательные• Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвеч...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну «Математика».

Цель:    закрепить  представления  о  свойствах  предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, закрепить геометрические представления...