Выступление на ММО «Современные технологии развития пространственного мышления дошкольников»
методическая разработка по математике

Колмыкова Светлана Сергеевна

«От пятилетнего ребенка до меня только один шаг.

                                                                 А от новорожденного до пятилетнего огромное

                                                                 расстояние».

                                                                                           Л.Н. Толстой.

Так Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того.

Развитие у детей пространственного мышления — одна из важнейших задач детского сада. Недостаточность ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому работу по данному направлению осуществляю в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по средствам игры.

Одной из первостепенных задач обучения дошкольников является развитие их интеллекта. В свою очередь важной стороной интеллектуального развития ребёнка является развитие его пространственного мышления, обеспечивающего ориентацию в пространстве (практическом и теоретическом, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности).

Жизнь в современном мире стремительно развивающихся технологий, жизнь в потоке разнообразнейшей информации, предъявляет качественно новые требования к образованию. Информационному обществу необходима личность творческая, способная решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно применять приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Процесс совершенствования образования в России направлен на формирование именно такой личности, умеющей анализировать, прогнозировать, планировать, корригировать не только свои действия, но и действия других людей в жизненном пространстве, личности, способной к самосознанию, самоопределению и саморазвитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии развития пространственного мышления дошкольников»

Колмыкова С.С.

«От пятилетнего ребенка до меня только один шаг.

А от новорожденного до пятилетнего огромное

расстояние».

Л.Н. Толстой.

Так Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того.

Развитие у детей пространственного мышления — одна из важнейших задач детского сада. Недостаточность ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому работу по данному направлению осуществляю в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по средствам игры.

Одной из первостепенных задач обучения дошкольников является развитие их интеллекта. В свою очередь важной стороной интеллектуального развития ребёнка является развитие его пространственного мышления, обеспечивающего ориентацию в пространстве (практическом и теоретическом, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности).

Жизнь в современном мире стремительно развивающихся технологий, жизнь в потоке разнообразнейшей информации, предъявляет качественно новые требования к образованию. Информационному обществу необходима личность творческая, способная решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно применять приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Процесс совершенствования образования в России направлен на формирование именно такой личности, умеющей анализировать, прогнозировать, планировать, корригировать не только свои действия, но и действия других людей в жизненном пространстве, личности, способной к самосознанию, самоопределению и саморазвитию.

Проникновение техники, в том числе и компьютерной, в различные отрасли деятельности человека, в большинство профессиональных сфер также характеризует современную ситуацию. Чтобы управлять многообразием технических средств, необходимо понимать язык техники, уметь воспринимать информацию, кодировать и декодировать ее. Наиболее широко применяемый вид представления информации - графический - требует владения языком графики, умением оперировать графическими изображениями: читать их, создавать, преобразовывать, выполняя эти действия как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Успешность овладения этими действиями обеспечивается достаточно развитым пространственным мышлением.

Дошкольный возраст - это возраст возникновения, становления и развития различных представлений об окружающем мире, которые затем преобразуются в понятия. Будут ли эти представления и понятия верными, научно обоснованными, глубокими, или же, наоборот, поверхностными, основанными на житейском опыте, - зависит от целенаправленности, систематичности работы педагогов дошкольного образования по их формированию и развитию. Новые требования общества к качеству подготовки специалистов дошкольного образования обуславливают необходимость введения инноваций в процессе профессионального педагогического образования.

Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.

Так что же представляет собой мышление как познавательный процесс? Мышлениеэто опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность. В зависимости от того, что и как познаётся, и какими средствами решаются практические и теоретические задачи, в психологии наиболее принята и распространена следующая классификация видов мышления:

1)наглядно-действенное мышление;

2)наглядно-образное мышление;

3)словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Именно в таком порядке виды мышления развиваются в онтогенезе. Эти виды мышления развиваются на основе друг друга в процессе интеллектуального развития самого человека. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. В зависимости от характера и конечной цели деятельности человека, в мышлении его может преобладать тот или иной вид мышления. По степени сложности все они не уступают друг другу.

Самым простым видом мышления, который стал применять человек, является наглядно-действенное мышление. Этот вид мышления начинает функционировать уже у детей дошкольного возраста, которые строят сооружения из песка, лепят фигурки, делают куклу и т.д. Формирование мышления у ребёнка происходит постепенно.

На основе наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образноемышление. Научившись практически действовать с предметами, человек затем может действовать с ними в уме, оперируя их образами. Теперь образное мышление может опережать наглядно-действенное и проявляется как ступень его планирования. Недаром говорят: “Прежде чем что-то сделать, сначала подумай”. Подумать – это значит представить, что и как надо сделать и какие результаты будут получены.

Наиболее сложным видом мышления является словесно-логическое мышление. Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Началом словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от её характера и конечной цели преобладает тот или иной вид мышления. Таким образом, они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Важную роль в развитии дошкольника играет формирование пространственного мышления, которое рассматривается как разновидность наглядно-образного мышления.

Пространственное мышление – специфический вид мыслительной деятельности, которая необходима при решении задач, требующих ориентации в пространстве (как видимом, так и воображаемом), и основывается на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений.

Пространственное мышление представляет собой вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы, и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Пространственное мышление является умственной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных представлений и оперирование ими в процессе ориентирования и передвижений.

Представления – это образы, отраженные в памяти в результате предшествующего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на анализаторы. Представления являются более высокой ступенью психического отражения, чем образы восприятия. Обладая образностью, наглядностью и высокой обобщенностью предметного мира и явлений природы, представления являются переходной ступенью к мышлению.

Пространственные представления хотя и возникают очень рано, являются более сложным умением, чем умение различать качества предметов. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы: зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой, обонятельный. У детей дошкольного возраста особая роль принадлежит зрительному и кинестетическому анализаторам.

Развитиепространственного мышления происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных дисциплин на всех этапах обучения.

Этапы формирования пространственного мышления у дошкольников.

Изучив опыт многих педагогов – исследователей мы должны методически правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением развивать у детей дошкольного возраста пространственное мышление, поэтому целесообразно начать с раздела ориентировка в пространстве.

Ориентировка “на себе”.

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека". Это, во-первых. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. И, наконец, в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

Ориентировка “от себя”.

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Игры на формирование пространственного мышления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Воспитатель отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

Игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Воспитатель предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: Воспитатель убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: Воспитатель меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

Игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками: такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Использование учителем-логопедом современных технологий развития критического мышления "Корзина идей" и "Синквейн" позволяет сделать занятия более интересными и результативными....

Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки.

Презентация и статья на тему "Развитие пространственного мышления  дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки."Навыки «Soft skills»  дошкольника - ...

Развитие пространственного мышления дошкольников с использованием комплекта «МАТЕ: плюс» (из опыта работы)

Огромное значение в дошкольном возрасте приобретает развитие пространственного мышления. Пространственное мышление- это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельн...

«Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников».

Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами «Загадки дядюшки Танграма»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки дядюшки Танграма» по развитию пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста» (далее – П...