Дидактическая игра «Математические грибочки» ОО «Познавательное развитие» для подготовительной к школе группы.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Дидактическая игра «Математические грибочки»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Игра – основное и любимое занятие детей. Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направляемый на условия, закрепление и систематизацию знаний, овладения способами познавательной деятельности не заметным для ребенка образом.
Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Что бы сделать изучение математики более привлекательным и доступным я использую на занятиях, в индивидуальной и самостоятельной деятельности игры сделанные своими руками.
- Игра «Собери грибок»
Цель: закреплять умение соотносить количество и число
Материалы: Отдельно шляпки грибов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки гриба с числами от1 до 10 все детали вырезаны из ковролина и крепятся на коврограф при помощи ленты- липучки.
Описание: Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством точек для ножки с выбранным числом.
2. Игра «Сравни грибочки»
Цель : Формирование умения сравнивать две равные группы предметов
Описание :Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»
Воспитатель предлагает детям прикрепить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»
Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько.)
Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?»
3. «Сложи и сравни грибочки »
Цель: развивать внимание, память, закрепить навыки счета в пределах десяти. Закрепление состава числа в пределах десяти. Учить решать математические задачи, пользоваться математическими знаками
4. «Исправь ошибку»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета
Материал: грибочки с цифрами от 1 до 10 расставленные в хаотичном порядке.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает грибочки с цифрами и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 10 .
5.«Исправь ошибку»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета
Материал: грибочки с цифрами от 1 до 10 расставленные в хаотичном порядке.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает грибочки с цифрами и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 10 .
6. Назови число»
Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел на 1.
Содержание: Воспитатель показывает числовую фигуру, и предлагает детям сосчитать кружки и назвать число на 1 меньше или больше и показать соответствующую цифру.
7. «Продолжи ряд»
Цель использования: Формирование у детей восприятия форм, цвета, величины
предметов. Развивать мелкую моторику рук, представление о сенсорных эталонах величины, цвета, форм
8. Волшебный мешочек .
Цель: Развивать у ребенка тактильную память ,способствовать запоминанию ощущений от различных предметов.
Ход игры: ребенку необходимо наощупь достать шляпку соответствующую ножке или наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
topchienko_didakticheskie_igry.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
Московского района Санкт-Петербурга
Дидактическая игра
«Математические грибочки»
ОО «Познавательное развитие»
для подготовительной к школе группы.
Подготовила: воспитатель
Топчиенко А.Д.
Дидактическая игра «Математические грибочки»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Игра – основное и любимое занятие детей. Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направляемый на условия, закрепление и систематизацию знаний, овладения способами познавательной деятельности не заметным для ребенка образом.
Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Что бы сделать изучение математики более привлекательным и доступным я использую на занятиях, в индивидуальной и самостоятельной деятельности игры сделанные своими руками.
- Игра «Собери грибок»
Цель: закреплять умение соотносить количество и число
Материалы: Отдельно шляпки грибов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки гриба с числами от1 до 10 все детали вырезаны из ковролина и крепятся на коврограф при помощи ленты- липучки.
Описание: Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством точек для ножки с выбранным числом.
2. Игра «Сравни грибочки»
Цель : Формирование умения сравнивать две равные группы предметов
Описание :Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»
Воспитатель предлагает детям прикрепить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»
Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько.)
Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?»
3. «Сложи и сравни грибочки »
Цель: развивать внимание, память, закрепить навыки счета в пределах десяти. Закрепление состава числа в пределах десяти. Учить решать математические задачи, пользоваться математическими знаками
4. «Исправь ошибку»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета
Материал: грибочки с цифрами от 1 до 10 расставленные в хаотичном порядке.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает грибочки с цифрами и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 10 .
5.«Исправь ошибку»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета
Материал: грибочки с цифрами от 1 до 10 расставленные в хаотичном порядке.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает грибочки с цифрами и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 10 .
6. Назови число»
Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел на 1.
Содержание: Воспитатель показывает числовую фигуру, и предлагает детям сосчитать кружки и назвать число на 1 меньше или больше и показать соответствующую цифру.
7. «Продолжи ряд»
Цель использования: Формирование у детей восприятия форм, цвета, величины
предметов. Развивать мелкую моторику рук, представление о сенсорных эталонах величины, цвета, форм
8. Волшебный мешочек .
Цель: Развивать у ребенка тактильную память ,способствовать запоминанию ощущений от различных предметов.
Ход игры: ребенку необходимо наощупь достать шляпку соответствующую ножке или наоборот.
Большинство наших современников живут в системе линейного, исторического времени, однако за последние десятилетия психологи и социологи отметили появление нового формата времени, и в первую очередь среди юного поколения. Этот формат времени приводит к возникновению нового типа восприятия, который называют клиповым сознанием. По определению, «“клиповое сознание” — это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». [3] Современные дети растут в эпоху информационных технологий, они по-другому воспринимают информацию. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Клиповое мышление – это результат развития современного общества. В настоящее время клиповое мышление еще мало изучено, и пока нет методических и практических теорий в этой области. Организуя работу с детьми нового сознания, воспитатель находиться в постоянном поиске новых приемов, методов и форм организации детской деятельности. И выход тут один: чтобы безнадежно не отстать от наших детей, чтобы наши занятия были интересны детям нового сознания и мышления, нам тоже надо немного «ускориться».
Дидактическая игра представляет собой разносторонний педагогический механизм: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Важной особенностью игры выступает то, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, идут по пути преодоления и разрешения определенной трудности, при высоком уровне активности, который достигается ими почти всегда добровольно, без принуждения.
Математическое развитие детей с ТНР осуществляется во время занятия по формированию математических представлений, а так же в процессе индивидуальной коррекционной работы в процессе:
- формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, активизации словаря;
- развития импрессивной и экспрессивной речи детей;
- развития слухозрительного и слухомоторного взаимодействия при восприятии и воспроизведении ритмических структур.
При работе по ФЭМП перед воспитателем стоит задача не только в том, чтобы сформировать знания детей по определенному математическому разделу, но и обеспечить понимание значений слов, терминов, активизировать умения детей использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий и в самостоятельной деятельности. Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений способствует эффективному усвоению программного материала по данному разделу, так как в процессе игры у детей с ТНР вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются психические процессы. Можно выделить следующие особенности использования дидактических игр для детей с ТНР:
Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания, Выделенные особенности приводят к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой.
Дети с ТНР отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, возникает трудность сосредоточения и удерживания внимания на словесном материале вне наглядной ситуации.
У детей с ТНР часто встречается нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация движений пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с ТНР отмечаются отклонения в аффективно-волевой сфере. Детям свойственна низкая мотивация, отмечается нестойкость интересов. Включение дидактических игр в структуру занятия позволяет сформировать интерес к выполняемому заданию, познавательная активность резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
У детей с ТНР отмечается неспособность восприятия длинных инструкций, теряется алгоритм последовательности выполнения заданий. Игра помогает детям лучше закрепить математические понятия в результате проговариваний, повторений, построений предложений, аргументированных ответов на вопросы.
Дети с ТНР отстают в развитии словесно – логического мышления: отмечаются бедность и отрывочность суждений и умозаключений, нарушение логических связей.
Выделены особенности в развитии мыслительных операций: дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, возникают трудности при классификации предметов.
Перечисленные особенности детей с ТНР учитываются при выборе и методике проведения дидактических игр. Дидактические игры математического содержания воспитывают у детей с ТНР познавательный интерес, развивают способность к творческому поиску, воспитывают желание и умение учиться, развивают монологическую и диалогическую речь, активизируют умение с помощью речи и достаточного словарного запаса доказать свой ответ, отстоять свою точку зрения. В практике работы дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игры используем в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение определенной задачи при формировании представлений, в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления изученного материала. Воспитателю при организации дидактических игр с детьми с ТНР необходима систематическая коррекционная работа, направленная на преодоление и устранение значительных недостатков в общем речевом развитии. Таким образом, включение дидактических игр в структуру занятия по ФЭМП способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Такая форма организации как дидактическая игра выступает достойным соперником различного рода компьютерным презентациям, современным гаджетам, смартфонам и планшетам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка дидактических игр, направленных на познавательное развитие детей подготовительной к школе группы
Подборка направлена на развитие общих представлений о множестве, совершенствование навыков колличественного и порядкового счета в пределах 10, познакомить со счетом в пределах 20; закрепление умения с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе №8 Тема: «Игра в Форд Боярд»
Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времен года; о сезонных изменениях в природе; умение устанавливать причинно - следственные связи; формиров...
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: Игра-путешествие «Сказочный, загадочный подводный мир…»
Способствовать активизации познавательной, исследовательской деятельности, логического мышления через интеграцию образовательных областей.Закреплять представления детей об обитателях подводного мира, ...
Дидактическая игра «Математические грибочки» ОО «Познавательное развитие» для подготовительной к школе группы.
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направляемый на условия, закрепление и систематизацию знаний, овладения способами познавательной деятельности не заметным для р...
Конспект НОД квест - игры по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Делу время - потехе час"
Тема: «Делу время – потехе час».Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», ...
План кружковой работы по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Скоро в школу мы пойдём"
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей и речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
Конспект игры-путешествия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В гости к Белому Медвежонку»
Конспект игры-путешествия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...