Диагностика артикуляционной моторики
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата
(по Н.М.Трубниковой)
Методическая разработка в помощь молодым специалистам
Прием | Содержание задания | Характер выполнения | ||
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу | а) сомкнуть губы б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5 в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5 г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5 д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5 е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п» | |||
Отмечаются: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается. | ||||
2.Исследование двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции | а) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть б) сделать движение челюстью вправо в) сделать движение влево г) выдвинуть нижнюю вперед | |||
Отмечаются: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается. | ||||
3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции | а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5 б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5 в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким) д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость ж) стоя вытянуть руки вперед,
| |||
Отмечаются: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается. | ||||
4. Исследование двигательной функции мягкого неба |
| |||
Отмечаются: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, Гиперкинезов, саливации, движение не удается | ||||
5. Исследование продолжительности и силы выдоха |
| |||
Отмечаются: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого) | ||||
6. Исследование динамической организации Движений артикуляционного аппарата | 1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот 2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы. 3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его. 4. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот. 5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот. 6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу- пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра» | |||
Отмечаются: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удаётся переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой |
Выводы: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; присутствует замена движений, отсутствует замена движений; наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор; моторная напряженность; последовательность перехода от одного движения к другому, застревание на одном движении, расторможенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические занятия и рекомендации,которые способствуют развитию мелкой моторики,фонематического слуха,артикуляционной моторики в игровой форме по В. В. Цвынтарному."Играем,слушаем,подражаем- звуки получаем.
Уникальное по простоте и эффективности пособие для родителей,воспитателей,логопедов домов ребёнка и логопедических групп детских садов....
Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»
Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...
Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики
Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики...
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.
Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....
Упражнения,развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Артикуляционный праксис-это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие подвижности и движение органов , участвующих в речевом процессе....
Упражнения, развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Для детей старшего дошкольного возраста....
Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис
Нормы правильной речи дошкольника....