Диагностика артикуляционной моторики
методическая разработка по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_artikulyatsionnoy_motoriki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата

(по Н.М.Трубниковой)

Методическая разработка в помощь молодым специалистам

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы

б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5

е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу

ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу

ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п»

Отмечаются: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

2.Исследование

двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть

б) сделать движение челюстью вправо

в) сделать движение влево

г) выдвинуть нижнюю вперед

Отмечаются: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.

3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ

г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким)

д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам

ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость

ж) стоя вытянуть руки вперед,

кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка)

Отмечаются: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

Отмечаются: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески,

Гиперкинезов, саливации, движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

Отмечаются: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

6. Исследование динамической организации

Движений артикуляционного аппарата

1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот

2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку,

вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы.

3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

4. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.

5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу- пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра»  

Отмечаются: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удаётся переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой

Выводы: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; присутствует замена движений, отсутствует замена движений; наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор; моторная напряженность; последовательность перехода от одного движения к другому, застревание на одном движении, расторможенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...

Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики

Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Упражнения,развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.

Артикуляционный праксис-это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие подвижности и движение органов , участвующих в речевом процессе....