Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис
Подготовил учитель-логопед
Чеха Ю.А.
Упражнение для губ
- Губы в «улыбке», как при звуке И.
- Губы нейтральны, как при звуке А.
- Губы округлены, как при звуке О.
- Губы «трубочкой», как при звуке У.
- Чередование движений: А – И, А – У, и наоборот.
- Плавный переход от одного звука к другому: И – А, А – О, О – У…
- Произнесение ряда гласных звуков с плавным переходом: И – А – О – У и наоборот.
- С усилением размыкать плотно сомкнутые губы, произнося: П – П…
Упражнения для нижней челюсти
- Открыть широко рот, закрыть.
- Движения нижней челюсти влево, вправо, влево, вправо.
Упражнения для щёк
- Щёки надуть «толстый».
- Щёки втянуть «худой».
- Чередование упражнений «толстый» – «худой».
- Надувать правую и левую щёки попеременно (медленно и быстро).
Упражнения для развития дыхания
Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания
- Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.
Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания
- Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.
- Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.
- Дуть на шарики разной тяжести.
- Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.
- Задувать на резком и длительном выдохе пламя свечи.
- Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.
- Надувать резиновые игрушки, шарики.
- Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.
Нормы правильной речи дошкольника.
С какого возраста ребёнок должен уметь говорить?
К концу 1 – 2 месяца жизни у ребёнка появляется гуление (гласные звуки А, О, У…) звуковые сочетания – агу, агы, кха, кхы… В 3 месяца «комплекс оживления» - форма общения ребёнка с окружающими близкими людьми (мама, папа, сестричка…) В 5 – 7 месяцев появляется лепет – отдельные слоги (па – па – па, ба – ба – ба, ма – ма – ма) или лепетные слова: ав – ав, мяу – мяу, бай – бай, би – би; к 1 году появляются слова.
К году ребёнок произносит 27 слов, слова выступают в роли предложений. К 2 годам словарь достигает 87 слов. В одном предложении ребёнок объединяет 2 слова, рост предложений до 3 – 4 слов. К 3 годам количество слов колеблется от 100 – 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова: большой, маленький. Если до 3 лет ребёнок не заговорил, то у него задержка речевого развития, или общее недоразвитие речи системного характера. К концу 4 года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразным становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, качественные прилагательные (холодный, горячий, твёрдый), притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные ( папин, мамина).
К концу 4 года жизни по А.Н Гвоздеву звуковая сторона речи у детей усвоена.
По А.И Максакову к 5 годам у детей отмечается улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Поэтому если в 5 лет у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, то необходимы занятия с логопедом.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов в роде, числе, падеже.
Словарь 5 летнего ребёнка (по данным А.Н Гвоздева) в норме составляет 3 – 4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...
Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»
Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...
игры и упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики
Серия «По совету педагога» ВоспитательО.А.Туливетрова Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики...
Упражнения для развития моторики и зрительного праксиса
Предлагаю Вашему вниманию два интересных варианта на развитие мелкой моторики и одновременно зрительного праксиса.Первый вариант, это карточки- шаблоны с разнообразными комбинациями расположения резин...
Комплекс нетрадиционных упражнений для развития и совершенствования артикуляционной моторики
Веселые упражнения с предметами, водой для развития и совершенствования артикуляционной моторики, а также поддержания интереса к логопедическим занятиям....
Упражнения,развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Артикуляционный праксис-это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие подвижности и движение органов , участвующих в речевом процессе....
Упражнения, развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Для детей старшего дошкольного возраста....