Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис
Подготовил учитель-логопед
Чеха Ю.А.
Упражнение для губ
- Губы в «улыбке», как при звуке И.
- Губы нейтральны, как при звуке А.
- Губы округлены, как при звуке О.
- Губы «трубочкой», как при звуке У.
- Чередование движений: А – И, А – У, и наоборот.
- Плавный переход от одного звука к другому: И – А, А – О, О – У…
- Произнесение ряда гласных звуков с плавным переходом: И – А – О – У и наоборот.
- С усилением размыкать плотно сомкнутые губы, произнося: П – П…
Упражнения для нижней челюсти
- Открыть широко рот, закрыть.
- Движения нижней челюсти влево, вправо, влево, вправо.
Упражнения для щёк
- Щёки надуть «толстый».
- Щёки втянуть «худой».
- Чередование упражнений «толстый» – «худой».
- Надувать правую и левую щёки попеременно (медленно и быстро).
Упражнения для развития дыхания
Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания
- Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.
Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания
- Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.
- Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.
- Дуть на шарики разной тяжести.
- Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.
- Задувать на резком и длительном выдохе пламя свечи.
- Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.
- Надувать резиновые игрушки, шарики.
- Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.
Нормы правильной речи дошкольника.
С какого возраста ребёнок должен уметь говорить?
К концу 1 – 2 месяца жизни у ребёнка появляется гуление (гласные звуки А, О, У…) звуковые сочетания – агу, агы, кха, кхы… В 3 месяца «комплекс оживления» - форма общения ребёнка с окружающими близкими людьми (мама, папа, сестричка…) В 5 – 7 месяцев появляется лепет – отдельные слоги (па – па – па, ба – ба – ба, ма – ма – ма) или лепетные слова: ав – ав, мяу – мяу, бай – бай, би – би; к 1 году появляются слова.
К году ребёнок произносит 27 слов, слова выступают в роли предложений. К 2 годам словарь достигает 87 слов. В одном предложении ребёнок объединяет 2 слова, рост предложений до 3 – 4 слов. К 3 годам количество слов колеблется от 100 – 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова: большой, маленький. Если до 3 лет ребёнок не заговорил, то у него задержка речевого развития, или общее недоразвитие речи системного характера. К концу 4 года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразным становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, качественные прилагательные (холодный, горячий, твёрдый), притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные ( папин, мамина).
К концу 4 года жизни по А.Н Гвоздеву звуковая сторона речи у детей усвоена.
По А.И Максакову к 5 годам у детей отмечается улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Поэтому если в 5 лет у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, то необходимы занятия с логопедом.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов в роде, числе, падеже.
Словарь 5 летнего ребёнка (по данным А.Н Гвоздева) в норме составляет 3 – 4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-247209-1406128985.jpg)
Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-558132-1420285522.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»
Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-394586-1536579949.jpg)
игры и упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики
Серия «По совету педагога» ВоспитательО.А.Туливетрова Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/22/picture-1084771-1653243554.jpg)
Упражнения для развития моторики и зрительного праксиса
Предлагаю Вашему вниманию два интересных варианта на развитие мелкой моторики и одновременно зрительного праксиса.Первый вариант, это карточки- шаблоны с разнообразными комбинациями расположения резин...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/25/picture-525031-1601036282.jpg)
Комплекс нетрадиционных упражнений для развития и совершенствования артикуляционной моторики
Веселые упражнения с предметами, водой для развития и совершенствования артикуляционной моторики, а также поддержания интереса к логопедическим занятиям....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/17/picture-1142044-1560761231.jpg)
Упражнения,развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Артикуляционный праксис-это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие подвижности и движение органов , участвующих в речевом процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1186466-1575033554.jpg)
Упражнения, развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Для детей старшего дошкольного возраста....