Кружок по математике «По ступенькам вверх»
рабочая программа по математике (средняя группа)

Наталья Хижнякова (Павлова)

Наша программа стремится не просто научить детей считать, измерять или решать примеры, а развить способность видеть математические закономерности в окружающем мире, "конструировать" их с помощью предметов, знаков и символов, формируя таким образом фундаментальные познавательные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.m._kruzhok_po_matematike.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок по математике «По ступенькам вверх»

(Средняя группа, 4-5 лет)

Пояснительная записка.

                                                             «Математика порядок, симметрию определенность.

А это важнейшие виды прекрасного».

                                                                                                Аристотель.

Дошкольный возраст – уникальный период для интенсивного развития как физических, так и когнитивных функций, включая математические способности. Именно в этом возрасте закладывается прочный фундамент для успешного обучения в школе. Работа в математическом кружке предлагает детям игровое взаимодействие, обогащая их математические представления и стимулируя интеллектуальное развитие. Кружковые занятия побуждают детей активно участвовать в познавательной деятельности, анализировать и оценивать полученные результаты.

Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают счет, учатся использовать числа, выполняют простые вычисления с опорой на наглядность, постигают простейшие пространственно-временные отношения, экспериментируют с предметами разных форм и размеров. Незаметно для себя, они включаются в элементарную математическую деятельность, изучая свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Предлагаемый программой объем знаний служит основой для дальнейшего познавательного развития. Познавательные и речевые умения, тесно связанные с предлагаемым содержанием, формируют своеобразную "технологию" познавательного процесса, минимальный набор необходимых умений, без которых дальнейшее познание мира будет затруднено.

Активное познание реализуется через самостоятельную игровую и практическую деятельность, а также через организованные воспитателем познавательные игры. Важную роль играют дидактические пособия, помогающие детям выделить изучаемый объект, рассмотреть его свойства, установить связи и зависимости, определить сходства и различия.

В процессе игр и занятий воспитатель способствует развитию следующих умений и способностей:

  • Оперировать свойствами и отношениями предметов, числами; анализировать изменения формы и размера;
  • Сравнивать, обобщать группы предметов, выявлять закономерности чередования и следования, развивать образное мышление, стремиться к творчеству;
  • Проявлять инициативу и самостоятельность в постановке целей, в процессе рассуждений, в достижении результата;
  • Рассказывать о своих действиях, вести диалог со взрослыми и сверстниками о содержании игры или практического задания.

Программа математического кружка "Юный математик" направлена на развитие логического мышления у дошкольников через систему увлекательных познавательных занятий. Мы стремимся создать равные стартовые условия для всех будущих первоклассников, обеспечивая им прочный базис математических знаний и навыков перед поступлением в школу.

Основные задачи кружка:

  • Развитие любознательности: стимулирование поисковых вопросов ("Почему?", "Зачем?", "Откуда?"), побуждение детей высказывать свои мысли, делиться впечатлениями и отражать их в творческой деятельности.
  • Формирование исследовательских навыков: вовлечение детей в исследовательскую деятельность с использованием разнообразных поисковых действий, поощрение активного обсуждения процесса и результатов исследования как с детьми, так и со взрослыми.
  • Развитие наблюдательности: обучение замечать новые объекты и изменения в окружающем мире.
  • Формирование пространственных представлений: сравнение объектов по их расположению (слева/справа, впереди/сзади), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий и т.д.).
  • Развитие временных представлений: определение последовательности событий (что сначала, что потом) с помощью картинок и простых моделей.
  • Работа со схемами и моделями: обучение использованию схематических изображений действий и свойств, развитие умения придумывать новые знаки и символы, понимание принципа замещения конкретных признаков моделями.
  • Развитие понятия "часть" и "целое": освоение практического деления целого на части, соизмерение величин с помощью предметов-заместителей.
  • Понимание числа: использование числа как показателя количества и итога счета, формирование способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнение совокупностей по количеству, деление на подгруппы, воспроизведение групп предметов по заданному количеству или числу, счет и называние чисел по порядку до 5-6.
  • Развитие психических процессов: стимулирование произвольности психических процессов, развитие абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, различных типов памяти, основных мыслительных операций, свойств внимания.
  • Развитие речи: совершенствование диалогической речи, умения слушать собеседника, понимать вопросы и задания, задавать вопросы и отвечать на них.
  • Формирование умения учиться: обучение постановке целей, организации собственной деятельности, оценке результатов своего труда.
  • Развитие аналитических способностей: обучение видеть не только явные, но и скрытые свойства предметов, устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости (по форме, размеру, количеству), прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
  • Формирование положительной мотивации: воспитание интереса к логике, развитие интеллектуального, эмоционального и социально-личностного компонентов.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

«Осенний парк» -2ч.

Развитие умения выделять отдельные предметы из группы, различать понятия "много" и "один", описывать свои наблюдения, используя соответствующую лексику. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения.

Октябрь

«Приключения Мишутки» - 2ч.

Сравнение групп предметов способом приложения. Совершенствование навыков группировки предметов. Развитие навыка работы правой рукой слева направо при раскладывании предметов.

Октябрь

«Сравнение множества» -2ч.

Закрепление умения сравнивать множества. Различение цветов и оттенков.

Октябрь

«Длина и количество» - 2ч.

Сравнение предметов по длине с использованием понятий "длиннее-короче", "длинный-короткий". Сравнение двух групп предметов по количеству. Развитие воображения.

Октябрь

«Знакомство с цифрами 1 и 2» -1ч.

Различение групп, содержащих 1 и 2 предмета; определение общего количества предметов путем счета. Знакомство с цифрами 1 и 2. Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Ноябрь

«Ориентировка в пространстве» -2ч.

Составление и выделение групп из одного или двух предметов; обозначение количества предметов цифрой. Закрепление понятий пространственной направленности: вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад.

Ноябрь

«Временные представления» -2ч.

Различение частей суток и определение их последовательности (утро-день-вечер-ночь). Введение понятий "вчера", "сегодня", "завтра". Формирование представления о парных и единичных предметах у человека. Развитие внимания и творческого воображения. Формирование позитивного отношения к учебной деятельности.

Ноябрь

«Цифра 3» -2ч.

Обучение счету до трех. Демонстрация образования числа 3. Знакомство с цифрой 3. Развитие воображения.

Ноябрь

«Счет до четырех. Цифра 4» -2ч.

Обучение счету до четырех. Знакомство с цифрой 4. Закрепление навыков счета до 3 и узнавания соответствующих цифр. Сравнение предметов по длине с использованием соответствующей лексики.

 

Декабрь

«Счет до четырех. Соотношение количества и цифры » -2ч.

Практика счета до четырех. Отражение в речи равенства и неравенства групп предметов. Соотнесение количества предметов с цифрой. Обучение отсчитыванию заданного количества предметов (в пределах 4). Закрепление навыков конструирования.

Декабрь

«Знакомство с цифрой 5» -2ч.

Обучение счету до пяти. Демонстрация образования числа 5. Знакомство с цифрой 5. Развитие творческого воображения.

Декабрь

«Счет до пяти. Соотношение количества и цифры» -2ч.

Практика счета до пяти и правильного использования числительных. Соотнесение количества предметов с цифрой. Изображение предметов и геометрических фигур с помощью счетных палочек.

Декабрь

«В гостях у лесных жителей» -2ч.

Закрепление счета до пяти и соотнесения количества с цифрой. Сравнение и уравнивание множеств на основе счета. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Определение пространственного положения предмета.

Январь

«Знакомство с цифрой 6» -2ч.

Обучение счету до шести. Демонстрация образования числа 6. Выделение знакомых геометрических фигур в силуэтах предметов и определение их количества.

Январь

«Счет до шести. Знакомство с прямоугольником» -2ч.  

Закрепление счета до шести. Знакомство с цифрой 6. Подробное изучение прямоугольника.

Январь

«Образование числа 7» -2ч.

Демонстрация образования числа 7. Закрепление представлений о прямоугольнике.

Январь

«Цифра 7» -2ч.

Закрепление счета до семи. Знакомство с цифрой 7. Развитие наблюдательности и пространственной ориентировки.

Февраль

«Образование числа 8.

Цифра 8» -2ч.

Демонстрация образования числа 8. Знакомство с цифрой 8. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие наблюдательности и умения видеть различия в похожих предметах.

Февраль

«Счет до восьми. Понятие "сутки"» -2ч.

Практика счета до восьми и соотнесения количества с цифрой. Введение понятия "сутки". Сравнение предметов по длине и высоте, построение сериационных рядов.

Февраль

«Образование числа 9. Цифра 9» -2ч.

Обучение счету до девяти. Демонстрация образования числа 9. Знакомство с цифрой 9. Построение сериационных рядов по величине (длине или высоте). Видоизменение геометрических фигур.

Февраль

«Закрепление счета до девяти» -2ч.

Закрепление счета до девяти и правильного использования числительных. Сравнение предметов по ширине. Обучение штриховке.

Март

«Счет до десяти. Геометрические фигуры» -2ч.

Обучение счету до 10. Понятие числа 10. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Закрепление навыка закрашивания замкнутых областей.

Март

«В гости к белке» -2ч.

Закрепление счета до 10 и соотнесения количества с цифрой. Обучение схематическому изображению плана комнаты с заменой предметов символами.

Март

«Город геометрических фигур» -2ч.

Освоение приемов мнемотехники. Развитие умения выделять основные признаки предметов (цвет, форма, размер). Работа с палочками Кюизенера: закрепление цветов, соотношения палочек по размеру, соотношения палочки и цифры. Развитие глазомера, внимания, аккуратности. Развитие коммуникативных навыков.

Март

«Порядковые числительные» -2ч.

Знакомство с порядковым счетом до 5 и правильным использованием порядковых числительных. Закрепление навыков количественного счета. Практика составления схематических изображений.

Апрель

«В гостях у сказки» -2ч.

Проверка умения считать до 10 и соотносить числа с цифрами. Узнавание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Определение величины предметов путем сравнения и на глаз.

Апрель

«Количественный и порядковый счет до 10. Длина и ширина» -2ч.

Закрепление количественного и порядкового счета до 10. Соотнесение чисел с цифрами. Знакомство с понятиями длины и ширины. Обучение выделять эти измерения у предметов. Совершенствование навыка ориентировки на плане.

Апрель

«Сравнение по протяженности. Овал» -1ч.

Сравнение двух предметов по двум измерениям одновременно. Составление плана помещения. Знакомство с овалом.

Апрель

«Количественный и порядковый счет до 10» -2ч.

Закрепление количественного и порядкового счета до 10. Различение геометрических фигур. Сравнение четырех полосок по длине. Составление плана помещения.

Апрель

«Приключения зайки» -1ч.

Сравнение предметов по двум измерениям. Закрепление знаний о частях суток и их последовательности. Ориентировка на плане помещения.

Май

«Знакомство с симметрией"» -1ч.

Понятие симметрии. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Создание изображений из геометрических фигур.

Май

«Симметричные фигуры» -1ч.

Закрепление знаний о симметричных фигурах. Сравнение предметов по высоте и ширине. Составление геометрических фигур из палочек.

Май

«Повторение» -1ч.

Практика количественного и порядкового счета. Ориентировка на плане группы. Закрепление знаний о геометрических фигурах и симметричных фигурах.

Май

«Страна геометрических фигур» -2ч.

Выделение геометрических фигур в знакомых предметах. Составление узоров из геометрических фигур по образцу.

 Май

«Гуси-лебеди» -2ч.

Проверка умения считать до 10. Сравнение до пяти предметов. Ориентировка на плане помещения.

 Май

Итоговое занятие -1ч.

Систематизация и обобщение знаний, полученных за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Занимательная математика в сказках"

Кружковая работа на учебный год...

Кружок "Веселая математика"

Цель : расширять кругозор математических       представлений у детей дошкольного возраста.Реализация кружка «Весёлая математика» способствует созданию формирования интере...

Кружок "Занимательная математика"

Материал содержит перспективный план работы кружка по математике...

Кружок по математики "Заниматика"

Основная цель занятий математикой -  дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...

Кружок по математики "Математические ступеньки"

Рабочая программа по кружку "Математические ступеньки" для подготовительной к школе группы....

Дополнительная общеобразовательная программа по математике "Математические ступеньки"для детей от 4-5 лет

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания....