Кружок по математике «По ступенькам вверх»
рабочая программа по математике (средняя группа)
Наша программа стремится не просто научить детей считать, измерять или решать примеры, а развить способность видеть математические закономерности в окружающем мире, "конструировать" их с помощью предметов, знаков и символов, формируя таким образом фундаментальные познавательные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.m._kruzhok_po_matematike.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок по математике «По ступенькам вверх»
(Средняя группа, 4-5 лет)
Пояснительная записка.
«Математика порядок, симметрию определенность.
А это важнейшие виды прекрасного».
Аристотель.
Дошкольный возраст – уникальный период для интенсивного развития как физических, так и когнитивных функций, включая математические способности. Именно в этом возрасте закладывается прочный фундамент для успешного обучения в школе. Работа в математическом кружке предлагает детям игровое взаимодействие, обогащая их математические представления и стимулируя интеллектуальное развитие. Кружковые занятия побуждают детей активно участвовать в познавательной деятельности, анализировать и оценивать полученные результаты.
Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают счет, учатся использовать числа, выполняют простые вычисления с опорой на наглядность, постигают простейшие пространственно-временные отношения, экспериментируют с предметами разных форм и размеров. Незаметно для себя, они включаются в элементарную математическую деятельность, изучая свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Предлагаемый программой объем знаний служит основой для дальнейшего познавательного развития. Познавательные и речевые умения, тесно связанные с предлагаемым содержанием, формируют своеобразную "технологию" познавательного процесса, минимальный набор необходимых умений, без которых дальнейшее познание мира будет затруднено.
Активное познание реализуется через самостоятельную игровую и практическую деятельность, а также через организованные воспитателем познавательные игры. Важную роль играют дидактические пособия, помогающие детям выделить изучаемый объект, рассмотреть его свойства, установить связи и зависимости, определить сходства и различия.
В процессе игр и занятий воспитатель способствует развитию следующих умений и способностей:
- Оперировать свойствами и отношениями предметов, числами; анализировать изменения формы и размера;
- Сравнивать, обобщать группы предметов, выявлять закономерности чередования и следования, развивать образное мышление, стремиться к творчеству;
- Проявлять инициативу и самостоятельность в постановке целей, в процессе рассуждений, в достижении результата;
- Рассказывать о своих действиях, вести диалог со взрослыми и сверстниками о содержании игры или практического задания.
Программа математического кружка "Юный математик" направлена на развитие логического мышления у дошкольников через систему увлекательных познавательных занятий. Мы стремимся создать равные стартовые условия для всех будущих первоклассников, обеспечивая им прочный базис математических знаний и навыков перед поступлением в школу.
Основные задачи кружка:
- Развитие любознательности: стимулирование поисковых вопросов ("Почему?", "Зачем?", "Откуда?"), побуждение детей высказывать свои мысли, делиться впечатлениями и отражать их в творческой деятельности.
- Формирование исследовательских навыков: вовлечение детей в исследовательскую деятельность с использованием разнообразных поисковых действий, поощрение активного обсуждения процесса и результатов исследования как с детьми, так и со взрослыми.
- Развитие наблюдательности: обучение замечать новые объекты и изменения в окружающем мире.
- Формирование пространственных представлений: сравнение объектов по их расположению (слева/справа, впереди/сзади), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий и т.д.).
- Развитие временных представлений: определение последовательности событий (что сначала, что потом) с помощью картинок и простых моделей.
- Работа со схемами и моделями: обучение использованию схематических изображений действий и свойств, развитие умения придумывать новые знаки и символы, понимание принципа замещения конкретных признаков моделями.
- Развитие понятия "часть" и "целое": освоение практического деления целого на части, соизмерение величин с помощью предметов-заместителей.
- Понимание числа: использование числа как показателя количества и итога счета, формирование способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнение совокупностей по количеству, деление на подгруппы, воспроизведение групп предметов по заданному количеству или числу, счет и называние чисел по порядку до 5-6.
- Развитие психических процессов: стимулирование произвольности психических процессов, развитие абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, различных типов памяти, основных мыслительных операций, свойств внимания.
- Развитие речи: совершенствование диалогической речи, умения слушать собеседника, понимать вопросы и задания, задавать вопросы и отвечать на них.
- Формирование умения учиться: обучение постановке целей, организации собственной деятельности, оценке результатов своего труда.
- Развитие аналитических способностей: обучение видеть не только явные, но и скрытые свойства предметов, устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости (по форме, размеру, количеству), прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
- Формирование положительной мотивации: воспитание интереса к логике, развитие интеллектуального, эмоционального и социально-личностного компонентов.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | «Осенний парк» -2ч. | Развитие умения выделять отдельные предметы из группы, различать понятия "много" и "один", описывать свои наблюдения, используя соответствующую лексику. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения. |
Октябрь | «Приключения Мишутки» - 2ч. | Сравнение групп предметов способом приложения. Совершенствование навыков группировки предметов. Развитие навыка работы правой рукой слева направо при раскладывании предметов. |
Октябрь | «Сравнение множества» -2ч. | Закрепление умения сравнивать множества. Различение цветов и оттенков. |
Октябрь | «Длина и количество» - 2ч. | Сравнение предметов по длине с использованием понятий "длиннее-короче", "длинный-короткий". Сравнение двух групп предметов по количеству. Развитие воображения. |
Октябрь | «Знакомство с цифрами 1 и 2» -1ч. | Различение групп, содержащих 1 и 2 предмета; определение общего количества предметов путем счета. Знакомство с цифрами 1 и 2. Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
Ноябрь | «Ориентировка в пространстве» -2ч. | Составление и выделение групп из одного или двух предметов; обозначение количества предметов цифрой. Закрепление понятий пространственной направленности: вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад. |
Ноябрь | «Временные представления» -2ч. | Различение частей суток и определение их последовательности (утро-день-вечер-ночь). Введение понятий "вчера", "сегодня", "завтра". Формирование представления о парных и единичных предметах у человека. Развитие внимания и творческого воображения. Формирование позитивного отношения к учебной деятельности. |
Ноябрь | «Цифра 3» -2ч. | Обучение счету до трех. Демонстрация образования числа 3. Знакомство с цифрой 3. Развитие воображения. |
Ноябрь | «Счет до четырех. Цифра 4» -2ч. | Обучение счету до четырех. Знакомство с цифрой 4. Закрепление навыков счета до 3 и узнавания соответствующих цифр. Сравнение предметов по длине с использованием соответствующей лексики. |
Декабрь | «Счет до четырех. Соотношение количества и цифры » -2ч. | Практика счета до четырех. Отражение в речи равенства и неравенства групп предметов. Соотнесение количества предметов с цифрой. Обучение отсчитыванию заданного количества предметов (в пределах 4). Закрепление навыков конструирования. |
Декабрь | «Знакомство с цифрой 5» -2ч. | Обучение счету до пяти. Демонстрация образования числа 5. Знакомство с цифрой 5. Развитие творческого воображения. |
Декабрь | «Счет до пяти. Соотношение количества и цифры» -2ч. | Практика счета до пяти и правильного использования числительных. Соотнесение количества предметов с цифрой. Изображение предметов и геометрических фигур с помощью счетных палочек. |
Декабрь | «В гостях у лесных жителей» -2ч. | Закрепление счета до пяти и соотнесения количества с цифрой. Сравнение и уравнивание множеств на основе счета. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Определение пространственного положения предмета. |
Январь | «Знакомство с цифрой 6» -2ч. | Обучение счету до шести. Демонстрация образования числа 6. Выделение знакомых геометрических фигур в силуэтах предметов и определение их количества. |
Январь | «Счет до шести. Знакомство с прямоугольником» -2ч. | Закрепление счета до шести. Знакомство с цифрой 6. Подробное изучение прямоугольника. |
Январь | «Образование числа 7» -2ч. | Демонстрация образования числа 7. Закрепление представлений о прямоугольнике. |
Январь | «Цифра 7» -2ч. | Закрепление счета до семи. Знакомство с цифрой 7. Развитие наблюдательности и пространственной ориентировки. |
Февраль | «Образование числа 8. Цифра 8» -2ч. | Демонстрация образования числа 8. Знакомство с цифрой 8. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие наблюдательности и умения видеть различия в похожих предметах. |
Февраль | «Счет до восьми. Понятие "сутки"» -2ч. | Практика счета до восьми и соотнесения количества с цифрой. Введение понятия "сутки". Сравнение предметов по длине и высоте, построение сериационных рядов. |
Февраль | «Образование числа 9. Цифра 9» -2ч. | Обучение счету до девяти. Демонстрация образования числа 9. Знакомство с цифрой 9. Построение сериационных рядов по величине (длине или высоте). Видоизменение геометрических фигур. |
Февраль | «Закрепление счета до девяти» -2ч. | Закрепление счета до девяти и правильного использования числительных. Сравнение предметов по ширине. Обучение штриховке. |
Март | «Счет до десяти. Геометрические фигуры» -2ч. | Обучение счету до 10. Понятие числа 10. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Закрепление навыка закрашивания замкнутых областей. |
Март | «В гости к белке» -2ч. | Закрепление счета до 10 и соотнесения количества с цифрой. Обучение схематическому изображению плана комнаты с заменой предметов символами. |
Март | «Город геометрических фигур» -2ч. | Освоение приемов мнемотехники. Развитие умения выделять основные признаки предметов (цвет, форма, размер). Работа с палочками Кюизенера: закрепление цветов, соотношения палочек по размеру, соотношения палочки и цифры. Развитие глазомера, внимания, аккуратности. Развитие коммуникативных навыков. |
Март | «Порядковые числительные» -2ч. | Знакомство с порядковым счетом до 5 и правильным использованием порядковых числительных. Закрепление навыков количественного счета. Практика составления схематических изображений. |
Апрель | «В гостях у сказки» -2ч. | Проверка умения считать до 10 и соотносить числа с цифрами. Узнавание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Определение величины предметов путем сравнения и на глаз. |
Апрель | «Количественный и порядковый счет до 10. Длина и ширина» -2ч. | Закрепление количественного и порядкового счета до 10. Соотнесение чисел с цифрами. Знакомство с понятиями длины и ширины. Обучение выделять эти измерения у предметов. Совершенствование навыка ориентировки на плане. |
Апрель | «Сравнение по протяженности. Овал» -1ч. | Сравнение двух предметов по двум измерениям одновременно. Составление плана помещения. Знакомство с овалом. |
Апрель | «Количественный и порядковый счет до 10» -2ч. | Закрепление количественного и порядкового счета до 10. Различение геометрических фигур. Сравнение четырех полосок по длине. Составление плана помещения. |
Апрель | «Приключения зайки» -1ч. | Сравнение предметов по двум измерениям. Закрепление знаний о частях суток и их последовательности. Ориентировка на плане помещения. |
Май | «Знакомство с симметрией"» -1ч. | Понятие симметрии. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Создание изображений из геометрических фигур. |
Май | «Симметричные фигуры» -1ч. | Закрепление знаний о симметричных фигурах. Сравнение предметов по высоте и ширине. Составление геометрических фигур из палочек. |
Май | «Повторение» -1ч. | Практика количественного и порядкового счета. Ориентировка на плане группы. Закрепление знаний о геометрических фигурах и симметричных фигурах. |
Май | «Страна геометрических фигур» -2ч. | Выделение геометрических фигур в знакомых предметах. Составление узоров из геометрических фигур по образцу. |
Май | «Гуси-лебеди» -2ч. | Проверка умения считать до 10. Сравнение до пяти предметов. Ориентировка на плане помещения. |
Май | Итоговое занятие -1ч. | Систематизация и обобщение знаний, полученных за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Занимательная математика в сказках"
Кружковая работа на учебный год...
Кружок "Веселая математика"
Цель : расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.Реализация кружка «Весёлая математика» способствует созданию формирования интере...
Кружок "Занимательная математика"
Материал содержит перспективный план работы кружка по математике...
Кружок по математики "Заниматика"
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...
Кружок по математики "Математические ступеньки"
Рабочая программа по кружку "Математические ступеньки" для подготовительной к школе группы....
Дополнительная общеобразовательная программа по математике "Математические ступеньки"для детей от 4-5 лет
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания....