Предметно-пространственная развивающая среда по сенсорике в группе раннего возраста
консультация по математике (младшая группа)
Предметно-пространственная развивающая среда по сенсорике в группе раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день, меня зовут Галлямова Гульшат Фаязовна, я воспитатель детского сада № 4 г.Туймазы, имею педагогический стаж работы более 30 лет.
Сегодня хочу представить мой опыт работы на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по сенсорному развития в группах раннего возраста».
Давайте вспомним что такое сенсорные развитие? (ответы)
Да верно.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
А что такое сенсорные эталоны? (Ответы) Да верно…
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов, и к ним относятся: цвет, форма, величина, слуховое восприятие и вкусовое восприятие. Сегодня хочу остановиться только на сенсорных эталонах – цвете, форме и величине, так как тема нашей сегодняшней дискуссионной площадки «Особенности формирования математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Я работаю в группе раннего возраста «Ягодка» и там мною организованна предметно-пространственная развивающая среда для сенсорного развития детей раннего возраста - «Сенсорный центр».
При организации «Сенсорного центра» опиралась на следующие принципы:
− доступность,
− безопасность,
− научность,
− креативность.
В нашем «Сенсорном центре» имеются:
- Дидактические стол. Стол наполнен игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички, в которых располагаются пособия, игрушки и игры:
- Для ознакомления с цветом имеются такие дидактические пособия: «Разноцветные пирамидки», «Мозайка», «Ленточки», «Лото». Игры: «Посади грибок», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Спрячь мышку в домик», «Найди варежку зайчику», «Ищу свой дом», «Подбери перышко», «Такой – ни такой», «Разноцветные ленточки» и т.д.
Дидактические пособия и игры для ознакомления с цветом, помогают детям научиться узнавать, различать и называть цвета, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознание цвета не является врожденным качеством, поэтому только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов. Знакомство с цветом помогает им более тонкополно воспринимать предметыи явления окружающего мира, развивать наблюдательность, мышление и обогащать речь.
Первое знакомство детей с цветом, в начале года, я начинаю с четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого.
В процессе знакомства ребенка с цветом можно выделить следующие этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу.
3. Закрепление представлений о цвете в слове, которое уже происходит в конце года. На этом этапе малыш различает цвет по названию, не прикладывая предметы друг к другу, и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называет основные цвета.
- Для ознакомления с формой имеются дидактические пособия: вкладыши, цветные плоскостные фигуры, геометрические фигуры - башни и пирамидки, кубики, шары и т.д. Игры:, «Разложи фигуры по местам», «Фигуры играют в прядки», «Найди пару», «Найди лишнюю фигурку», «Найди окошко для фигурки», «Найди заплатку для руковички», «Украсим коврик».
С помощью дидактических игр и пособий по ознакомлению с формой ребенок приобретает умение выделять форму предмета как признак, группирует предметы по форме; действует с предметами с учетом формы и учится различать и называть форму.
В начале года малышей знакомя с геометрическими фигурами, даю им представление об объемных геометрических телах – шар и куб (шарик и кубик). Затем знакомлю с простыми фигурами: кругом и квадратом. Помогаю им сравнивать фигуры (круг круглый, гладкий, а у квадрата есть стороны и углы). Показываю, как обвести контур пальцами. Когда малыши усвоят эти формы, знакомлю их с треугольником, прямоугольником и овалом. Параллельно даю понятие об объемных геометрических фигурах – кирпичик и яичко (параллелепипед и эллипсоид).
В процессе знакомство малышей с формой придерживаюсь следующих этапов:
- Практические действия с использованием дидактических игр и пособий. На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (такой – не такой), не называя её.
- Зрительное восприятие формы. На этом этапе стараюсь акцентировать внимание детей на запоминание названия фигур.
- Запоминание эталонов геометрических форм и их названия, которые дети могут использовать в различных игровых ситуациях.
- Для ознакомления с величиной имеются такие игры как: «Помоги построить домик», «Лесенка» по высоте, «Два поезда» по длине. Пособия - башенки, пирамидки, матрёшки, вкладыши - доски «Сегена», большие и маленькие кубик и т.д.
С помощью этих игр и пособий малыши учатся выделять величину как свойство предмета и давать ей название (большой – маленький, самый большой, самый маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, одинаковый, такой же) Знание величины оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнения предметов.
- В начале знакомство с величиной даю сравнить два предмета только по одному параметру, например только по высоте или ширине.
- Затем даю сравнить предметы по величине одинаковые по цвету и форме.
- Даю сравнить два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубик, а затем добавляю третий объект средний по величине.
- Параметры величины при показе предметов обозначаю словами, не требуя от детей повторения.
- По мимо дидактического стола в группе также имеются тактильные дорожки, по которым малышам очень весело ходить, они способствуют развитию тактильного восприятия ступнями ног, развитию речи, профилактики плоскостопия, закаливанию организма, оказывает общее оздоровительное воздействие.
- Неотъемлемой частью «Сенсорного центра» является бизиборд, где имеются различные приспособления, которые способствуют развитию мелкой моторики рук детей.
- Тактильные книжки предназначены для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. С помощью тактильной книги ребенок пополнит свой багаж знаний, развивает свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление.
Организуя предметно-пространственную развивающую среду по сенсорному развитию детей группы раннего возраста, я старалась ориентироваться на индивидуальные возможности и способности детей группы. Подбирала пособия и игры, которые были бы понятны детям этого возраста. Старалась побуждать и поощрять освоение простейших действии, основанных на развитие сенсорных эталонов.
Таким образом, богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует в предметной и ориентировочной деятельности, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС.
Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего мира малыш использует самые разнообразные предметы ок...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ в группе раннего возраста.
Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ в группе раннего возраста....
"Использование игровой технологии интелектуально-творческого развития детей " Сказочные лабиринты" В.Воскобовича (предметно-пространственная развивающей среда "Фиолетовый лес") в группе раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению"
Презентация на тему: " Фиолетовый лес в развитии навыков игрового взаимодействия"...
Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка в стране сенсорики» в группе раннего возраста 1,5-2 лет Автор: воспитатель группы раннего возраста No1 «Малышок» Ниязметова Ирина Бакбергеновна
Цели: Создание условий для закрепления у детей сенсорных эталонов.Задачи:Образовательные: - обогащать сенсорный опыт детей, закрепить знанияцветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть...
Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....