Конспект занятия «Как дошколята цифру 5 искали»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Маниева Людмила Васильевна

Конспект занятия "Как дошколята цифру 5 искали"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifra_5.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области

«Как дошколята цифру 5 искали»

Подготовила: Маниева Л.В.

воспитатель дошкольной группы

с. Бобрава

2021

Цель: Продолжать формировать  и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей.

Задачи:

- учить рассуждать и делать правильные логические умозаключения;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах, счет в пределах 10;  пространственные представления:  выше, ниже, под, над, слева, справа;

- развивать пространственное восприятие, составляя геометрическую форму из более мелких фигур;

-  способствовать формированию  более  глубоких и четких представлений о числах с помощью художественного слова и образов;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки;

-воспитывать дружеские чувства детей друг к другу, коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.

Целевая группа: дети старшей группы.

Продолжительность педагогического мероприятия: до 25 минут.

Форма деятельности: подгрупповая.

Используемые методы и приемы: словесные (диалог, словесная установка, задание), практические (практическая деятельность с игровым набором

«Палочки Х. Кюизенера», карточками, выполнение заданий), наглядные (дидактический, демонстрационный и раздаточный материал), приемы стимулирования и мотивации детей к деятельности (одобрение, похвала, поощрение, мотивирование), прием обратной связи.

Приемы организации детей в деятельности: индивидуальное выполнение заданий,  фронтальное.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: актуализация активного словаря детей по теме,  беседа с детьми, чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», театрализованные игры по сказкам.

Материал: посылка, письмо, цифры от 1 до10, набор геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники  двух  трёх размеров,  по несколько фигур одного вида и  размера), полоски бумаги, простые карандаши.  Наборы палочек Х. Кюизенера, плоские фигурки героев сказок «Колобок» и «Теремок». Демонстрационный материал: «Кто в домике живёт?»

Ход

 1часть

Организационная игра (2 минуты)

Воспитатель. Ребята, я очень рада вас видеть. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь покажите мне свои пальчики.   (Координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти)

Воспитатель.  1,2,3,4,5 – любим сказки мы читать.

Царевна-лягушка,

 Конёк – Горбунок,

Мышка - Норушка и Колобок.

И «Теремок» с «Репкой» назвать еще надо.

Героев из сказок вспомнить мы рады!

1,2,3,4,5!

Вот и кончили считать. Молодцы!

 Создание проблемной ситуации (постановка цели занятия) (3 минуты)

Воспитатель.   Ребята! В следующем году вы пойдете в школу, а какие оценки вы хотели бы получать? (5)

Сегодня в гости к вам я пригласила цифру 5, но она куда-то пропала, а без нее нельзя научиться правильно считать и, тем более,

 получать «отлично» в школе.  Давайте вспомним, где находилась 5 в числовом ряду. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд (приложение №1) (дети выкладывают числа на ковре, замечают, что цифры 5 нет). Уточните, между какими цифрами находилась

пятерка. Почему вы так думаете? Докажите. (Число5 больше 4 на 1, но меньше 6   на 1) Покажите мне это на ладошках. Молодцы!

Воспитатель. Сегодня  утром почтальон принес мне вот эту посылку. Давайте посмотрим, что в ней. (Разворачивает посылку: в ней письмо и шарики) (приложение № 2).                            

Читает письмо:

«Чтоб «5» вам спасти – нужно много вам пройти:

Сложные задания, забавные свидания.

Всё вы встретите в пути,  а помогут вам идти

Те волшебные шары,  что в посылке вы нашли.

Что ни шар, то задание – проверю ваши знания.

Как со всем вы справитесь, так у меня появитесь. Баба-Яга»

Воспитатель.  Вот в чем дело! Баба – Яга плохо училась в школе, поэтому похитила пятерку, чтобы все ребята были тоже двоечниками.

Воспитатель.  Что же нам делать?

Дети. Отправиться к Бабе – Яге, чтобы спасти «5».

Воспитатель.  Тогда в путь.

Основная часть. (18 минут)

Воспитатель предлагает одному ребенку достать из посылки шарик с цифрой 1 (Открываем первый шарик- в нем  задание)

Игра «Составь фигуру»(приложение №3)

 Цель: разделить фигуры на группы  по признакам, назвать их (треугольники, квадраты, прямоугольники),  составить из одних геометрических фигур другие.

 

Воспитатель. На столах у вас лежат полоски. С помощью карандаша изобразите геометрической формой предметы, которые я вам назову. Будьте внимательны, соблюдайте расстояние между фигурами.

-Тарелка, дверь, крыша дома, грань кубика, огурец.

-Какие у вас получились фигуры, назовите их.

-Сколько всего фигур?

-А как вы получили число 5?

Дети.  Мы взяли 1круг, 1прямоугольник, 1треугольник, 1квадрат, 1овал, всего 5 фигур.

Воспитатель. Как их можно назвать одним словом?   (геометрические фигуры). У вас конверты с геометрическими фигурами (приложение № 4):

- разложите их на группы и объясните, почему вы так сделали;  

- составьте прямоугольники из квадратов;

- составьте квадрат из прямоугольников, а  затем  из квадратов;

- составьте большой треугольник из маленьких треугольников.

Воспитатель предлагает второму ребёнку достать из посылки шарик с цифрой 2.

2  Игра «Разноцветный ковёр» проводится   со счётными  палочками

 Х. Кюизенера(приложение №5).

Цель: развитие логического мышления, внимания, умение устанавливать связь между цветом, длиной палочки  и числом.

В.  Баба Яга  задала нам нелёгкую задачку: необходимо составить ковер так, чтобы все полосы в нём были одной длины,  но разного цвета (2- полоски синего, 3-фиолетового,  6-голубого,9-розового).

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление последовательности дней недели.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

А в четверг искала мяч.

В пятницу посуду мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье позвала на день рождения.

Воспитатель. А теперь  выложите такое количество палочек, которое соответствует количеству дней недели  (1-белая, 2- розовая, 3- голубая,  4-красная,  5- желтая,6- фиолетовая,  7- чёрная)(приложение №6).

Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием под цифрой 3.

3. «Логические концовки»  проводятся на ковре.

Цель: развитие   мыслительных операций и логики.

Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)

Если два больше одного, то один… (то один меньше двух)

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

Если правая рука справа, то левая… (слева)

Если Игорь живет дальше от садика, чем Оля, то Оля…(живет ближе к садику)

Если карандаш короче линейки, то линейка…(длиннее карандаша).

Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием.

4.Игра Кто в домике живёт?» ( приложение №7) 

Работа со схемой - моделью пространственного расположения персонажей сказки «Теремок» (используются мнемотаблицы   Т. В. Большовой). 

Цель: развитие  пространственных представлений, абстрактного мышления, логики.

В. Ребята, рассмотрите на картинку и ответьте на вопросы:

 - где живёт мышка? (на  3 этаже, над зайцем);

-где живёт заяц?  (на втором этаже,  над медведем);

-где живёт волк? (на втором этаже, под  петушком);

-кто живёт справа  от зайца? (лиса);

 - где живёт медведь? (на первом этаже, под зайцем);

 - где живёт лягушка? (на третьем этаже, справа от мышки и над лисой);

 - где живёт лиса? (на втором этаже, под лягушкой).

Физминутка   «Считай и делай»

Один – подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием.

«Сказочный калейдоскоп»  (приложение № 8)

Цель: учить детей находить алгоритм в действиях, устанавливать – причинно-следственные связи событий.  Баба Яга перепутала всех героев сказок.  Чтобы их поставить на место, надо разделиться на две команды. Первая команда ставит по порядку героев сказки «Колобок», вторая - героев сказки «Теремок».

Вопросы

-Кто пришел  первый в сказке «Теремок»? Кто второй, третий, четвертый…

- Сколько всего героев?

-Кто самый большой? А самый маленький?

-Кто первый встретил Колобка, кто второй, третий?

- В какой сказке героев больше? И на сколько?

Воспитатель предлагает детям отвечать полными предложениями, следя за грамматическим строем речи.

В. Отлично! С заданиями Бабы Яги вы справились. Слышите, ребята, чьи-то шаги…Мне кажется, что Баба Яга  где-то рядом…

2 часть занятия

Входит Баба Яга (в роли Б.Я. музыкальный руководитель или второй воспитатель).

Б. Я. Здравствуйте, ребятушки!

Гости Незваные!

С чем пожаловали: с добром или злом,

Иль с горячим пирогом?

Дети. С добром. Пришли цифру 5 из беды выручать.

Б.Я. А я вам просто так её не отдам.

Я старушка несчастная,

Никто меня в жизни не радовал,

Сказок не читал,

Спектаклей не показывал.

Выполните мои задания — отдам вам цифру 5, а не справитесь — останется пятерка навсегда у меня.

Дети. Мы согласны.

6. «Пластические этюды»

Б.Я. Отгадайте мои загадки. Но не просто отвечайте, а постарайтесь изобразить того, о ком говорится в загадке. (Небольшие пластические этюды)

Цель: развитие творческого воображения и пластики, снятие эмоционального напряжения.

Маленький шарик

Под полом шарит. (Мышка)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

По земле скачет,

По воде плывет. (Лягушка)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Зимой спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь.)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петух)

По мере того, как дети отгадывают загадки, Б.Я. достает куклы  героев-персонажей. (приложение №9)

Б.Я. Молодцы, загадки вы отгадали. А теперь ответьте мне: в какой сказке встречаются все эти персонажи?

Дети. Теремок!

Б.Я. Молодцы, ребята! Как вы считаете: справились ли вы с этим заданием? Какой персонаж вам понравился больше всего? А почему?

Баба Яга выслушивает ответы детей.

Б.Я. Спасибо вам, ребятушки, за старание и умения!

Постарались вы, ребята. Я, поверьте, очень рада.

Цифру 5 вам возвращаю,

Хоть души я в ней не чаю.  Детям цифра 5 нужней.

С ней учеба веселей . (приложение № 10)

А теперь вам в путь пора, до свиданья, детвора!

Воспитатель (подводит общий итог занятия). (2 минуты)  Вам понравилось сегодняшнее занятие? Почему? (Обязательно нужно выслушать ответы всех

желающих, поскольку занятие строится на методе проблемно — диалогического обучения). Воспитатель поощряет и уточняет ответы. Как и в любой сказке, добро побеждает зло. Так и мы с вами с помощью добрых чувств и силы знаний расположили к себе и подружились с бабой Ягой, и она оказалась очень симпатичной и веселой. Благодарит детей.

Литература

  1. Венгер Л.А., Яченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Р.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
  2. Глаголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С.-Пб., «Детство-пресс», 1998г.
  3. Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
  4. Сорокин А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.
  5. Соловьёва Е.П. «Математика и логика для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.
  6. Тикалкина Т.К. «Игровые занимательные задания по математике». М., «Просвещение», 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия: «Как Снеговик друзей искал».

конспект НОД по позновательному развитию в средней группе. Тема: "Дикие птицы"....

Конспект занятия "Как лягушка болото искала"

В игровой форме дети сравнивают предметы. упражняются в счете, называют геометрические фигуры,знакомятся со сменяемостью времен суток....

конспект занятия как цыпленок маму искал

дать детям представление, что у всех есть мамы; воспитывать доброжелательное отношение детей к животным и птицам; продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми...

Конспект занятия "Как зайка весну искал"

Способствовать развитию связной речи детей....

конспект занятий " Как медвежонок счастье искал "

Непрерывная образовательная деятельность в группе среднего возраста...

Конспект занятия "Мы идём грибы искать"

Цель: - развитие звукопроизношения. Задачи: - развитие памяти, внимания, оптико–пространственных функций; - слуховых функций; - двигательной сферы, ручной моторики; - артикуляционной моторики; О...

Конспект занятия "Как собака друга искала"

Конспект занятия "Как собака друга искала"...