Сборник консультаций для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
консультация по математике (старшая группа)
«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного». Аристотель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_konsultatsiy.docx | 283.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 7
Здание по адресу:
142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35
Сборник консультаций
для родителей
по формированию элементарных математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
1.Консультация «Зачем детям математика?»
«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного». Аристотель
«Природа формулирует свои законы языком математики». Эти слова принадлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пестром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов (что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать ее в каждом следующем частном случае заново). Самый простой пример: 3+2 всегда 5, о чем бы ни шла речь о песчинках или планетах, о людях или цветах. Эту идею можно дать детям.
Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект.
Основная цель занятий математикой дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Величайший учитель древности Пифагор рассматривал числа как божественные принципы мироустройства. В наши дни со страниц популярных журналов мы узнаем о том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а дата рождения человека может помочь глубже понять его характер и природные задатки.
Из популярной книги «За страницами учебника математики» (авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин) можно почерпнуть много интересных исторических сведений, в том числе и о том, как появились названия первых чисел. Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. по радио и по телевидению часто приходиться слышать: «исполняет солист Большого театра». Слово «солист» означает «певец, музыкант или танцор, который
выступает один». От этого же латинского слова «солюс» - один - происходит и
«солидарность», т. е. единство. Да и русское слова «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали местоимениями «я» и «ты», а были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» - как «женщина». Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным.
Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света восток, юг, запад и север, знали четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4. Пальцы оказались настолько тесно связаны со счетом, что на древнегреческом языке понятие «считать» выражалось словом «пясть» - часть кисти руки. Числа мы найдем и в мире природы: у всех насекомых по 6 ног, а пчелы строят соты в форме правильных шестиугольников.
2.Консультация «Математические игры»
Для усвоения порядкового, количественного счета интересны следующие игры:
«Путаница». Цифры раскладываются на столе. Когда ребенок закрывает глаза, цифры меняются местами. Ребенок находит изменения и возвращает цифры на свои места.
В игре, «Какой цифры не стало», убирается одна-две цифры. Ребенок не только замечает изменения, но и говорит, где и какая цифра стоит и почему.
«Убираем цифры». Перед ребенком на столе разложены цифры по порядку от 1 до 10. Про каждую цифру загадывается загадка. Ребенок, догадавшись о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4. Которая показывает число на 1 больше 7, сколько раз я хлопну в ладоши, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т.д.
Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В «Чудесном мешочке» находится счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ребенку необходимо отсчитать столько предметов, сколько он услышит хлопков в ладоши.
Игра «Считай - не ошибись» направлена на упражнение в прямом и обратном счете. Перед началом игры -играющие договариваются, в каком порядке будут считать. Взрослый называет цифру, ребенок продолжает считать дальше.
Игра «Которой игрушки не стало». Взрослый выставляет несколько разнообразных игрушек. Ребенок запоминает, где какая игрушка стоит. Закрывает глаза, взрослый убирает игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, какой игрушки не стало. Н-р, спряталась машинка, она стояла третьей справа.
Упражнять детей в умении производить арифметические действия поможет игра
«Цепочка примеров».
Для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в следующих играх: Игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся модели геометрических фигур и тел, ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру или тело, которые он хочет показать. Другой вариант, взрослый дает задание, найти в
«мешочке» какую-то конкретную фигуру.
Игра «Посмотри вокруг». Взрослый предлагает найти, назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы.
Игра «Геометрическая мозаика». Взрослый предлагает из набора геометрических фигур составить фигуру по образцу или по собственному замыслу.
В процессе обучения ориентировке в пространстве следует использовать игры: Игра
«Путешествие по комнате». Взрослый дает ребенку разные задания. «Дойти до окна, сделай три шага вправо, поверни налево и т.д.» Ребенок выполняет задание, если оно успешно, то взрослый помогает найти спрятанный там фант.
3.Консультация «Эта занимательная математика!»
Дети очень любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, радуются новому открытию. Очень важно помочь детям не утратить эту радость. Родителям это вполне доступно.
Математика - это большое количество занимательного материала: задачи в стихах, логические игры, ребусы, веселые стихи, загадки, скороговорки, пословицы, задачи в виде сказок, рассказов, маленьких историй.
Использование занимательного материала способствует повышению интереса детей к занятиям по формированию элементарных математических представлений.
Ребенок должен быть о себе высокого мнения, чувствовать себя умным, сообразительным. Все это вдохновит его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче воспитывать его духовный потенциал.
Заниматься математикой совсем не обязательно за столом, лучше это делать во время его любимых игр, прогулок, встреч с книгами или просто в доверительной атмосфере, устроившись вместе с ребенком на диване.
Можно задавать ребенку простые вопросы, не требующие специальной подготовки, которые позволяют думать, считать, отгадывать:
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько ног у трех птиц?
- Сколько шей у пяти журавлей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько в комнате углов?
Особый интерес у детей вызывают занимательные задачи. Они учат думать, логически мыслить, расширяют представления детей об окружающем. Слушая такие задачи, ребенок должен быть внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, должен сообразить, что именно нужно сосчитать. Занимательные задачи можно и придумывать самим.
В процессе решения таких задач закрепляется не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того дети начинают понимать: считать можно любые предметы, которые нас окружают. Некоторые из занимательных задач мы вам рекомендуем:
«В лесной избушке жили зверюшки? Угадайте кто? Рыжая, пушистая, хитрая (ЛИСА)
Длинноухий, короткохвостый, трусливый (ЗАЯЦ) Круглый, колючий (ЁЖ)
Серый, злющий, зубастый (ВОЛК)
Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (МЕДВЕДЬ)».
ВОПРОСЫ:
- Сколько избушек было в лесу? (Одна)
- Сколько всего зверюшек жило в избушке? (Пять)
Жизнь, только она щедро дает материал для занятия с детьми счѐтом. Ваш ребенок начинает считать с того момента, как только начинает ориентироваться в окружающий предметах:
- сколько пальцев на руке?
- сколько ступенек на лестнице?
- сколько конфет у брата?
- сколько нужно поставить чашек для чая, чтобы хватило всем членам семьи?
Некоторые родители считаю, что достаточно научить ребенка прямому счету от 1 до
10. Но они заблуждаются, ребенок должен уверенно считать от 10 до 1, сравнивать рядом стоящие числа, уметь называть соседей числа, уметь называть числа на 1, 2 меньше (больше) заданного. В старшем возрасте дети знакомятся с цифрами, пробуют их записывать. Лучше запомнить цифры нам помогают эти стихи.
«Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки!
Похожа единица на крючок, А может на обломанный сучок.
А вот это цифра два. Полюбуйтесь какова.
Выгибает тонко шею, Волочится хвост за нею. Взгляни на цифру 3 - Точно ласточка смотри.
За тремя идет четыре, Острый локоть оттопыря…».
Знакомясь с миром математики, не забудьте о днях недели:
«Братьев этих ровно семь Вам они известны всем Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний - Появляется передний».
Ребенок очень часто сталкивается с предметами различной формы. К старшему возрасту, дети умеют различать и называть: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Для того чтобы закрепить геометрические фигуры, можно предложить дорисовать до любого рисунка.
Ваш ребенок научился считать, но это не главное. Важно научить ребенка видеть число. Например, 6 это 2, 2, 2; но и 3, 3; 4 и 2; 2 и 4; 1, 1, 1, 1, 1, 1. Очень важно научить ребенка развернутой форме счета в пределах 10.
Можно придумывать множество различных увлекательных игр, которые должны приносить радость ребѐнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему – это окрыляет ребѐнка,- это залог его будущих успехов. Заинтересовывайте ребѐнка. Творите. Если ребѐнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более лѐгких заданий.
4.Консультация «Уличная математика или Математика вокруг нас»
Хорошо всем известно, насколько детям дорого время, которое проводят с ним родители. Но только времени этого катастрофически не хватает. Поэтому старайтесь использовать время для игр с ребенком, тогда, когда для игр не нужно никаких особенных атрибутов. Например, возвращаясь с ребенком из детского сада, можно предложить ему следующие развлечения:
-Пусть ваш ребенок вслух читает номера домов, которые встречаются вам на пути. Это занятие великолепно подходит детям, которые только учатся различать двухзначные числа.
-Если ребенок только усваивает понятие четных и нечетных чисел, то прогуляйтесь сначала по четной стороне улицы, а потом по нечетной. Пусть ваш ребенок прочитает последние цифры в номерах домов.
-Номера домов подойдут для изучения ребенком любого арифметического действия.
Например :41 4-1, 3+6 (36) 9.
-Можно предложить детям отыскать дом, с заранее заданной цифрой, определив ее местоположение (в начале, в конце, в середине)
Если же вы едете с ребенком на машине, это может быть тоже увлекательной математической поездкой. Предложите ребенку отыскать заданные числа в номерах машин (найдя такой номер ребенок может назвать цвет, марку, вид транспорта). Так же складывать или отнимать числа, называть соседей, предыдущее и последующее число.
Окружающая действительность – богатый источник для развития игровых ситуаций, например, для составления и решения математических заданий.
Сначала вы придумываете задачку и предлагаете своему ребенку решить ее. А затем он придумывает, а вы решаете.
Занимаясь дома уборкой, например, также можно совместить это с игровой викториной- сколько в доме окон? Сколько лампочек? Сколько цветов и т. д.
Готовя еду можно спросить: сколько картофелин почистил папа? Сколько луковиц? Чего больше? Чего меньше? И прочее.
Всѐ это не отнимет у вас много времени, не требует специального оборудования и доставит вам и вашему ребенку много удовольствия и веселых минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.»
В материале предлагаются формы работы по организации деятельности по ФЭМП...
Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."
Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения....
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование...
Консультация для родителей: "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...