Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи: Воспитатель I Категории
Федорова Валентина Александровна
АНО ДО «Планета Детства «Лада», Д/с № 173 «Василек»
г.о. Тольятти, Самарской области
Формирование элементарных математических представлений детей
старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразие их размера, форм, цвета, количества, расположении в пространстве.
Мир встает перед ребенком полным проблем, загадок, волшебства. И чтобы понять, разобраться, оценить этот сложный мир, войти в него сознательно, ребенок обращается к взрослому с бесконечными «зачем» и «почему». Однако и сам, путем проб и ошибок, постигая закономерности, находит ответы на вопросы, делает тысячу любопытных открытий.
Первым помощником и соучастником открытия мира для ребенка является взрослый. И в зависимости от того, как взрослый понимает эти детские проблемы, как участвует в их решении, мир ребенка богатеет до бесконечности.
На каждом шагу ребенок сталкивается с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентировками, с количеством и счетом. Поэтому для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет развитие элементарных математических представлений и именно в этой области познания у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, вырабатывается лаконичная точная речь.
Такие психологи и педагоги как, М.В. Вовчик – Блакитная, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов Г.С. Костюк, А.М. Леушина, рассматривают формирование начальных математических понятий, как сложную познавательную деятельность ребенка.
Проникновение математики в детские игры и образовательную деятельность показывает осознанность детьми ее практической значимости.
Наше дошкольное учреждение для детей с косоглазием и амблиопией имеет целью воспитания, лечения, возможное восстановление и развитие нарушенных функции зрения у детей и подготовкой их к обучению в школе.
Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Задача специальной педагогики состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания – всей компенсирующей системы.
Проблемой особенностей развития математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией Л.И. Плаксина. В результате специальных исследований удалось показать наличие определенных трудностей развития представлений. Так, при нарушении бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения предметов. При монокулярном зрении дети затрудняются в выделении объемных предметов в макропространствий, соотнесении формы объемных предметов к заданным эталонам формы.
Поэтому на НОД по развитию элементарных математических представлений предусматриваются математические задания, направленные на формирование зрительного восприятия, активизирующие упражнений зрительных функций.
У детей в связи с нарушением зрения наблюдается замедленная реакция, неустойчивое внимание, снижение самостоятельности, неуверенность в своих действиях, быстро утомляются.
Поэтому, учитывая ограниченные возможности детей применять при проведении Непосредственной образовательной деятельности, использовать следующие формы работы: создание игровых ситуаций, введение занимательной математики, логико-математических игр и упражнений, задачи-шутки, дидактических игр, в виде сюжетных и бессюжетных развлечений и сказок, чтобы вызвать у детей интерес и желание выполнять задания.
Учитывая специфику нашего сада, сделано много игр для детей с нарушением зрения, способствующие развитию мышления, сообразительности, глазодвигательных функций.
Среди разнообразных занятий в детском саду, для детей с нарушением зрения ведущее место в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с дефектами зрения являются занятия по развитию зрительного восприятия. При определенных условиях обучения решаются не только образовательные, но лечебно-воспитательные.
Успешность решения задач коррекции и компенсаторности вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения зависит от развития у них зрения и зрительного восприятия, т.к. его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей детей.
Таким образом, при формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо учитывать медико-биологические показания, а именно правильно подобрать задания для зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического опыта детей. За счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов, не создавая некомфортную психо-функционального развития. В связи с тем, что дети с нарушением зрения испытывают зрительно – пространственной ориентации важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта детей, что позволит избежать появления вербализма математических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-364738-1421765851.jpg)
«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.»
В материале предлагаются формы работы по организации деятельности по ФЭМП...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814312-1473576477.jpg)
Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."
Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-689900-1613231414.jpg)
Консультация для родителей: "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/05/picture-1341210-1628156820.jpg)
Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Комплект заданий составлен в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного во...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215676-1580923872.jpg)
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...