Программа кружка «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Головкина Татьяна Сергеевна

Данная программа разработана на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», на основе программы «математика для дошкольников» К.В.Шевелева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_matematicheskiy_kaleydoskop_3.docx77.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1

ПРИНЯТО:        

На педагогическом совете

Протокол №

От «     »                    2024г.

Утверждено:

Заведующим МДОУ Детский сад № 1

Приказ №

________________Т.В.  Поликарпова

От «     »                    2024г.

     

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6ЛЕТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

                                         Руководитель:

                                   Головкина Т.С.

                

 

г.Кувшиново,2024-2025г.

Содержание

 

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………..

3

1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………..

7

1.3.Принципы и подходы к формированию программы……………………..

8

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Возрастные особенности развития математических способностей у детей 5-6 лет……………………………………………………………………………

9

1.4.1.Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………….

9

1.4.2. Специфика развития математических способностей…………………..

11

1.4.3. Особенности развития в математической деятельности………………

12

1.5.Планируемые результаты как целевые ориентиры……………………….

13

2.Содержательный раздел

2.1.Психолого – педагогические условия реализации Программы…………

15

2.1.1.Особенности  программы………………………………………………...

15

2.1.2.Критерии оценки математических способностей у детей 5-6 лет…….

18

2.2. Содержание психолого – педагогической работы для детей 5-6 лет…..

19

2.2.1.Формирование элементарных математических способностей……….

19

2.2.2.Календарно-тематическое планирование………………………………

22

3. Организационный раздел……………………………………………………

34

3.1. Режим и формы реализации Программы…………………………………

34

3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды кружка «Математический калейдоскоп»……………………………………..

35

3.3.Материально-технические условия……………………………………….

36

Программно-методическое обеспечение……………………………………...

37

Приложение……………………………………………………………………..

39

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», на основе программы «математика для дошкольников» К.В.Шевелева, в соответствии с Основной образовательной программой МДОУ «Детский сад №1 города Кувшиново», с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст. 2, 48;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»

-Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1»

-. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

-ФОП ДО

Актуальность темы обусловлена тем, что современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Еще 20-25 лет назад ни родители, ни педагоги не задумывались над тем, зачем ребенку нужно логическое мышление. А сегодня в любом методическом пособии, детских развивающих книжках можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем, многие дети справляются с ними легко и быстро!

Математика сопровождает нас всю жизнь. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Основным требованием и условием научно – технического прогресса и социального прогресса является формирование творческой личности. Для успешного осуществления творческой деятельности важны быстрота умственной ориентировки, сообразительность и находчивость.  А так как в основе творческих способностей лежат умственные способности, все более актуальной становиться проблема развития мышления учащихся. Именно мышление способствует открытию учащимся новых способов действий и новых знаний.

Стремление к познанию нового является одним из условий успешного развития ребенка, основой для формирования учебной мотивации. Готовность учиться новому включает в себя готовность узнавать что-то новое, и готовность преодолевать трудности, и готовность получать удовольствие от процесса обучения. Ребенок учиться учится с рождения! И одна из задач взрослых: педагогов, воспитателей, родителей, психологов заключается в обеспечении адаптивности ребенка к жизни на разных уровнях развития: интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом, сенсорном.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

В период дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников.

Для того чтобы мотивация была успешной, необходимо обращать внимание на соблюдение следующих условий:

1.Процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную окраску.

2.Результат мыслительной деятельности должен приносить видимую пользу в предметной деятельности.

В силу особенностей психологического развития детей этого возраста решение таких задач, как формирование умения работать в коллективе, эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата внутри некоторой группы, мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности и др. невозможна без благоприятного эмоционального сопровождения образовательного процесса.

В ходе реализации кружка «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.

Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.

Новизна программы заключается в следующем:

Программа:

• соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;

• строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Отличительные особенности программы:

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

 Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Использование в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, помогают совершенствовать навыки счёта, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логическое мышление. Дети непосредственно приобщаются к материалу, развивающему воображение, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети-интернет самостоятельно или вместе с родителями.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Раскрытие основных направлений математического развития детей 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.

- формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);

- формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;

- формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

- овладению навыками речевого развития;

- развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации.

 В программе «Математический калейдоскоп» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

Задачи:

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать инициативу;

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

- деятельный подход, признающий ведущую роль развития познавательных и творческих способностей;

- преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей, простых алгоритмов;

- системность, обеспечивающая организацию процесса интеллектуального развития на основе

- взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результаты).

 

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении –осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.

Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.

Возрастные особенности развития математических способностей

у детей 5-6 лет

1.4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.

1.4.2. Специфика развития математических способностей

Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.

Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);

- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);

- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);

- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

1.4.3. Особенности развития в математической деятельности

В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и зависимости и к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры

К концу года дети должны уметь:

- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

- писать цифры от 1 до 10;

- пользоваться математическими знаками +, -, =», <,>;

- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрическую фигуру — трапецию;

- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к другому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

- самостоятельно формулировать учебные задачи.

2.Содержательный раздел

2.1. Психолого – педагогические условия реализации Программы.

2.1.1. Особенности программы

Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьми:

 - Дидактические игры

-  Математические упражнения

-  Логические задачи

-  Игровые ситуации

-  Рисование

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

1. «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», где обогащают словарь детей прилагательными, обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал); активизируют в речи слова, обозначающие названия и форму предметов ближайшего окружения, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы.

2. «Художественно-эстетическое развитие», где дети развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину, проявляют творчество.

3. «Физическое развитие», где детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, во времени.

4. «Социально-коммуникативное развитие» - детей учат поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал, осуществляется приобщение детей к способам и формам взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе.

Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области математики.

 Способы и направления поддержки детской инициативы:

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Технология проведения:

Содержание Программы является составной частью образовательной области «Познавательное развитие» (ФГОС ДО). 

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

 Основные применяемые технологии:

-  Здоровье сберегающие технологии

-  Компьютерные (новые информационные) технологии

-  Личностно-ориентированное обучение

Структура организованной образовательной деятельности детей:

Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Программа предусматривает содержание трех составляющих, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной системе и последовательности.

1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы дидактический материал.

2. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи.

3. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики. 

2.1.2. Критерии оценки математических способностей у детей 5-6 лет

 Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям:

- Умение сравнивать предметы по их свойствам

- Умение считывать предметы, игрушки от понятий один -много до счёта от одного, двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка)

- Умение считать до десяти вперёд и назад

- Умение считать десятками вперёд и назад

- Умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (один, два, три -всего три кружка)

- Умение сравнивать что больше, а что меньше.

- Умение называть сколько всего. Умение считывать предметы

- Умение сравнивать что получилось, если убрать или если прибавить машинку, кружок.

- Умение формировать представление о равенстве и неравенстве

- Умение понимать количество предметов, находить цифру и точку по количеству предметов, фигур, игрушек.

- Умение находить правильно на рисунке форму и цвет.

- Умение обводить по рисунку предмет, цифру, букву(письмо)

- Умение представлять геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, пирамида, треугольник, квадрат.

- Умение определять признаки фигур по наличию, отсутствию углов, подвижности, устойчивости.

- Умение различать цвета от "основных" и далее.

- Умение определять направление от себя (вперёд-назад, направо - налево, вверх-вниз)

- Умение ориентироваться во времени: день, ночь, утро, сегодня, завтра, вчера. 

2.2. Содержание психолого – педагогической работы

для детей 5-6 лет

2.2.1. Формирование элементарных математических способностей

 Учебный материал организован по следующим раздела:

- количество и счет;

- геометрические фигуры;

- величина;

- ориентирование во времени;

- ориентирование в пространстве;

- логические задачи.

Программное содержание

Количество и счет

Закрепить: представление о числах и цифрах до 5.

Дать представление: о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить:

  • считать по образцу и названному числу;
  • понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

  • воспроизводить количество движений по названному числу;
  • писать цифры от 1 до 9 и число 10;
  • отгадывать математические загадки;
  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
  • из неравенства делать равенство;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  • решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

  • со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
  • математическими знаками +,-,=,<,>.

Геометрические фигуры

Закрепить:

  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

  • с геометрической фигурой — трапецией;
  • тетрадью в клетку.

Учить:

  • преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).

Величина

Учить:

  • располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
  • делить предмет на 2, 4 и более частей;
  • понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Развивать: глазомер.

Ориентировка во времени

Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года. Учить:

  • называть последовательно дни недели;
  • определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.        

Познакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве

Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить:

  • обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
  • ориентироваться в тетради в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

2.2.2. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Задачи

Содержание игрового материала

Октябрь

Занятие №1.

- закрепить знания о числе и цифре 1;

- учить писать цифру 1;

- закреплять умение устанавливать соответствия между количеством  предметов и цифрой;

- познакомить с пословицами, в которых упоминается число1;

- закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти понятия в речи;

- закреплять умение выделять признаки сходных разных  предметов и объединять их по этому признаку;

- познакомить с названием второго месяца осени – октябрь;

- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие №2

-закрепить знания о числе и цифре 2;

-закрепить умение писать цифру 1;

-учить писать цифру 2;

-знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

-учить отгадывать математические загадки;

-познакомить со знаками +, =, учить писать эти знаки;

-учить записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

-закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой;

-учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие №3

-закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

-учить писать цифру 3;

-знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-учить выкладывать квадрат из счетных палочек;

-познакомить с тетрадью в клетку;

-учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку;

-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие №4

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр;

-закреплять умение писать цифры 2, 3;

-учить писать цифру 4;

-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-продолжать знакомить с тетрадью в клетку;

-учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Число и цифра 1 . Величина. Логическая задача на установление  закономерности. Знакомство со вторым месяцем осени – октябрь»

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Е. В. Колесникова «Я считаю до 10» Стр. 2 -3)

1.Игровое упражнение «Посчитай и нарисуй»

2.И/у «Посчитай и закрась только те предметы, которых по одному

3. И\у» Величина предметов» (по сказке «Три медведя»/Подбери соответствие в зависимости от размера.

4.И\у «Времена года»(«Соедини маленькие рисунки, с большим так, чтобы они подходили друг к другу»

 «Число и цифра  2. Знакомство со знаками +, =. Соответствие формы предмета  с геометрической фигурой. Ориентировка на листе»

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 17.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова. Стр.4).

1. И/у «Закрась только тре предметы, которых по 2»

2.И/у «Подумай и соедини предмет с геометрической фигурой»

3. И\у  «Нарисуй геометрические фигуры по образцу, расскажи» (графические умения и ориентация на листе бумаги)

Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат, выкладывание квадрата из палочек. Ориентировка в тетрадке в клетке.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 20.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.6).

1. И/у «Посчитай и нарисуй»

2.И/у «Дорисуй недостающие фигуры» (логика)

3. И\у «Нарисуй квадрат и цветок  по образцу» (ориентировка на листе)

Числа  1, 2,3, 4. Соотнесение  количества предметов с цифрой. Величина. Ориентировка в тетради в клетку.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 22.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.8).

1.И\у «Математическая загадка»

2. И/у посчитай и напиши» (соответствие)

3.И/у  «Найди отличия и обозначь»

4. И/у «нарисуй, как показано на рисунке»

Ноябрь

Занятие №1

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4;

-учить писать цифру 5;

-закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов;

-знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел;

-познакомить с названием текущего месяца — ноябрь;

-познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число пять;

-учить решать логическую задачу на установление несоответствия;

-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №2

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков:

-познакомить с цифрой 6;

-учить писать цифру 6;

-учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько, на котором по счету месте?;

-знакомить с составом числа 6 из двух меньших;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие №3

-учить отгадывать математические загадки;

-закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;

-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-познакомить со знаками <, >;

-учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

-учить рисовать треугольники в тетради в клетку;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №4

-продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

-знакомить с загадками, в которых присутствуют числа;

-учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =. Независимость числа от величины предметов. . Сложение числа 5 из двух меньших. Логическая задача на установление несоответствия. Знакомство с названием месяца – Ноябрь»

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 24.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»Е. В. Колесникова стр.10).

1.И\у «Математическая загадка»

2. И\у «Логическая задача на установление несоответствия»

3. И/у» Дорисуй зёрнышки и запиши пример»

Число и цифра  6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =.. Сложение числа 6 из двух меньших. Логическая задача на установление закономерностей. Величинные понятия .

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 27.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.12).

1.И\у «Математическая загадка»

2.Логическая задача  на установление закономерностей»

3. И\у «Раскрась и расскажи, какой карандаш по счёту»

«Числа и цифры 4,5,6.Знаки <,>, =. Независимость числа от расположения предметов. Квадрат и треугольник.

Методическое пособие к рабочей тетради стр. 29.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.14).

1.И\у «Сколько бабушка лиса связала рукавичек»

2. И/у «Игры со счётными палочками»

3. «Квадрат и круг – посчитай предметы в них»

4. И\у» «нарисуй, как показано на рисунке»

«Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между числом и цифрой и количеством предметов. Загадки. Логическая задача на установление закономерностей.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 31.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.16).

1.И\у «Соедини по аналогии»

2. И\у «Раскрась цифру, обозначающую количество рыбок»

3. И\у «Посчитай и расскажи, а потом раскрась»

4. И\у «Логическая задача  на установление закономерностей»

Декабрь

Занятия №1

-учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-познакомить со знаком «минус»;

-познакомить с цифрой 0;

-учить писать цифру 0;

-закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь), познакомить с названием первого месяца зимы — декабрь;

-учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

-учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Занятие №2

-продолжать  в игровой форме учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

-продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число ноль;

-учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;

-учить пользоваться знаками <, >;

-закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-учить находить различие в двух похожих рисунках;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие №3

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-познакомить с цифрой 7;

-учить писать цифру 7;

-учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?;

-учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

-учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку;

-учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

-учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие №4

-продолжать знакомить с цифрой 7;

-знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел;

-закреплять умение писать цифры от 1 до 7;

-познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7;

-познакомить с днями недели;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знакомство со знаком  минус . Логическая задача на установление закономерностей. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца – Декабрь»

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 32.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова стр.18).

1. И\у «Математическая задача»

2. И\у «Дорисуй»

3. И\у» «Логическая задача в картинке»

Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи. Установление равенства между двумя группами  предметов .Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки  - ,< ,>.

Пространственные понятия. Нахождение различий.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 35.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»  Е. В. Колесникова стр.20).

1.И\у  «Придумай задачу по картинке и запиши решение»

2. И\у «Соедини рисунок с цифрой»

3. И\у «Найди отличия и обозначь»

«Число и цифра 7. Знаки =, + Математическая загадка Порядковый счет. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек. Работа в тетрадях в клетку. Деление квадрата на 2 и 4 части.

(Методическое пособие к рабочей тетради стр. 37.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.22).

1.И/у «Математическая задача в картинке»

2. И/у « Порядковый счёт в картинках»

3. И\У «Нарисуй, как на рисунке»

Числа и цифры  1, 2, 3 4, 5 6 7. Сложение числа 7  из двух меньших чисел. Дни недели.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 39.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.24).

1.И\у «Помоги зайке»

2. И\у «Дни недели по порядку»

3.И\у «Нарисуй и напиши»

Январь

Занятие №1

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-познакомить с цифрой 8;

-учить писать цифру 8;

-учить правильно использовать и писать знаки + или

-познакомить с названием месяца — январь;

-учить решать логическую задачу;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №2

-упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;

-учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;

учить делить предмет на две, четыре части;

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №3

-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;

-учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-учить рисовать овалы в тетради в клетку;

-учить решать логическую задачу;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Занятие №4

-учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

-упражнять в различении количественного и порядкового счета;

-правильно отвечать на

вопросы сколько?, который?, на каком по счету месте?;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки

Числа и цифры1 – 8 Знаки +, - .Знакомство с названием месяца – Январь. Логическая задача на установление закономерностей.

(Методическое пособие к рабочей тетради стр. 41. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.26).

1.И\у «Математическая задача в картинке»

2. И\У «Соедини картинки, с одинаковым временем года»

3. И\у «Обведи цифру 8»

Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших чисел. Деление предмета на 4 части.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 43. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.28).

1.И\у «Раскрась 3,5 по счёту игрушку»

2. И\у «Дорисуй рыбок в аквариуме»

3.И\у «Раздели поровну»

Решение примеров на игровой основе (с использованием моделей – зарисовок). Ориентировка в пространстве. Овал. Логическая задача на установление закономерностей.

(Методическое пособие к рабочей тетради стр. 45. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова  стр.30).

1.И\у «Посчитай и напиши»

2. И\у «Нарисуй по образцу»

3.И/у «Логическая задача в картинке»

Знаки,<,>. Логическая задача на анализ и синтез. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Порядковый счет.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 47.Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова  стр.32).

1.И\у «Посчитай и напиши»

2.И\у «Посчитай и напиши цифру»

3.И/у «Сравни и объясни»

Февраль

Занятия №1

-учить отгадывать математическую загадку;

-записывать решение с помощью цифр и математических знаков;

-познакомить с цифрой 9;

-учить писать цифру 9;

-познакомить с названием месяца — февраль;

-знакомить с названиями дней недели;

-учить записывать дни недели условными обозначениями (один кружок — понедельник, два — вторник и т.д.);

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще пониже», «самая низкая»; «низкая», «повыше», «еще повыше»;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Занятия №2

-учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?;

-учить соотносить количество предметов с цифрой;

-учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

-учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба;

-учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Занятия №3

-учить отгадывать математическую загадку;

-познакомить с числом 10;

-учить писать число 10;

-познакомить с геометрической фигурой — трапецией;

-учить выкладывать из счетных палочек трапецию;

-учить рисовать трапецию в тетради в клетку;

-учить находить различия в двух похожих рисунках;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Занятия №4

-закрепить умение писать цифры от 1 до 10;

-учить понимать отношения между числами;

-учить составлять число десять из двух меньших чисел;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Числа и цифры 1-9 Логическая задача на установление закономерностей. Высокий – низкий Дни недели. Знакомство с названием месяца – Февраль.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 48.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»  Е. В. Колесникова стр.34).

1.И\у «»Математическая загадка»

2.И\у «Закономерность  и ёлочка»

3.И\у «Дорисуй  пропущенные дни недели точками»

Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат. Логические задачи.

Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 50.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.36).

1.И\у «Посчитай, расскажи , раскрась»

2.И/у «раскрась шарики на той ёлке, где их больше»

3.И\у «Реши задачу и напиши ответ»

Число и цифра 10. Выкладывание трапеции из счетных палочек. Работа в тетради в клетку. Нахождение различий в 2-х рисунках.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 53. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова  стр.38).

1.И\у «Математическая задача в картинке»

2.И/у «нарисуй трапеции по образцу»

3.И\у «Найди отличия и обозначь»

Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Квадрат, Трапеция, Треугольник

(Методическое пособие к рабочей тетради стр. 55.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.40).

1.И\у «Напиши цифры»

2.И\у «Дорисуй точки»

3.И\ у «Логическая задача»

Март

Занятия №1

-учить решать задачи, записывать решение;

-познакомить с названием месяца —Март;

-продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

-учить пользоваться знаками +, -;

-учить рисовать в тетради в клетку кораблик;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Занятия №2

-продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

-упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;

-учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №3

-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;

-учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел;

-учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях;

-способствовать развитию графических навыков — рисование машины;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №4

-продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

-учить пользоваться знаками <, >;

-закреплять знания о днях недели;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-=формировать навык самоконтроля и самооценки.

Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки + и -_ .  Знакомство с месяцем – Март. Работа в тетради в клетку.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет стр. 56.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.42).

1.И\у «Придумай задачу по картинке»

2. И\у «Обозначь самое меньшее число, самое большее»

3.И\у «математические знаки»

4. И/у «Дорисуй по образцу»

Решение задачи на сложение и вычитание. Порядковый счет. Логическая задача на анализ и синтез. Работа со счетными палочками

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 59.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.44).

1.И\у «Математическая загадка»

2.И\у «Закрась карандаши по заданию»

3. «Весёлые задания от счётных палочек»

4.И\у «Логическая задача на анализ и синтез (по рисункку)

Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве. Работа в тетрадях в клетку. Круг. Прямоугольник.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 60.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.46).

1.И\у «Помоги Петушку решить примеры на сложение и вычитание»

2.И\у «Нарисуй, как на рисунке»

3.И\у «Повтори что попрошу»

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <,>. Дни недели. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Треугольник. Прямоугольник. Трапеция.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 62. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова  стр.48).

1.И\у «дорисуй»

2.И\у «логическая задача в рисунке»

3.И\у «Кто где живёт?»

Апрель

Занятия №1

-продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание;

-записывать и читать запись;

-познакомить с названием месяца —Апрель;

-закрепить знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);

-учить решать логическую задачу на сходство и различие;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Занятия  №2

-продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-учить читать запись;

-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь);

-учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку;

-способствовать развитию глазомера;

-использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький»;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №3

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-учить читать запись задачи;

-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

-развивать мышление;

-закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия  №4

-продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

-закреплять умение составлять число 10 из двух меньших;

-закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина»;

-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

-закрепить знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца апрель. Логическая задача.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 64.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.50).

1.И\у «Составь задачу по картинке»

2.И\у «Раскрась картинку, где изображён первый месяц весны»

3И\у «Раскрась лишнюю геометрическую фигуру»

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой.. Части суток. Работа в тетради в клетку. Треугольники. Величинные понятия.

(Методическое пособие к рабочей тетради «стр. 66.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.52).

1.И/у «Математическая загадка»

2. И\у « Части суток»

3.И/у «Нарисуй, как  показано»

Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели. Времена года.

(Методическое пособие к рабочей тетради стр. 68.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»Е. В. Колесникова стр.54).

1.И\у «математическая загадка»

2.И\у «Раскрась того, кого попрошу»

3.И\у «Посчитай и напиши»

Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Ориентировка на листе.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 70.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.56).

1.И\у «Составь задачу по рисунку»

2.И\у «Дорисуй»

3.И\у «Нарисуй  по инструкции»

4.»Логическая задача в картинке» (анализ и синтез)

Май

Занятия №1

-продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись;

-познакомите с названием месяца —май-,

-закрепить знания о последнем месяце весны —мае;

-продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия;

-закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Занятия №2

-упражнять в различении количественного и порядкового счета;

-учить отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?;

-закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;

-закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица;

-учить рисовать лягушку в тетради в клетку;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятия №3

-закреплять навыки порядкового и количественного счета;

-закреплять умение правильно отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?)

-продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления;

-продолжать учить выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка);

-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

-учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Занятие  №4

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Решение задач. Знакомство с названием месяца – май. Логическая задача на       установление закономерностей. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 71.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.58).

1.И\у «раскрась и придумай задачу»

2.И\у «Дорисуй»

3.И\у «Закончи загадку»

4.И\у «Логическая задача»

Порядковый счет. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 73.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.60).

1.И\у «Посчитай и раскрась»

2.И\у «Составь и реши»

3.И\у  «Нарисуй по  образцу»

Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы. Треугольник. Круг. Трапеция. Символические изображения предметов из счетных палочек.

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 75.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.62).

1.И\у «Сколько зверей идёт на водопой?2

2.И\у «логическая задача в картинке»

3.И\у « Найди и раскрась»

Решение задачи и примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Знакомство  с названием месяца – май. Закрепление знаний о названиях и последовательности месяцев. Стихи о цифрах от 0 до 9

(Методическое пособие к рабочей тетради  стр. 76. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова стр.65).

1.И\у «Составь задачу по картинке»

2.И\у «Покажи стрелкой, кто какой пример решал»

3. Организационный раздел

3.1. Режим и формы реализации Программы

 Условия реализации Программы:

 Программа реализуется через кружковую деятельность для детей 5-6 лет.

Название кружка «Математический калейдоскоп». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате, музыкальном зале с наполняемостью до 15 детей.

Сроки и время:

Срок реализации Программы – 1 год.

Кружок «Математический калейдоскоп» организуется и проводится:

-  4-раза в месяц;

- 1 раз в неделю;

- день недели-понедельник, вторник;

- продолжительность – 25 минут.

Учебный план

Занятия проводятся с октября 2024 г. по май 2025 г.

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

в год

Продолжительность

занятия

1

4

32

25 мин

Формы реализации Программы:

 

Кружковая деятельность  проводится в форме:

- игровых упражнений;

- системы увлекательных игр и упражнений по всем разделам содержания  психолого-педагогической работы по формированию элементарных математических представлений;

- упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки, работа с раздаточным материалом.

3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды кружка «Математический калейдоскоп»

 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Центр «Игровая деятельность»

 В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие элементарных математических представлений, плакаты с математической тематикой.

 Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр «Математические ступеньки»

 Здесь размещаются магнитные цифры, касса цифр и математические знаки, наборное полотно, рабочие тетради для самостоятельной деятельности по ФЭМП, детские книги из серий: «Медвежонок Миша учится считать», «Я играю и учусь», «Поиграем в цифры», «Времена года», «Веселые часы».

 

Центр «Приобщение к художественной литературе»

 Здесь размещаются детские книги со стихами и рассказами на количество  и счет, знакомство с цифрами, величиной, геометрическими фигурами, ориентировкой во времени и пространстве.

 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Центр «Изобразительная деятельность»

 Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Учимся писать цифры», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».

3.3. Материально-технические условия

В группе созданы условия для реализации программы.

Для проведения используется групповое помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.

В группе имеется информационно-компьютерное оборудование: ноутбук, проектор.

Материал и инструменты:

-Наглядные пособия

 -Рабочие тетради

-Магнитная доска с   комплектом   геометрических фигур

-Предметные картинки.

-Раздаточный и счетный материал.

-Набор цифр.

-Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.

- Набор счетных палочек на каждого ребенка.

- Карточки и схемы математических упражнений.

- Магнитные цифры.

Программно-методическое обеспечение

-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

- ФОП ДО

-Демонстрационный материал. Математика для детей 5-7 лет. Е.В.Колесникова Москва. ТЦ Сфера. 2014.

-Методическое пособие «Математика для детей 5-7лет». Е.В.Колесникова. Москва. ТЦ Сфера. 2007.

-Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я считаю до десяти». Е.В.Колесникова. Москва. ТЦ Сфера. 2014.

-Методическое пособие «Играем в цифры от 0 до 10». И.Асеева. Новосибирск. Актуальная литература. 2009.

-Практическое пособие «Состав числа». Г.П.Шалаева. Москва. ЭКСМО. 2003.

-Практическое пособие «Сложение и вычитание». Г.П.Шалаева. Москва. ЭКСМО. 2003.

-Практическое пособие «Числа и цифры». Т.В.Чупина. Ярославль. Академия развития. 2009.

Колесникова, Елена Владимировна "Математика для детей 5-6 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я считаю до 10" 5-е изд.,доп. и перераб."- М.:ТЦ Сфера,2024.-192с

Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. -2изд.-М.:ТЦ Сфера,2024.-32с

Колесникова:Е.В, Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. –М.:ТЦ Сфера,2019.-64с

Колесникова Е.В. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. ФГОС ДО. М.:ТЦ Сфера,2023.48с

Шевелев К.В. Формирование математических способностей. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-М.:Просвещение,2021.-32с

Шевелев К.В.Готовимся к школе. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-М.:Просвещение,2031.-64с

Подробнее:

Интернет ресурсы:

http://tc-sfera.ru/

http://www.maam.ru/

http://ped-kopilka.ru/

http://nsportal.ru/

Список литературы для родителей

-Гордиенко С. «Большая книга маленького гения. 777 логических игр для детей»

-Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002

-Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство-    ПРЕСС, 2001.

-Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.

-Шалаева Г.П. «Иллюстрированные тесты для детей»

Официальные документы

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
  2. Конвенция о правах ребенка;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано вМинюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
  4. Письмо   Минобразования  России  от  18.06.2003    №    28-02-484/16
  5. «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

12.Приложение

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Виды и формы контроля

Педагогическая диагностика (мониторинг) математических способностей в индивидуальном развитии ребенка (2 раза в год: сентябрь и май).

Основные направления работы:

  1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
  2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
  4. Экспериментирование.

 Критерии:

Высокий (3 балла) - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина).

Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и последовательность выполнения.

Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний (2 балла) - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.

Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.

Имеет представления о временных и пространственных отношениях.

Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.

Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.

Низкий (1 балл) - Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.

Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.

1.Память.

Методика обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Д/упр. «Зрительный диктант». Ребенок запоминает расположение фигур, затем по памяти рисует у себя на листе. (Можно проводить с группой) (Кратковременная память)

3. Вспомнить стихи про цифры, рассказать. ( Долговременная память)

Материал для обследования: панно с фигурами; чистые листы; простые карандаши.

2.Количество и счет.

Методика обследования.

1. Счет до 10 (прямой), Обратный счет от 10 до 1.

2. Сравнение двух групп предметов, разной величины расположенных в ряд, по кругу; в ответах использовать слова больше, меньше, поровну. Уметь отсчитывать количество на одну единицу больше, меньше.

3. Д/ упр. «Назови пропущенное число». В некотором промежутке чисел, который я называю, пропускается число, которое ребенок должен назвать.

Материал для обследования: дидактический материал в картинках.

3.Порядковый счет.

Методика обследования.

1. Упражнения на порядковый счет в пределах 20, счет с разным основанием.

2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Буратино?»

3. Д/упр. «Какое число стоит на третьем… месте в числовом ряду?..

Материал для обследования: карточка к заданию «Буратино».

4.Величина.

Методика обследования.

1.Выявить умение сравнивать предметы по длине. Пять полосок разной длины (разница между полосками - 0,5 см) лежат произвольно. Ответить на вопрос: одинаковы ли полоски по длине? Разложить полоски от самой короткой до самой длинной. Назвать, какие полоски по длине.

2.Выявить умение сравнивать полоски по ширине. Разложить полоски от самой широкой до самой узкой.

3.Выявить умение сравнивать предметы по высоте. Расставить домики по высоте.

Материал для обследования: 5 полосок разной длины; 5 полосок разной ширины; 5 домиков разной высоты.

5.Геометрические фигуры.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Какие ты знаешь геометрические фигуры?» Ответить на вопросы: Сколько треугольников? Сколько квадратов? Все ли круги одинаковы? Назови зеленые фигуры и т. д.

2. Назови признаки сходства и различия квадрата и прямоугольника; круга и овала.

3. Работа со счетными палочками: выложи треугольник, выложи большой треугольник – ответь на вопрос, где понадобилось больше палочек; можно ли из палочек построить круг, овал.

Материал для обследования: набор геометрических фигур разного цвета; счетные палочки.

6.Формы.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Найди крышку для каждой коробки». Почему ты так думаешь?

2. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра»

3. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму конуса»

Материал для обследования: карточки к заданиям.

7.Ориентировка во времени.

Методика обследования.

1. Беседа «Какое время года сейчас?» Какой по счету идет месяц? Сколько всего месяцев в каждом времени года? Назови все месяцы по порядку.

2. Д/упр. «Что сначала, что потом?» Умение называть части суток, разложить картинки в нужной очередности.

3. Д/упр. «Неделька». Умение последовательно называть дни недели, соответствие данной цифры и дня недели.

Материал для обследования: карточки по частям суток; набор цифр от 0 до 9.

8.Ориентировка в пространстве.

Методика обследования.

1. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Д/упр. «Что находится справа (слева) от тебя?»

2. Выполни задание: пройди 3 шага вперед, 3 шага налево, 3 шага назад, 3 шага направо. Что ты нашел?

3. Д/упр. «Кто идет справа, а кто идет слева от Буратино? Кто стоит справа от Крокодила Гены, а кто – слева?»

Материал для обследования: карточки к заданию.

9.Знание цифрового материала.

Методика обследования.

1. Разложить числовой ряд от 1 до 10, показать числа, например: 9, 7. Какими цифрами записаны числа 10, 8.

2. Уметь соотносить количество предметов с числом.

3. Игра «Веселый счет»

Материал для обследования: карточки с числами, карточки с предметами, «Веселый счет».

10.Ориентировка на листе бумаги.

Методика проведения.

1. Д/упр. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную геометрическую фигуру или записывают цифру на листе бумаги в середине, слева, справа, в верхнем левом, в верхнем правом, в нижнем левом, в нижнем правом углах, вверху, внизу. (Можно с группой).

Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.

11.Логическое мышление.

Методика для обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Уметь находить закономерности, логически мыслить, рассуждать. Д/упр. «Кто лишний?». Развивающая игра «Лабиринт». «Найди 5, 8 или … различий».

3. Выявление способности к творческому воображению, фантазированию. Игра «Волшебный квадрат». Ребенку предлагается придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

Материал для обследования: карточки к д/упр «Кто лишний?», лабиринты, игра «Волшебный квадрат», карточки к игре «8 отличий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Математическая азбука»

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них...

Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей подготовительной группы

РАБОЧАЯ программа  кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядю...

Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей 3-4 лет

РАБОЧАЯ программа курса кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»Предлагаемый курс  ориентирован на развитие математи...

Программа кружка « Математические ступеньки» ( старшая группа)

    Как вызвать у детей  интерес к математике? Главными путями реализации программы математического развития детей в кружковой деятельности являются познавательные и развивающие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа по театрализованной деятельности кружка "Театральный калейдоскоп" разработана для детей дошкольного возраста от 4-7 лет.Цель программы – создание условий для развития...

Рабочая программа кружка "Математический калейдоскоп" для детей 3-4 лет

Цели программы:-раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;-приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей ...