"Музыкальная математика"
материал по математике (старшая, подготовительная группа)

Шеюхина Светлана Викторовна

Материал подготовлен для мастер -класса для педагогов на педагогическом совете. Подборка музыкально - математических игр для старших дошкольников. Материал бедет полезен для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов и педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_matematika.docx77.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная математика
музыкально – математические игры для старших
дошкольников

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном  возрасте дети проявляют  непосредственный  интерес к математическим  понятиям:  количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в  вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию  представлений.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим  у музыкального руководителя возникает  вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.

Для закрепления элементарных математических представлений можно использовать музыкально – математические игры, направленные на формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Данные игры можно использовать на групповых и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста. Игры помогут развить зрительное восприятие, мелкую моторику, закрепить представления о количестве, улучшить счетные навыки, расширить словарный запас.

Использование данных музыкально-математических игр позволяет развивать не только элементарные математические представления, но и музыкальный слух детей.

Цель: формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс восприятия музыки, пения, музыкально-дидактических игр, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. 

Задачи:

  • развивать логическое мышление, математические, музыкальные способности, развивать мелкую моторику, чувство ритма и танцевально – игровое творчество;
  • закреплять умение детей правильно считать, уметь перестраиваться и объединяться в группы, правильно определять форму, величину предмета, способствовать к дальнейшему овладению элементарных математических представлений, формировать дружеские взаимоотношения, уметь ориентироваться в пространстве;
  • вызывать желание доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в музыкально - математические игры индивидуально и коллективно.

 

Игра «Ты в корзинку посмотри и фигуры назови!

Цель игры: расширять кругозор, формировать словарный запас, развивать сообразительность, память, быстроту мышления, закрепить названия геометрических фигур и их цвет.

Мы идём с тобой по кругу                Идут по кругу

Улыбаемся друг другу,

В самой серединочке

Важная корзиночка!

Раз, два, три, четыре, пять                Грозят пальчиком

Будем дружно мы играть,

Ты в корзинку посмотри,                Показывают на корзинку

И предметы назови!

Ребёнок подходит к корзинке и выбирает картинку, на которой предмет определённой формы. (треугольник, квадрат, круг).

Игра «Назови цифру»

Цель игры: закрепить знание цифр, упражнять в умении различать понятия «справа-слева».

Описание игры: дети, карточками, на которых изображены цифры, бегут по кругу.C:\Documents and Settings\Мама\Рабочий стол\На форум\Рисунок2.jpg

Дети (поют):

Закружилась карусель,

Мы бежим по кругу,    

Остановимся теперь,              

Улыбнемся другу.

Дети (проговаривают хором):

Справа, слева посмотри,

Что за цифры видишь ты?

Каждый ребенок по очереди называет цифры справа и слева от него.

 

Игра «Найди пару»

Цель игры: закрепить знания цифр и счет до 10.

У детей в руках цифры. Звучит весёлая музыка. Дети гуляют по залу.

Музыка останавливается, нужно найти себе пару, чтобы в сумме было 10.

Игра «Живые цифры»

Цель игры: закрепить последовательность счёта от 1 до 10.

Дети, надевают на руки варежки, с цифрами от 1 до 10, звучит музыка, дети двигаются подскоками по залу. С окончанием музыки, дети выполняют задание педагога:

  1. Построиться по порядку от 1 до 10.
  2. Построиться в обратном направлении от 10 до 1.

Picture background

Музыкальная игра «Веселый счет»

Цель игры: закрепить знания о цифрах, соответственно которым  уметь перестраиваться и объединяться в группы, закреплять умения ориентироваться в пространстве.

Дети двигаются под музыку, с окончанием музыки ведущий поднимает карточку с изображением цифры, дети строятся группами в соответствии с цифрой.

Дети поют:

          Математика - наш друг,

          Видим цифры мы вокруг!

          Любим быстро все считать,

          Можем это доказать!

          Ты, дружочек, не зевай-ка,

          Свою цифру называй-ка!

          1, 2, 3, 4, 5!

          Будем с цифрами играть!

(Ведущая показывает цифру 2. Дети становятся парами).

Дети:
2. Знаем, это цифра два,
    Стала в пары детвора.

(Опять звучит куплет песни. Ведущая показывает цифру 3. Дети собираются в кружки по 3.)
3. Знаем твердо цифру три
    Вот и трио, посмотри.

(Опять звучит куплет песни. Ведущая показывает цифру 4. Дети собираются в кружки по 4.)
4. Знаем цифру мы 4
    Сделаем мы круг пошире.

Ведущая 1: 

 1, 2, 3 своё место найди! (ведущий показывает цифру 27 - дети делают большой круг и идут на стулья).

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально - математических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким, закрепляются знания о цветах и формах предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в сборнике: В. Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет», Бурениной А.И. «Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», А. Лазарева «Математика и музыка».

Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная математика

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математик...

"Музыкальная математика"

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть...

Конспект НОД "Музыкальная математика" для детей подготовительной группы

Конспект НОД "Музыкальная математика" Интегрированное занятие (музыка-математика) для детей подготовительной группы...

Музыкальная математика

План-конспект занятия с детьми младшей группы "Музыкальная математика" с самоанализом....

Статья - "Современная интегрированная технология математического развития детей дошкольного возраста В.А. Лаптевой "Музыкальная математика"

В статье кратко даётся информация о том, что такое интегрированные технологии. Автор знакомит читателей с одной из известных интегрированных технологий – это технологией В.А. Лаптевой «Муз...

Музыкальная математика

Мастер-класс по теме: "Игра - как средство воспитания и обучения"...

Конспект занятия "Музыкальная математика"

laquo;Музыкальная математика для детей подготовительной группы» Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс ...