"Музыкальная математика"
материал по математике (старшая, подготовительная группа)
Материал подготовлен для мастер -класса для педагогов на педагогическом совете. Подборка музыкально - математических игр для старших дошкольников. Материал бедет полезен для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов и педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_matematika.docx | 77.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная математика
музыкально – математические игры для старших
дошкольников
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.
Для закрепления элементарных математических представлений можно использовать музыкально – математические игры, направленные на формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Данные игры можно использовать на групповых и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста. Игры помогут развить зрительное восприятие, мелкую моторику, закрепить представления о количестве, улучшить счетные навыки, расширить словарный запас.
Использование данных музыкально-математических игр позволяет развивать не только элементарные математические представления, но и музыкальный слух детей.
Цель: формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс восприятия музыки, пения, музыкально-дидактических игр, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.
Задачи:
- развивать логическое мышление, математические, музыкальные способности, развивать мелкую моторику, чувство ритма и танцевально – игровое творчество;
- закреплять умение детей правильно считать, уметь перестраиваться и объединяться в группы, правильно определять форму, величину предмета, способствовать к дальнейшему овладению элементарных математических представлений, формировать дружеские взаимоотношения, уметь ориентироваться в пространстве;
- вызывать желание доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в музыкально - математические игры индивидуально и коллективно.
Игра «Ты в корзинку посмотри и фигуры назови!
Цель игры: расширять кругозор, формировать словарный запас, развивать сообразительность, память, быстроту мышления, закрепить названия геометрических фигур и их цвет.
Мы идём с тобой по кругу Идут по кругу
Улыбаемся друг другу,
В самой серединочке
Важная корзиночка!
Раз, два, три, четыре, пять Грозят пальчиком
Будем дружно мы играть,
Ты в корзинку посмотри, Показывают на корзинку
И предметы назови!
Ребёнок подходит к корзинке и выбирает картинку, на которой предмет определённой формы. (треугольник, квадрат, круг).
Игра «Назови цифру»
Цель игры: закрепить знание цифр, упражнять в умении различать понятия «справа-слева».
Описание игры: дети, карточками, на которых изображены цифры, бегут по кругу.
Дети (поют):
Закружилась карусель,
Мы бежим по кругу,
Остановимся теперь,
Улыбнемся другу.
Дети (проговаривают хором):
Справа, слева посмотри,
Что за цифры видишь ты?
Каждый ребенок по очереди называет цифры справа и слева от него.
Игра «Найди пару»
Цель игры: закрепить знания цифр и счет до 10.
У детей в руках цифры. Звучит весёлая музыка. Дети гуляют по залу.
Музыка останавливается, нужно найти себе пару, чтобы в сумме было 10.
Игра «Живые цифры»
Цель игры: закрепить последовательность счёта от 1 до 10.
Дети, надевают на руки варежки, с цифрами от 1 до 10, звучит музыка, дети двигаются подскоками по залу. С окончанием музыки, дети выполняют задание педагога:
- Построиться по порядку от 1 до 10.
- Построиться в обратном направлении от 10 до 1.
Музыкальная игра «Веселый счет»
Цель игры: закрепить знания о цифрах, соответственно которым уметь перестраиваться и объединяться в группы, закреплять умения ориентироваться в пространстве.
Дети двигаются под музыку, с окончанием музыки ведущий поднимает карточку с изображением цифры, дети строятся группами в соответствии с цифрой.
Дети поют:
Математика - наш друг,
Видим цифры мы вокруг!
Любим быстро все считать,
Можем это доказать!
Ты, дружочек, не зевай-ка,
Свою цифру называй-ка!
1, 2, 3, 4, 5!
Будем с цифрами играть!
(Ведущая показывает цифру 2. Дети становятся парами).
Дети:
2. Знаем, это цифра два,
Стала в пары детвора.
(Опять звучит куплет песни. Ведущая показывает цифру 3. Дети собираются в кружки по 3.)
3. Знаем твердо цифру три
Вот и трио, посмотри.
(Опять звучит куплет песни. Ведущая показывает цифру 4. Дети собираются в кружки по 4.)
4. Знаем цифру мы 4
Сделаем мы круг пошире.
Ведущая 1:
1, 2, 3 своё место найди! (ведущий показывает цифру 27 - дети делают большой круг и идут на стулья).
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально - математических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким, закрепляются знания о цветах и формах предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в сборнике: В. Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет», Бурениной А.И. «Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», А. Лазарева «Математика и музыка».
Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная математика
Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математик...
"Музыкальная математика"
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть...
Конспект НОД "Музыкальная математика" для детей подготовительной группы
Конспект НОД "Музыкальная математика" Интегрированное занятие (музыка-математика) для детей подготовительной группы...
Музыкальная математика
План-конспект занятия с детьми младшей группы "Музыкальная математика" с самоанализом....
Статья - "Современная интегрированная технология математического развития детей дошкольного возраста В.А. Лаптевой "Музыкальная математика"
В статье кратко даётся информация о том, что такое интегрированные технологии. Автор знакомит читателей с одной из известных интегрированных технологий – это технологией В.А. Лаптевой «Муз...
Музыкальная математика
Мастер-класс по теме: "Игра - как средство воспитания и обучения"...
Конспект занятия "Музыкальная математика"
laquo;Музыкальная математика для детей подготовительной группы» Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс ...