Статья "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова"
статья по математике
Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала подлинным открытием нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskih_predstavleniy_sredstvami_folklora_i_hudozhestvennogo_slova.docx | 67.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова»
(из опыта работы)
Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала подлинным открытием нашего времени.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Усвоение математических знаний представляет определённую трудность для детей. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.
В своей работе большое внимание я уделяю развитию у детей логического мышления, умению рассказывать и доказывать, сравнивать и анализировать.
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.
Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Одной из наиболее важных задач, я считаю, является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Я неоднократно обращалась к вопросу о том, как сделать так, чтобы мои воспитанники с желанием и интересом вошли в мир математики.
Знакомство с работой А.П.Усовой «Русское народное творчество в детском саду» и материалом Л.Павловой и Е.Слободенюк «Использование фольклора в обучении детей математике», помогло мне выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей, используя фольклор и художественное слово.
Цель моего опыта – развитие математических представлений средствами малых фольклорных форм и художественного слова.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1.Представить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющую усвоить программу;
2.Подготовить детей к школе, способствуя:
а) формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
б) овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
в) формированию умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
г) формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
д) развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
е) овладение навыками речевого общения;
ж) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Я работаю по программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, которая нацеливает меня на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию математических способностей детей. Предлагаемые программой списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.
Мною систематизированы различные формы народного фольклора с математическим содержанием по разделам программы:
- Количество и счёт;
- Величина;
- Геометрические фигуры:
- Ориентировка во времени;
- Ориентировка в пространстве;
Через художественные произведения и весёлые рисунки знакомлю детей с цифрами:
Это цифра – единица,
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?
Начинает счёт всему.
Цифра два –
Лошадка – диво,
Мчит, размахивая гривой.
Выполняя с ними игровые упражнения, учу их понимать отношения между числами:
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья.
Где ж они? Под старой липой!
Как зовут их? – Цыпа – цыпа!
На заснеженной полянке
Я, зима и санки.
Только землю
Снег покроет –
Собираемся мы трое.
Веселимся на полянке
Я, зима и санки.
(А. Босев).
Всё это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка – дошкольника.
Для ознакомления с частями суток, времён года предлагаю им весёлые стихи, занимательные рисунки, задания практического характера, что помогает моим воспитанникам лучше усваивать знания в разделе «Ориентировка во времени».
Большое внимание в работе с детьми уделяю решению простых логических задач, выполнение которых способствует не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления. Эту работу провожу в тесном контакте с родителями, включая ребёнка в выполнение заданий практического характера в тетради. Задания выбираю небольшие по объёму, чтобы ребёнок мог успешно справиться с ним. Вовлекаю детей в увлекательный процесс загадывания и отгадывания загадок, проговаривания пословиц и потешек, рассказывания сказок с математическим содержанием. Интерес детей к художественному слову использую для повышения эффективности обучения дошкольников.
Широко использую в своей работе словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.
В ходе занятий использую физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Вывод:
Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний - при знакомстве с новым материалом (явлением, числом), как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике.
- Включение фольклора в математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать математические задачи.
- Фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный характер.
- Перед включением фольклорной формы в занятие, следует уточнить, знают ли дети используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу.
- Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие;
- Народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике;
- Фольклорный материал следует широко использовать в повседневной жизни, на других видах занятий. Это может быть не только знакомый по математическим занятиям материал, но и совершенно новый. Математическое содержание прочитанных сказок, проигранных на прогулке игр затем можно использовать на занятиях;
- Следует привлекать детей к созданию по аналогии собственных вариантов малых фольклорных форм, отражающих математические понятия. Это заставляет ребёнка обращать внимание математическую сторону окружающей действительности, помогает ему научиться сопоставлять, находить сходство и различие, обобщать свои представления;
- При выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, в котором живёт ребёнок, таким образом, привлекая его к культурному наследию своего народу. Позже можно использовать фольклор других народов и стран.
Принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников.
- Фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
- Математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;
- Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;
- Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.
Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения воспитательных задач.
Можно выделить объективные и субъективные принципы подбора произведений устного народного творчества для детей.
Объективные критерии: произведения устного народного творчества должны отражать традиции фольклора, здоровое реалистическое отношение к явлениям окружающей действительности. Оно должно характеризоваться достаточно высоким нравственно-эстетическим уровнем.
Субъективные критерии должны учитывать психологию ребенка, его возрастные особенности, уровень развития, интересы детей. Исходя из этих положений, тематика произведений устного народного творчества должна быть подобрана так, чтобы она была близка миру представлений детей.
В дошкольной педагогике разработаны требования к художественным произведениям (в том числе и устного народного творчества) для детей: тематика, содержание, язык, объем.
В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки), произведения русских, советских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. Также указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения
Воспитатель должен уметь выбирать необходимое ему художественное произведение в зависимости от сложности текста, возраста детей, уровня их подготовки. Выделяется ряд требований и к произведениям устного народного творчества: высокая художественная ценность; идейная направленность; доступность по содержанию (произведения близкие опыту детей); знакомые персонажи; ярко-выраженные черты героя; понятные мотивы поступков; небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей; доступный словарь; четкие фразы; отсутствие сложных форм; наличие образных сравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе
Осуществлять математическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т.к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё один вид малых форм фольклора - скороговорка. Цель скороговорки - научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловно, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Она несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения последних задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.
Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.
Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления учащихся, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.
Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.
Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников.
Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Развитие классификации, сериации, сравнения, анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами геометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий и сходства геометрических фигур и т. п. В процессе развития речи активно используются упражнения и игры, предусматривающие данные операции и действия в ходе установления родо-видовых отношений (транспорт, одежда, овощи, фрукты и т. п.) и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие детей.
Используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.
Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения – серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.
Используется интеграция на уровне речевого творчества:
- сочинение историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета;
- сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение) и представить их в образной форме.
Использование интеграции позволяет:
- активизировать интерес дошкольников к осваиваемой проблеме и к познанию в целом;
- способствует обобщению и системности знаний и комплексному решению проблем;
- обеспечивает перенос освоенного в новые условия.
Формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием.
Содержание
1.Количество и счёт (стихи, потешки);
2.Количество и счёт (загадки);
3.Порядковый счёт;
4. Занимательные задачи;
5. Зарядка для пальчиков;
6. Физкультминутки;
7. Доскажи словечко;
8. Ориентировка во времени:
9. Считалки;
10. Пословицы и крылатые выражения;
11. Скороговорки.
- Количество и счёт (стихи и потешки)
*** ***
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать оставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Всем по одному,
Лёшеньке – два…
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два,
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
*** ***
У щенка четыре лапы,
Ровно две ноги у папы.
А у аиста видна
Почему-то лишь одна.
***
Наша мудрая сова
Любит игры с цифрой два.
Задаёт вопрос девчушке:
-Сколько ушек на макушке?
-Ушек два.
-А сколько глаз?
-У меня два и у вас.
Ручки две и ножки две,
Говорит она сове.
***
Три медведя утром сами
Собирались за грибами.
Первый – мишка косолапый,
Он – глава семьи, он – папа.
Мама рядышком идёт,
От него не отстаёт.
А за ними их сынишка,
Торопясь бежит вприпрыжку.
***
Есть четыре стороны –
Мы запомнить их должны:
Север, Юг, Восток и Запад.
Мне рассказывал мой папа,
Что на Севере – снега,
Злые вьюги и пурга.
Если жарко, зной и пальмы,
Птицы райские вокруг,
Догадаетесь и сами,
Что попали вы на Юг.
На востоке – принц в чалме
Гордо едет на слоне.
А на западе ковбои
Очень храбрые герои.
***
Шепчет ротик
-Эй, послушай,
Что ты носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил.
Грустный носик отвечает:
-Разве ты не замечал,
Глазок двое,
Ушек двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живём с тобою
В одиночку, чудаки!
-Что ты, Носик,
Чем мы хуже?
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим,
Значит двое тоже нас.
С. Капутикян
- Количество и счёт (загадки).
***
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля
Узнаёте? Это…
(цапля)
***
Танцует крошка, а всего одна ножка.
(волчок, юла)
***
У кого одна нога, да и та без башмака.
(У гриба)
***
Плотник с острым долотом, строим дом с одним окном.
(Дятел)
***
Не живой я, а шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
(Экскаватор)
***
Зимой и летом одним цветом.
(Ёлка)
***
Два братца в воду глядятся –
Век не сойдутся.
(берега)
***
Двое глядят да двое слушают.
(глаза и уши)
***
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
(ножницы)
***
Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом.
(солнце и луна)
***
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(стрелки часов)
***
Треугольная доска, а на ней три волоска,
Волос – тонкий, голос – звонкий.
(балалайка)
***
У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
Он по очереди ими сверху смотрит на меня.
(светофор)
***
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный –
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Жёлтый глаз – погоди,
А зелёный – проходи.
(светофор)
***
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
***
Под крышей четыре ножки,
А на крыше – суп, да ложки.
(стол)
***
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в копытце.
(поросёнок)
***
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)
***
Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
(пальцы в перчатках)
***
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят.
(пальцы в варежке)
***
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит, жужжит,
Упадёт, землю роет.
(жук)
***
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
(дни недели)
Четыре четырки, две растопырки, седьмой – вертун.
(корова)
***
Приказало Солнце: «Стой! Семицветный мост крутой».
(радуга)
***
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк,
Покупайте, мухи, шёлк!
(паук)
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники,
Целый десяток верных ребяток!
(пальцы)
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(цифры)
***
- Порядковый счёт.
***
Первым я пришёл домой,
Брат пришёл домой за мной.
Если брат пришёл за мной,
Он не первый, он – второй.
***
В речку прыгнули подружки,
Три подружки-хохотушки.
Первой прыгнула Ирина,
Вслед за ней, второй – Марина,
Третьей – Таня поплыла,
Никого не догнала.
***
Я – пальчик первый. Я большой.
Указательный второй.
Третий пальчик – средний.
Четвёртый – безымянный.
А пятый – мизинчик,
Маленький, румяный.
***
Рано утром по порядку
Вышли куклы на зарядку:
Маша – первая, а Рая,
Рая с бантиком – вторая,
Третья – Катя-Катерина,
А четвёртая – Полина.
Я же пятая стою
И команды отдаю.
***
Первой к нам Зима идёт.
Новый Год она зовёт.
За зимой – второй – весна,
Говорят: «Весна – красна!»
Третьим – Лето, всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой – Осень…
Лес наряд свой сбросил.
- Занимательные задачи.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало?
***
Четыре вороны на крышу сели,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько их на крышу село?
***
У кошки – три котёнка;
Она мяучит громко.
В лукошко мы глядим:
А там ещё один.
Сколько котят у кошки?
***
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
***
У стены стоят кадушки,
В каждой по одной лягушке.
Если б было пять кадушек,
Сколько было бы лягушек?
***
Восемь кубиков у Саши,
И ещё один у Паши.
Вы кубики эти
Сосчитайте, дети.
***
Я рисую Кошкин дом;
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки.
***
Ёжик шёл по лесу, шёл,
На обед грибы нашёл.
Пять под берёзой, один у осины.
Сколько их будет
в плетёной корзине?
***
Ёж спросил ежа-соседа:
«Ты откуда, непоседа?»
- «Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнёс, одно несу».
Призадумался, сосед, много это или нет?
***
Я нашёл в дупле у белки
Девять штук орешек мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
***
Шесть весёлых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улёгся спать –
Поросят осталось…(пять)
***
Шесть щенят, плюс мама-лайка.
Сколько будет, посчитай-ка.
***
Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну, на картинку взгляни, поскорей:
Сколько овечек на травке теперь?
***
Девять сосисок мама купила.
Киска одну через час утащила!
И посчитать мы вас, очень попросим,
Сколько сосисок досталось нам?.. (восемь)
***
Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!
Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!
Сколько морковок у зайца осталось?
М. Мышковская.
***
Десять детей в хоккей играли,
Одного домой позвали.
Смотрит он в окно, считает,
Сколько их теперь играет?
5.Зарядка для пальчиков.
***
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).
***
Вышли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвёртые – пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчики быстрые,
Хотя не очень…чистые.
(На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке, на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке. На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке. На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке. На восьмой - делаем круговые движения кистями обеих рук).
***
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук.
Вот твоё богатство , друг.
***
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять –
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).
***
6.Физкультминутки.
***
«Два хлопка»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
***
«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клён.
***
«Солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты – солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь, постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
***
«Со стульчиками»
Один, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте.
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись.
Девять, десять – не зевайте,
Своё место занимайте.
***
«Ловкий Джек»
А вы знаете, что Джек – очень ловкий человек?
Посмотрите, как сейчас прыгнет он вперёд пять раз.
Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять.
А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад.
Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять.
***
«Считалки с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на месте)
Башмачок скакать учу!
Раз! Два! Три! Четыре! (приседают)
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре! (разводят руки в стороны)
Заблудился башмачок.
***
«Три медведя»
Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди )
А сынок – малютка просто! (приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)
Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!
***
«Считай и делай»
Один – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
***
Широко расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо,
Получается на славу.
Молодцы!
Влево, вправо, влево, вправо.
7. Доскажи словечко…
***
Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все … (четыре).
С.Я. Маршак
***
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Вы садились сотни раз,
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле).
***
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денёчка через два, облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик, бывший … (одуванчик)
***
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
А зовут меня … (рояль).
***
Я весёлый старичок,
Сделал мухам гамачок.
У меня есть восемь рук,
А зовут меня … (паук).
***
Идёт мама по дорожке.
Топ-топ-топ.
А за ней шагает
Маленький сынок.
Ушла мама в магазин
И остался сын … (один)
8. Ориентировка во времени.
***
Нет ног, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы).
***
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас:
Отбиваем каждый час.
Громко, весело мы бьём:
«Бим-бом-бом, бим-бом-бом» (Будильник).
***
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы).
***
Доброе утро – птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встаёт и идёт по делам.
(А. Кондратьев)
***
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом,
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели)
***
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
***
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
***
Чёрное поле белым стало,
А ещё похолодало.
Мёрзнет в поле оземь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
***
Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины?
Разукрасила витрины? (Зима)
***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
***
Дни его всех дней короче,
Всех ночей короче ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдёт –
Мы встречаем Новый Год! ( Декабрь)
***
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь)
***
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это? (Февраль)
***
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
***
В ночь мороз, с утра капель,
Значит на дворе… (апрель)
***
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай
Что за месяц это? (Май)
***
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь колосится, золотая пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом)
9.Считалки.
***
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три – начинаешь ты!
***
Шли мышата по тропе,
Увидали сыр на пне.
Раз, два, три – поровну дели.
***
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам – друг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам обжора не ходи»
Ну-ка, Мишенька, води.
***
Плыл у берега пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
Сосчитай до десяти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Собрались мы поиграть.
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
***
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячься лучше! Прячься глубже!
Ну а ты иди искать!
10. Пословицы и крылатые выражения.
Ноль.
Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).
Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).
Один.
Один за всех, все за одного.
Один в поле не воин.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
От одного слова, да на век ссора.
Один раз солгал, на век лгуном остался.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Два.
Одна голова хорошо, а две лучше.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Старый друг лучше новых двух.
Два сапога – пара.
Три.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Четыре.
Без четырёх углов изба не рубится.
Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.
Пять.
Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).
Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).
Семь.
Семеро с ложкой – один с плошкой.
За семью печатями. (Скрытое, недоступное пониманию).
На седьмом небе. (Высшая степень радости, счастья).
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь пятниц на неделе.
Восемь.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Восьмое чудо света.
Девять.
Девятый вал. (Наивысший подъём, взлёт)
Десять.
Дело десятое. (Не столь важное, несущественное).
Не трусливого десятка. (Смелый человек).
***
Делу – время, потехе – час.
Время не воробей: упустишь, не поймаешь.
Всему своё время.
11. Скороговорки.
***
В один клин, Клим, колоти.
***
Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
***
Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
***
У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
***
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
***
Шесть мышат в камыше шуршат.
***
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
***
Всемеро саней
По семеро в сани
Уселись сами.
***
Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
Используемая литература:
1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
2.. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.
3.Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).
4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.
5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985
6. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М.. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.
7. Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр.47-62.
8.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.
9.Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.
10. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр.157
11.Словарь литературных терминов /Под ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974.
12.Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и по математике в старшей группе.
«Путешествие на Планету Радости»
Цели занятия:
- Закрепить знания детей об окружающем мире и здоровье человека.
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить позитивное решение.
- Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
- Развивать фантазию, творчество.
Часть I
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами много путешествовали. Вы помните, где мы бывали?
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие на «Планету радости». Там нас ждут весёлые игры и интересные задания. Вы готовы? Тогда становитесь в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в полёт.
(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочки.)
Полетели! А пока мы с вами летим на «Планету Радости» я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Настроение»
(Педагог показывает карточки, а дети говорят, какое на них изображено настроение).
Воспитатель:
-Ребята, а какой вы хотели бы видеть меня? Вот такой…(педагог имитирует злость) или вот такой (имитирует радость). Конечно весёлой и доброй. И я вас видеть весёлыми и счастливыми. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте пошлем это настроение с воздушным поцелуем друг другу, солнышку, новому дню.
-Ну, вот мы и прилетели!
(в группу влетает воздушный шарик)
-Ой, что это такое? Какой красивый шарик! Наверное, он хочет с нами поиграть.
(Дети играют шариком, неожиданно он лопается. Звучит тревожная музыка. Раздаётся таинственный голос).
Голос:
-Дорогие ребята! С вами говорят жители «Планеты Радости». Злой волшебник заколдовал нашу «Планету» и на ней поселились Печаль и Скука. Помогите нам, пожалуйста. Найдите волшебную картину и расколдуйте нас.
Воспитатель:
-Ну что, ребята, поможем жителям «Планеты радости»? Тогда в путь, искать картину! Для того, чтобы вам труднее было её найти, Злой Волшебник разрезал её на части.
(Дети ищут в разных частях группы части картины и составляют её).
-Знаете, почему эта картина волшебная? Потому, что на обратной стороне частей картины написаны цифры. Они обозначают номер задания. Если вы выполните все эти задания, то зацветёт Цветок радости и подарит всем людям счастье и любовь!
Часть II
Первое задание – «Домики чисел»
Воспитатель: (читает задание, которое оставил Злой Волшебник):
-В Математическом городе случилась неприятность. Жители «Домиков чисел» заблудились. Чтобы узнать, какая цифра в каком домике живёт, нужно посчитать количество геометрических фигур, нарисованных на домике.
(Дети ищут «домики» цифр)
Второе задание – «Весёлая улица»
Воспитатель:
-Почтальон из Математического города не может найти нужную улицу. Помогите почтальону. Используя план и карту, прочитайте название улицы.
(Двигаясь по плану, дети из букв составляют название улицы).
Третье задание – «Советы Злого Волшебника».
Воспитатель:
-Злой волшебник оставил вам письмо, в котором даёт вам различные советы. Вы Должны сами разобраться, какие советы плохие, а какие хорошие. Послушайте, что пишет Злой волшебник.
«Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет».
-Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком.
И не открывайте тёте,
Если мама на работе.
-Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
-Заболел вдруг носик твой,
Доставай платочек свой,
Чисто, чисто им утрись,
И быстро с другом поделись.
Это правильный совет?
-Чтобы зубы не болели,
Ты грызи морковь смелее,
Длиннонога и стройна,
Всех оранжевей она.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
-Ты на улице гуляешь,
Зимний воздух ты вдыхаешь.
Твёрдо помнишь ты о том,
Что дышать там надо ртом.
Это правильный совет?
Четвёртое задание – «Блицтурнир»
Воспитатель:
-А теперь давайте решать задачи. Хотите? Только должна вас предупредить, что задачи не простые, а с подвохом. Будьте внимательны.
1. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?
2. Художник нарисовал карандашами цветы: красные розы и синие васильки. Какие цветы лучше пахнут?
3. Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится, петушок или курочка?
4. Пришла весна. С деревьев стали опадать листья. Ветер понёс их по земле. Какого цвета были листья?
5. Чего на поле больше: ромашек или цветов?
-Ну, молодцы, ребята. Все задания выполнили, на самые трудные вопросы нашли ответы. Посмотрите, кто пришёл к нам в гости.
(Воспитатель надевает атрибуты на ребёнка, тот выходит в центр.)
Это – Весельчак.
Весельчак:
-Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Хо-хо-хо! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Весельчак! Я самый большой и сильный на своей планете! Я чемпион!
Воспитатель:
-Весельчак, наши ребята тоже хотят быть большими и сильными. Может быть ты подскажешь, что для этого надо делать?
Весельчак:
-Нужно много есть и долго спать!
Воспитатель:
-И всё?!
Весельчак: (разводит руками)
-И всё!
Воспитатель:
-Ребята, а вы как думаете? Конечно, ещё правильно питаться, много гулять на свежем воздухе, играть разные игры, закаляться и заниматься спортом!
Весельчак:
-А спортом заниматься я тоже люблю!
Воспитатель:
-Ну, тогда вставай вместе с нами, и сделаем «Весёлую разминку»!
Весёлая разминка
(Дети делают разминку, выполняя движения в соответствии с текстом).
Дерево кончается
Где-то в облаках.
Облака качаются
На его руках.
Эти руки сильные
Рвутся в вышину.
Держат небо синее,
Звёзды и луну!
-Молодцы, ребята, хорошо размялись! Но мы ещё не все задания Злого волшебника выполнили.
Пятое задание - «Валеологические карточки».
Воспитатель:
-В этом задании надо помочь жителям планеты разобраться, что полезно для здоровья, а что вредно.
( Из карточек, лежащих на столе, девочки выбирают то, что полезно для здоровья, а мальчики – то, что вредно).
Воспитатель:
-Ребята, все задания Злого волшебника вы выполнили. Чтобы окончательно растопить чары Злого Волшебника, давайте поиграем в игру «На опушке дом стоит».
На опушке дом стоит, (руки над головой – крыша),
На двери – замок висит, (сцепляем пальцы рук в замок),
А за дверью стоит стол. (ладонь пр. руки кладём на лев. кулак)
Вокруг дома – частокол. (пальцы двух рук - вверх)
Тук-тук-тук, дверь открой! (пр. кулак стучит в лев. ладонь)
Заходите, я не злой! (разводим руки, поклон – приглашение).
Часть III
Когда игра окончена, звучит торжественная музыка и раскрывается Цветок Радости, а в нём сюрпризы для детей.
Воспитатель:
-Ребята, вы освободили Планету Радости от чар Злого Волшебника. Жители этой планеты благодарны вам и приготовили вам сюрприз! А нам пора возвращаться!
Занятие по развитию математических представлений
во второй младшей группе
«В гости к бабушке Арине»
Цели занятия:
- Развивать умение сравнивать объекты по одному признаку;
- Формировать представления о числе (в пределах пяти);
- Развивать глазомер, мышление, память.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей поиграть (игра с пальчиками).
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Один, два, три, четыре, пять,
Захотели поиграть.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Далее воспитатель сообщает, что накануне в группу пришло приглашение, спрашивает: «Как вы думаете, от кого оно?». Воспитатель показывает конверт, на котором изображена бабушка рядом с самоваром. (Дети отвечают).
Воспитатель: Да, это письмо от бабушки, а зовут её Арина. Она приглашает нас к себе в гости. Вы хотите сходить к ней? В дороге могут встретиться всякие неожиданности. Давайте встанем друг за другом и запомним, кто где стоит, чтобы не потеряться. Я стою впереди всех. Сзади меня стоит…(имя).
(Обращаясь к детям, предлагает сказать, кто стоит у них впереди, кто сзади.)
Запомнили? Ну, тогда в путь!
Дети идут за воспитателем со словами:
Зашагали ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Ну – ка, веселее, топ, топ, топ!
Вот как мы умеем, топ, топ, топ!
На пути встречаются два «озера», рядом лежат реечки разной длины.
Воспитатель: Что можно сказать об озёрах? Какие они? (Озёра разные, одно большое, другое маленькое). Эти озера, наверное, очень глубокие. Чтобы попасть на другой берег, надо построить мосты из реек. Но рейки разной длины. Из какой рейки будем строить мост, чтобы перейти через большое озеро? А через маленькое?
Дети строят длинный и короткий мосты.
Воспитатель предлагает самостоятельно решить, кто по какому мосту пойдёт.
Перейдя через озёра, дети вспоминают, как они стояли, становятся друг за другом и идут дальше. Приходят на полянку.
Воспитатель: (обращает внимание на то, что эта полянка – необычная. У цветов лепестки разной геометрической формы).
Ребята, посмотрите, какая необычная полянка! На ней растут не обычные цветы, а волшебные. Лепестки у них разной геометрической формы. Подул ветер и лепестки все облетели. Остались одни серединки. Давайте вернём каждому цветочку его лепестки.
(Дети составляют цветы, потом опять становятся друг за другом и идут дальше.
Подходят к дому бабушки Арины. На русской печи стоят оладьи, на столе – самовар. Воспитатель надевает платок и фартук и превращается в бабушку Арину.)
Бабушка Арина: Здравствуйте, ребятки, маленькие котятки! Посмотрите, какая у меня печка. Что вы можете про неё сказать?
Дети:
Ча-ча-ча, печка очень горяча. (Дети протягивают руки к печи).
Чи-чи-чи, печёт бабка калачи. (Имитируют лепку калача).
Чу-чу-чу, будет всем по калачу. (Хлопают в ладоши).
Чо-чо-чо, осторожно, горячо! (Прячут руки за спину).
Бабушка Арина: Ребятки, я слышала, что вы любите играть в игру «Ловкий Джек». Давайте поиграем с вами. (Играют).
А вы знаете, что Джек – очень ловкий человек?
Посмотрите, как сейчас прыгнет он вперёд пять раз.
Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять.
А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад.
Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять.
Бабушка Арина: Ребятки, я приготовила вам угощение и приглашаю вас за стол.
Ладушки, ладушки, пекла Арина оладушки,
Маслом поливала, деток угощала.
Насте – два, Марусе – два, и т.д. (раздаёт оладушки детям).
Вкусные оладушки у нашей бабушки.
Дети пьют чай с оладушками.
Вот так мы живём, оладушки жуём,
Чаем запиваем, всех по-русски угощаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Из опыта работы "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова»
Цель опыта работы:Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного словаУсвоение математических знаний представляет определённую трудность для дошкольников.В своей ра...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами музыки и художественного слова в контексте ФГОС ДО»
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами музыки и художественного слова в контексте ФГОС ДО» 2 слайдС 1 января 2014 года вступил в силу Федер...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова"
План работы по самообразованию на межаттестационный период 2019-2024 учебного года Мазитовой Натальи Анатольевны, музыкального руководителя МБДОУ №31 г.Нижнекамска республики Татарстан....
Картотека народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием.
Материалы для занятий по ФЭМП...
Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова. Из опыта работы.
Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного разв...