Конспект ФЭМП «Игрушки»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Самородина Ирина Сергеевна

Конспект ФЭМП «Игрушки»

старшая группа

Задачи:

Образовательные

  • Формирование навыков количественного счета в пределах десяти.
  • Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?»
  • Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
  • Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
  • Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету.
  • Ознакомление с составом числа («два», «три», «четыре»). Соотнесение числа и цифры.
  • Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр), навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
  • Формирование временных представлений (части суток).

Коррекционно-развивающие

  • Развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики.

Воспитательные

  • Воспитание самостоятельности активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФЭМП "Игрушки"24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ФЭМП «Игрушки»

старшая группа

Задачи:

Образовательные

  • Формирование навыков количественного счета в пределах десяти.
  • Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?»
  • Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
  • Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
  • Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету.
  • Ознакомление с составом числа («два», «три», «четыре»). Соотнесение числа и цифры.
  • Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр), навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
  • Формирование временных представлений (части суток).

Коррекционно-развивающие

  • Развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики.

Воспитательные

  • Воспитание самостоятельности активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование: Магнитная доска, объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров, схема сооружения замка, плоскостные изображения домиков и игрушек, карточки с цифрами карточки с изображениями разного количества игрушек, paзноцветные шнурочки с магнитами на концах, четыре иллюстрации к литературным произведениям

Предварительная работа: Знакомство с цифрами «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и числом «10» в игровой и совместной деятельности. Упражнения в соотнесении числа и цифры, в определении состава числа («два», «три», «четыре») в игровой и совместной деятельности. Разучивание упражнения «Мячик мой».

Ход

  1. Организационный момент

Упражнение «Наведем порядок»

(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр группового помещения, где на ковре разложены объемные геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры разных цветов и размеров)

Педагог. Очевидно, кто-то пробрался к нам в группу сегодня ночью и разбросал конструктор «Сказочный город». Давайте наведем порядок в игрушках, потому что именно игрушкам посвящено наше сегодняшнее занятие. Сложите одинаковые по форме фигуры в соответствующие контейнеры. В желтый контейнер нужно собрать все кубики, в красный — все шары, а в зеленый — остальные фигуры. Что вы положите в желтый контейнер? В красный? В зеленый?

(Дети отвечают на вопросы педагога и выполняют задание)

Педагог. Какие по форме фигуры лежат в желтом контейнере? И т.д.

Дети. В желтом контейнере лежат кубики.

Педагог. Верно. А что за фигуры вы собрали в зеленый контейнер? Сейчас мы узнаем.

(Педагог берет в руки один из цилиндров, читает стихотворение и помещает на наборное полотно картинки)

Цилиндром меня называют, друзья.

Похож на стаканчик с мороженым я.

Похож на колонну в старинном соборе,

Похож на бревно и на столбик в заборе.

Так как называется эта фигура? Вы запомнили?

Дети. Это цилиндр.

Педагог. На что похож цилиндр?

Дети. На стаканчик с мороженым, на колонну, на бревно и на столбик.

Педагог. Какие по форме фигуры лежат в зеленом контейнере?

Дети. В зеленом контейнере лежат цилиндры.

Педагог. Какие они по размеру?

Дети. Они большие и маленькие.

Педагог. Какого они цвета?

Дети. Они красные, оранжевые и фиолетовые.

  1. Игра «Строим замок»

(Педагог помещает на магнитную доску схему сооружения замка)

Педагог. Давайте построим для ваших игрушек вот такой сказочный замок из фигур, собранных в контейнеры. Рассмотрите схему, старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.

(Дети все вместе конструируют замок. Педагог оказывает им необходимую помощь. По предложению педагога дети рассказывают, какой красивый сказочный замок они построили, а потом дружно аплодируют себе)

Педагог. Мне очень понравилось, как вы работали. А теперь ответьте на мои вопросы. Где в вашей постройке стоит желтый кубик?

Педагог. А где находится большой красный шар?

Педагог. Где стоят большие фиолетовые цилиндры по отношению к желтому кубику?

Дети. Фиолетовые цилиндры стоят слева и справа на желтом кубике.

Педагог. Можно ли сказать, что они находятся в середине постройки?

  1. Игра «Веселые соседи»

(Педагог приглашает детей сесть на стульчики)

П е д а г о г. Вы построили чудесный замок для игрушек. Но игрушки живут не только в замках, но и в маленьких домиках. Вот в таких.

(Педагог помещает на доску плоскостные изображения трех домиков)

Педагог. Прочитайте номера на домиках.

Дети. Два, три, четыре.

Педагог. Верно. Но это не только номера домов. Это цифры, которые показывают, сколько жильцов в каждом доме на каждом этаже. Сколько жильцов в доме номер два?

Педагог. Ав доме номер три?

Педагог. Ав доме номер четыре?

Педагог. Верно. В каждом доме живут мишки и куклы. Сколько мишек живет в доме номер два, если там живет одна кукла?

Дети. В этом доме живет один мишка.

(Педагог помещает в домик одно плоскостное изображение мишки и одно плоскостное изображение куклы)

Педагог. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «два»? Как оно получилось?

Дети. Число «два» состоит из двух единиц.

Педагог. К одному прибавили один, получилось два.

(Педагог прикрепляет две единицы под изображения игрушек)

Педагог. Сколько кукол живет в домике номер три, если там живет один мишка?

Дети. В домике номер три живут две куклы.

(Педагог помещает на верхний этаж одно изображение мишки и два изображения кукол)

Педагог. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «три»?

Дети. Число «три» состоит из чисел «один» и «два».

Педагог. К одному прибавили два, получилось три.

(Педагог помещает цифры под изображения игрушек)

Педагог. Правильно. Может ли быть по-другому? Сколько кукол живет в доме номер три, если там живут два мишки?

Дети. В этом домике живет одна кукла.

(Педагог помещает изображения двух мишек и одной куклы на нижний этаж)

Педагог. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «три»?

Дети. Число «три» состоит из чисел «два» и «один».

(Педагог помещает цифры под изображения игрушек)

Педагог. К двум прибавили один, получилось три. Сколько кукол живет в домике номер четыре, если там живет один мишка?

Дети. В домике номер четыре живут три куклы.

(Педагог помещает на верхний этаж одно изображение мишки и три изображения кукол)

Педагог. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

Дети. Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три».

(Педагог помещает цифры под изображения игрушек)

Педагог. К одному прибавили три, получилось четыре. Может ли быть по-другому? Сколько кукол живет в этом доме, если там живут два мишки?

Дети. В этом домике живут две куклы.

(Педагог помещает изображения двух мишек и двух кукол на второй этаж)

Педагог. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

Дети. Число «четыре» состоит из чисел «два» и «два». К двум прибавили два, получилось четыре.

(Педагог помещает цифры под изображения игрушек)

Педагог. Правильно. Может ли быть по-другому'' Сколько кукол живет в доме номер четыре, если там живут три мишки?

Дети. В этом домике живет одна кукла.

(Педагог помещает изображения трех мишек и одной куклы на нижний этаж)

Педагог. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?

Дети. Число «четыре» состоит из чисел «три» и «один».

(Педагог помещает цифры под изображения игрушек)

Педагог. Верно. К трем прибавили один, получилось четыре. Теперь посмотрите на домики и еще раз скажите, из каких чисел состоит число «два»? Из каких чисел состоит число «три»?

И наконец, из каких чисел состоит число «четыре»?

  1. Упражнение «Считаем и рассуждаем»

(Педагог убирает домики, а изображения кукол и мишек располагает в два ряда)

Педагог. Сколько мишек стоит в ряд? Сосчитайте.

Дети. В ряду десять мишек.

Педагог. А сколько же кукол в ряду?

Дети. Кукол тоже десять.

Педагог. Что можно сказать о количестве мишек и кукол?

Дети. Мишек и кукол поровну, одинаковое количество, по десять.

Педагог. Верно. Вы очень хорошо считаете.

(Педагог убирает изображения пяти кукол)

Педагог. Что теперь можно сказать о количестве кукол?

Дети. Осталось пять кукол.

Педагог. Сравните количество мишек и кукол.

Дети. Мишек больше, чем кукол. Кукол меньше, чем мишек.

Педагог. На сколько мишек больше, чем кукол? Сосчитайте.

Дети. Мишек на пять больше, чем кукол.

Педагог. На сколько кукол меньше, чем мишек?

Дети. Кукол на пять меньше, чем мишек.

Педагог. Верно.

(Педагог убирает оставшиеся изображения кукол)

Педагог. Сколько кукол осталось?

Дети. Не осталось ни одной куклы.

Педагог. Точно. У нас не осталось ни одной куклы. Если нет предметов, которые нужно сосчитать, это обозначают цифрой «ноль».

(Педагог помещает карточку с цифрой «О» и убирает изображения мишек)

Педагог. Сколько мишек?

Дети. Не осталось ни одного мишки.

Педагог. Какой цифрой мы обозначим, что нет мишек?

Дети. Мы обозначим отсутствие мишек цифрой «ноль»

(Педагог помещает карточку с еще одной цифрой «О»)

Педагог. Итак, сегодня вы познакомились с цифрой, которая показывает, что предметы, которые нужно сосчитать, отсутствуют. Это цифра «ноль».

(Педагог убирает карточки)

  1. Игра «Разноцветные шнурочки»

(Педагог приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее в один ряд карточки с изображениями игрушек, а в другой ряд — карточки с цифрами)

Педагог. А сейчас мы поиграем в новую игру «Разноцветные шнурочки». Для начала каждый из вас выберет себе карточку, сосчитает игрушки на ней и скажет, сколько у него игрушек.

1-й  ребенок. У меня три велосипеда.

2-й  ребенок. У меня шесть мячей.

3-й ребенок. У меня девять воздушных шаров.

4-й ребенок. У меня пять машинок.

5-й ребенок. У меня четыре куклы.

6-й ребенок. У меня восемь пирамидок.

7-й ребенок. У меня десять кубиков.

8-й ребенок. У меня семь динозавров.

9-й ребенок. У меня два самолетика.

10-й ребенок. А у меня один солдатик.

Педагог. Отлично. А теперь возьмите по одному шнурочку из контейнера, подойдите к доске, прикрепите один конец шнурочка к своей карточке, а другой — к соответствующей цифре или числу.

  1. Подвижное упражнение «Мячик мой»

Друг веселый, мячик мой,        Дети выполняют четыре прыжка

                                                                      на носочках, держа руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной.     По два взмаха каждой рукой, как

                                                                      бы удары по мячу.

Раз, два, Три, четыре, пять,  Пять прыжков на носочках, держа

                                                                    руки на поясе.

Хорошо мячом играть.                По два взмаха каждой рукой, как

                                                             бы удары по мячу.

  1. Игра «Что? Где? Когда?»

(Педагог помещает на магнитную доску четыре иллюстрации к сказкам)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Из какой сказки эти строки?

Дети. Это строки из «Сказки о царе Салтане...» Александра Сергеевича Пушкина.

Педагог. О каком времени суток говорится в этом отрывке?

Дети. В этом отрывке говорится о позднем вечере.

Педагог. Подберите иллюстрацию к прочитанным строчкам и поставьте ее в верхний ряд.

(Дети ставят подходящую иллюстрацию в верхний ряд)

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.

Из какой сказки эти строки?

Дети. Это тоже строки из «Сказки о царе Салтане...» Александра Сергеевича Пушкина.

Педагог. О каком времени суток говорится в этих строчках?

Дети. В них говорится о ночи.

Педагог. Подберите иллюстрацию и к этим строчкам.

(Дети ставят подходящую иллюстрацию рядом с первой иллюстрацией)

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

А это произведение вы узнали?

Дети. Да, это «Дядя Степа» Сергея Владимировича Михалкова.

Педагог. О каком времени суток говорится в этих строчках?

Дети. В них говорится о раннем утре.

Педагог. Подберите иллюстрацию к этим строчкам.

(Дети ставят иллюстрацию в верхний ряд)

Педагог. У нас осталась одна иллюстрация. Может быть, вы вспомните строки, которые к ней подходят?

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Педагог. Отлично. К этой иллюстрации действительно подходят строки Михаила Пляцковского из песенки «Улыбка». О каком времени суток в них говорится?

Дети. В них говорится про день.

Педагог. Расставьте иллюстрации в верхнем ряду по порядку, начиная с той, на которой изображено утро.

(Дети выполняют задание)

Педагог. Назовите части суток, начиная с утра.

Дети. Утро, день, вечер, ночь.

Педагог. Какое время суток бывает между утром и вечером?

Дети. Между утром и вечером бывает день.

Педагог. Какое время суток наступает после ночи?

Дети. После ночи наступает утро.

Педагог. Какое время суток бывает перед ночью?

Дети. Перед ночью бывает вечер.

Педагог. Я вами горжусь. Вы ответили на все мои вопросы.

(Педагог убирает иллюстрации)

  1. Организация окончания занятия

Оценка работы детей.

(Педагог предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали на занятии, чем им было интересно заниматься. За тем педагог оценивает деятельность каждого ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Народная игрушка глазами детей"

конспект открытого интегрированного занятия  для детей старшего возраста....

Конспект ФЭМП

Конспект занятия по сенсорно-познавательному развитию (ФЭМП)...

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП «Игрушки»

КПрограммное содержание:Обобщить и систематизировать у детей полученные знания. Закреплять знания  о геометрических формах. Продолжать учить  обследованию предмета по признакам - форме, цвет...

Занятие по ФЭМП "Игрушки"

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений...

Конспект НОД по ФЭМП "Игрушки -зверушки. Счет в пределах трёх" в средней группе

 Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Игрушки –зверушки. Счет в пределах трёх».Цель – формировать у детей элементарные математические представления...

Конспект ОД ФЭМП "Игрушки из бабушкиного сундука"

развитие математических представлений детей по средствам занимательной математики....

Конспект по ФЭМП «Игрушки для зверей».

Цель: учить считать в пределах 3.Задачи: учить соотносить число с элементом множества; правильно отвечать на вопрос «Сколько?»; упражнять в умении определять геометрические фигуры (квадрат...