ООД "Математические представления"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
«В гостях у кота Базилио и лисы Алисы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniya_administratsii_munitsipalnogo_rayona.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Математические представления»
Раздел: «Познавательное развитие»
Тема: «В гостях у кота Базилио и лисы Алисы»
Возрастная группа: подготовительная
Выполнил: воспитатель Яковлева Татьяна Юрьевна
Квалификационная категория: первая
Стаж работы в данной должности: 8 лет
2024 г.
Тема. «В гостях у кота Базилио и лисы Алисы»
Цель. Формировать элементарных математических представлений.
Задачи.
Образовательные.
- закреплять знания о цифрах;
- обогащать представление о плоских геометрических фигурах
- совершенствовать умение классифицировать фигуры по внешним структурным признакам: многоугольник (четырёхугольник);
- формировать умение детей составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;
- закреплять представления о временах года.
Развивающие.
- развивать логическое мышление, память;
- развивать сообразительность, внимание и воображение;
- развивать быстроту реакции;
- развивать умение решать простые арифметические задачи на сложение;
- совершенствовать умения считать в прямом и обратном порядке.
Воспитательные.
- воспитывать умение включаться в коллективную работу, выдвигать и доказывать свои предположения;
- воспитывать усидчивость.
Интеграция областей. «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Средства реализации.
Демонстрационный материал: магнитная доска, 3 желтых, 3 оранжевых и 3 зелёных круга, картинки с изображением лисы Алисы и кота Базилио, игрушка Буратино, модель «Времена года», квадрат из полосок, схема сборки «Лиса», карточка с тремя свободными полосками.
Раздаточный материал: набор карточек с цифрами от 1 до 10. 3 желтых и 3 зелёных круга, счетные палочки по 4 шт., модель «Времена года», Танграм и схема сборки «Лиса» на каждого ребёнка, карточка с тремя свободными полосками.
Методы. Словесный, наглядный, практический.
Приёмы. Чтение загадки о временах года и рассматривание модели «Времена года». Беседа о сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», математическая задачка, мотивация. Физкультминутка, игра «Математическая разминка», самостоятельная деятельность детей
Предварительная работа. Упражнение в счете в пределах 10. Чтение произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дидактическая игра «Танграм», «Найди соседей». Беседа о временах года.
Словарная работа. Времена года, цифры от 1 до 10, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета, многоугольник.
Планируемый результат. Практическое освоение детьми способов получения числа 3 из двух меньших чисел.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель. Дети! Я очень рада вас видеть! Сегодня к нам в группу пришли гости, чтобы посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. А теперь поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.
- Здравствуй небо! (руки вверх)
- Здравствуй, земля! (приседают)
- Здравствуйте, все мои друзья! (руки вперед)
- Один, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)
- Вместе мы в кругу опять
Будем вместе мы играть
И заданья выполнять!
Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Воспитатель. Я вам загадаю загадку. Послушайте внимательно.
Четыре сезона, все разные очень,
В одном очень жарко, скажу, между прочим,
В другом — холодина, в третьем — дожди,
В четвёртом — листочки и травка, всё впереди.
Как называем четвёрку мы эту,
Что циркулирует по всему белому свету?
Воспитатель: О чем говориться в загадке?
Дети. О временах года.
Воспитатель. Молодцы, а как вы догадались?
Дети. Жаркий сезон – это лето; холодина – это зима; дожди - осенью, а листочки и травка весной бывают.
Воспитатель. Сколько же у нас времен года?
Воспитатель показывает детям модель «Времена года»
Дети. Четыре времени года.
Воспитатель. Назовите их по порядку (показывает времена года на модели, уточняя цвет и их названия).
Дети. Зима, весна, осень, лето.
Воспитатель. Посмотрите на модель «Времена года» и скажите, каким цветом окрашена осень?
Осень окрашена в жёлтый цвет и разделена еще на 3 части.
Дети. Осень окрашена в жёлтый цвет
Воспитатель. На сколько частей разделено это время года?
Дети. Осень разделена на три части.
Воспитатель. Как вы думаете, почему здесь три части?
Дети. У осени три месяца.
Воспитатель. Какие месяцы осени вы знаете?
Дети. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель. Назовите последний месяц осени.
Дети. Последний месяц осени – ноябрь.
Воспитатель. Какие вы молодцы. Правильно ответили на вопросы. Садимся за столы. Ножки стоят ровно, не стучат, спинку держим прямо, локти на стол не кладем.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель. Ой, кто к нам в гости пришёл?
Воспитатель заносит игрушку Буратино.
Воспитатель. Догадались, кто это?
Дети: Это Буратино.
Воспитатель. Правильно, дети!
Воспитатель. А из какой сказки этот герой?
Дети. Этот герой из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Воспитатель. А каких ещё героев этой сказки вы помните?
Дети. В сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» были Кот Базилио, лиса Алиса и Мальвина.
Воспитатель. Верно.
Воспитатель. Буратино очень расстроен и боится, что кот Базилио и лиса Алиса снова его обманут, а он не умеет считать. Ведь когда Мальвина в очередной раз ему задала задачку, он опять от нее сбежал, потому что не смог ее решить.
Воспитатель. Дети, поможем Буратино решить задачку?
Дети. Поможем.
Воспитатель напоминает о правильной посадке за столом.
Воспитатель.
Мышки кошек испугались
По углам все разбежались:
Одна – в ящик, две за ней
Сколько спряталось мышей?
Дети. Спряталось трое мышей.
Воспитатель. Какие вы молодцы! Быстро решили эту задачку. Сегодня мы с вами узнаем, а заодно и подскажем Буратино как составить число 3 из двух меньших чисел.
2. Основная часть.
Воспитатель (выкладывая на магнитной доске 3 желтых круга). Это 3 золотых монеты, которые принадлежали Буратино.
Воспитатель. Дети, сколько всего монет?
Дети. Всего три монеты.
Воспитатель. Какого цвета монеты?
Дети. Монеты жёлтого цвета.
Воспитатель. Как вы составили число три?
Дети. Один, один и еще один.
Воспитатель (выкладывая на доску картинки с изображением кота Базилио и лисы Алисы). Лиса Алиса и кот Базилио пытаются разделить монеты между собой. Алиса забрала все монеты себе.
Воспитатель заменяет последний круг кругом оранжевого цвета.
Воспитатель: Она отдала коту одну оранжевую монету, а себе забрала две монеты жёлтого цвета.
Воспитатель. Сколько монет у Алисы?
Дети. У Алисы две монеты.
Воспитатель. Какого цвета монеты?
Дети. Монеты жёлтого цвета.
Воспитатель. А сколько монет у кота?
Дети. У кота одна монета.
Воспитатель. Какого цвета монета?
Дети. Монета оранжевого цвета.
Воспитатель. Сколько у них монет?
Дети. У них три монеты.
Воспитатель. Как у Алисы и кота получилось три монеты?
Дети. Две монеты жёлтого цвета и одна оранжевого.
Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель. Дети, предлагаю разместить под монетами соответствующие цифры.
Индивидуальная работа у доски.
Воспитатель. Но Кот Базилио предлагает разделить монеты по-другому. Воспитатель заменяет второй круг кругом оранжевого цвета.
Воспитатель. Он отдаёт лисе одну жёлтую монету, а себе забрал две монеты оранжевого цвета.
Воспитатель. Сколько монет у Базилио?
Дети. У Базилио две монеты.
Воспитатель. Какого цвета монеты?
Дети. Монеты оранжевого цвета.
Воспитатель. Сколько монет у лисы?
Дети. У лисы одна монета.
Воспитатель. Какого цвета монета?
Дети. Монета жёлтого цвета.
Воспитатель. Сколько у них монет?
Дети. У них три монеты.
Воспитатель. Как у Алисы и кота получилось три монеты?
Дети. Две монеты оранжевого цвета и одна жёлтого.
Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель. Дети, предлагаю разместить под монетами соответствующие цифры.
Индивидуальная работа у доски.
Воспитатель. Дети, Лиса утверждает, что два и один будет три и один и два будет три.
Воспитатель. Как Вы думаете, права ли Алиса?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Дети, я предлагаю помочь коту Базилио и лисе Алисе разделить три монеты.
Воспитатель. Посмотрите, перед Вами лежат круги жёлтого и зелёного цвета и карточками. Составьте число три, используя жёлтые и зелёные круги. Для этого на верней и нижней полосе карточки разместите круги так, чтобы получилось число три.
Дети выполняют задание за столом, одновременно проводится индивидуальная работа у доски.
Воспитатель. Дети, как вы составили число три с помощью жёлтых и зелёных кругов?
Дети. Для составления числа три мы разместили два жёлтых круга и один зелёный на верней полосе, а на нижней полосе – один жёлтый круг и два зелёных.
Воспитатель. А сейчас давайте разделим три монеты между котом и лисой поровну.
Индивидуальная работа у доски.
Воспитатель. Получилось разделить монеты?
Дети. Нельзя разделить три монеты поровну.
Воспитатель. Почему?
Дети. Число три состоит из чисел 2 и 1 и 1 и 2.
Воспитатель. Правильно. Число три состоит из чисел 2 и 1 и 1 и 2 и его нельзя разделить поровну.
Воспитатель. Дети, наш Буратино немного устал, предлагает отдохнуть и набраться сил.
Физкультминутка.
Буратино потянулся (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки).
Раз — нагнулся, два — нагнулся (наклоны корпуса вперёд).
Руки в сторону развёл (руки развести в стороны).
Ключик, видно, не нашёл (повороты вправо и влево).
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать (руки на поясе, подняться на носочки).
Воспитатель. Садимся на свои места. Спинку держим ровно, руки перед собой. Отдохнули, а теперь можно и поиграть.
Игра «Математическая разминка»
Воспитатель раздаёт по одной карточке. Те дети, у которых попались карточки с цифрой от 1 до 10 - выходят к воспитателю. Остальные дети – судейская команда.
Воспитатель.
- Постройтесь по порядку от 1 до 10. Посчитайтесь.
- Постройтесь по порядку от 10 до 1. Посчитайтесь.
Судейская команда проверяет правильность построения детей.
Воспитатель. Молодцы, все отдохнули и справились с заданием.
Дети проходят за столы. Воспитатель напоминает о правильной посадке за столом.
Воспитатель. Посмотрите, у вас на столах 4 счетных палочки. Соедините счётные палочки.
Дети выполняют задание за столом, одновременно проводится индивидуальная работа у доски.
Воспитатель. Какая фигура у вас получилась?
Дети. У нас получился квадрат.
Воспитатель. Что есть у квадрата?
Дети. У квадрата есть стороны и углы.
Воспитатель. Правильно, у квадрата есть стороны и углы (показывая на своей модели квадрата стороны и углы).
Воспитатель. Сколько сторон у квадрата?
Дети. У квадрата четыре стороны.
Воспитатель. Сколько углов у квадрата?
Дети. У квадрата четыре угла.
Воспитатель. Как еще можно назвать квадрат?
Дети. Квадрат можно назвать многоугольник.
Воспитатель. Правильно, многоугольник (четырехугольник).
Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель. Дети, перед Вами лежит игра «Танграм».
Воспитатель. Как называются фигуры?
Дети. Геометрические фигуры.
Воспитатель. Я предлагаю Вам собрать из геометрических фигур лису Алису (показывает образец).
Дети выполняют задание за столом, одновременно проводится индивидуальная работа у доски.
3. Заключительная часть
Воспитатель. Дети, кому мы помогали сегодня?
Дети. Мы помогали Буратино.
Воспитатель. Давайте вспомним, как можно составить число 3?
Дети. 1+1+1; 2+1; 1+2.
Воспитатель. Сколько сторон и углов у квадрата?
Дети. У квадрата четыре стороны и четыре угла.
Воспитатель. Какое задание для вас было самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель. Какое задание вызвало затруднение?
Ответы детей.
Воспитатель. Сколько всего времен года вы знаете?
Дети. Четыре времени года – зима, весна, лето, осень.
Воспитатель. Сколько осенних месяцев в году?
Дети. Три осенних месяца – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель. Буратино очень рад, что Вы помогли ему и в знак благодарности дарит Вам блокнотики. Давайте скажем ему спасибо.
Дети. Спасибо.
Воспитатель. Молодцы, дети! Вы сегодня хорошо потрудились, в следующий раз мы будем выполнять другие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений "Куб. Представление о кубе"
В конспекте представлены разнообразные виды деятельности....
Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.
Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."
Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения....