Математическое развитие детей с ОВЗ
учебно-методический материал по математике

Выступление на муниципальном методическом мероприятии " Преемственность дошкольного и начального общего образования: создание условий для эффективной организации обучеия детей с ограниченными возможностями здоровья".

Выступление  об особенностях подготовки к школе детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_metod._meropriyatie.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 8 «Ласточка»

Выступление  на муниципальном методическом мероприятии

«Преемственность дошкольного и начального общего образования: создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тема выступления: Математическое развитие детей с ОВЗ.

Подготовил: воспитатель

высшей квалификационной категории

 Дюрягина.А.А.

г.Шадринск 2024

Математическое развитие детей с ОВЗ.

Успешность обучения в школе во многом определяется запасом математических представлений, приобретенных детьми в дошкольный период. Вместе с тем само овладение математикой невозможно без определенного развития мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и т. д.)

Учеными установлено, что в дошкольном возрасте происходит формирование всех основных мыслительных операций, и к концу дошкольного возраста дети со своими мыслительными умениями оказываются готовыми к усвоению систематических школьных знаний.

Математическое развитие  - один из значимых  компонентов формирования целостности общей «картины мира» ребенка.

В понятие математическое развитие входят такие категории: представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, понятия о свойствах данных категорий и их отношениях.

Для формирования математических способностей необходимы развитая познавательная активность, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям с ОВЗ свойственны  познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Специально организованное математическое развитие дошкольников с ОВЗ проводится:

в повседневной жизни:

создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием,

в специальных играх и упражнениях,

направленных на развитие представлений о себе, об окружающих взрослых и сверстниках,

в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм,

где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно – временных отношений становится целью и средством деятельности,

на специальных занятиях по математическому развитию,

на комплексных игровых занятиях,

где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания,

на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, хозяйственно-бытовым трудом

за счёт усиления их элементарным математическим содержанием,

в работе по развитию речи

в процессе обучения составлению словесного отчёта о выполненных действиях, или составлению рассказов - текстов с математическим содержанием.

Коррекционные речевые группы нашего детского сада работают по программе В.Н.Нищевой, один из разделов которой «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР».

Данная программа носит комплексный характер, позволяет развить у детей не только математические представления, но и коммуникативность, самостоятельность, инициативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, что особенно важно для будущих первоклассников. Включение в работу всех анализаторов (зрительного, слухового, двигательного).

Данная программа учитывает следующие факторы, влияющие на содержание математического развития детей:

-  личностно – развивающую направленность занятий;

- обеспечение ситуации успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей;

- развитие тех структур мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия;

- соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Вся программа Нищевой Наталии Валентиновны предусматривает работу по лексическим темам и математическое развитие тоже имеет лексический  принцип.

Например: лексическая тема «Животные жарких стран». В течении занятия мы будем считаем животных до 10, счет двойками, измерение шей животных с помощью условной меркой, закрепление состава чисел (пять, шесть, семь), совершенствование навыка решения примеров( крокодил решает примеры на цветах лотоса), навыка распознавания геометрических фигур, создание изображения из них по заданной схеме(построение животных), совершенствование временных представлений (дней недели).  Объем очень большой, особенно для детей с ОВЗ. Но все занятие построено  в игровой форме, используется много демонстрационного материала, а так же задании которые дети должны выполнить индивидуально за столами, у доски и в тетрадях, смена разных видов деятельности.

Все занятия строится на совместной деятельности педагога с детьми, вместе измеряем, чертим,  и делаем выводы. Главное не дать  уже готовые знания, а подвести детей к ним например. Мы ставим перед детьми задачу: Как поделить поровну кусок сыра между мышатами? Какие части у нас получились? Давайте сравним их. Не получилось? Попробуем еще раз.

Наши дети с трудом овладевают количественными представлениями, неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета, поэтому мы считаем все: буквы, деревья на участке, машины.  Часто  даю поручения: «Принеси 8 подносов, достань четыре карандаша, посчитай сколько сегодня детей и т.д»

 Знания дети получают не только во время математических занятий, но и в течении всего дня, чаще всего индивидуально,  для этого используем разные пособия, например  игры  Воскобовича.

Для  счета, измерения и состава числа используем палочки Кюизенера.

Для  изучения цифр  есть  тактильные  пособия  с фасолью  внутри  для  счета,  так же мы  отмечаем  дни  рождения  каждой цифры (раскрашиваем ее, лепим, украшаем и т.д)

Отмечено, что у детей с ОВЗ наиболее не сформированными оказываются пространственно –временные представления. Для изучения дней недели учим песенку  Дней недели,  а  так же используем пособие:  хоровод  семи  человечков  идущих  друг  за  другом.

Дети  плохо  ориентируются  в  пространстве,  на  своем теле, на листе бумаги. Для  решения этих задач находим клады по карте или чертим карты сами по инструкции.

Учитывая психические особенности  детей с ОВЗ, многократное повторение изучаемого материала, используемое на занятиях, обеспечивает более прочное его усвоение. Именно поэтому в разных формах, но с одной задачей мы работаем очень долго. Что бы не потерялся интерес используем математические развлечения,  это отличный способ разнообразить формы работы ( загадки, игры на пространственное преобразование, головоломки).

 Первостепенной, наиглавнейшей и наисложнейшей задачей математической подготовки детей дошкольного возраста с проблемами в развитии является формирование интереса к математической деятельности, а также интереса к процессу и результату деятельности. Для этого необходимо создание условий, при которых у детей будут возникать увлечённость ходом действий, желание их совершать, понимание реальности и смысла результата действий, а также стремление добиться этого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Математический КВН"

Игра- это своеобразный, дошкольному возрасту способ усвоеия общественного опыта. В игре формируются все личности ребенка, происходят значительные изменения, подготавливающие , переход к новой , более ...

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Математическая сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет«Математическая сказка»...