Технологическая карта по ФЭМП старшая группа "Помоги Чебурашке".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гусейнова Кристина Игоревна

Развитие элементарных математических представлений

5-6 лет, старшая группа

Открытие нового знания

«Путешествие Чебурашки»

Закрепление знаний о геометрических фигурах и цифрах от 1 до 5. Знакомство с цифрой 6.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений

«Помоги Чебурашке»

                                                                                                                                                                               Гусейнова Кристина Игоревна,

воспитатель,

МДОУ «Детский сад «Ромашка» г. Надыма

Надым,  2024 г

Образовательная область

Развитие элементарных математических представлений

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Путешествие Чебурашки»

Цель

Закрепление знаний о геометрических фигурах и цифрах от 1 до 5. Знакомство с цифрой 6.

Задачи

Образовательные:

  • способствовать закреплению представления детей о геометрических фигурах.
  • совершенствовать умение считать до 6 (прямой и обратный счет).    
  • закрепить с порядковым счетом в пределах 6
  •  способствовать формированию умения задавать вопросы: Сколько? Который? И правильно отвечать на них.
  • совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа; двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии с указателями направления движения.
  • совершенствовать умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: Что было раньше? Что позже? определять: Какой день сегодня? Какой вчера? Какой будет завтра?

Развивающие: 

  • продолжать упражнять в различении геометрических фигур;
  • развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление;
  • развивать умение устанавливать простейшие связи между количеством и цифрой.

Воспитательные:

-  воспитывать умение работать в команде (коммуникативное умения, отзывчивость) дружеские взаимоотношения между детьми;

-  воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).

Материал

Демонстрационный материал: игрушка Чебурашка (из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена»), почтовый ящик, карта путешествия.

домики «Состав числа», карточки к числовым домикам — машинки, апельсины, , предметные картинки - геометрические фигуры — круг, квадрат, овал, трапеция, треугольник.

Раздаточный материал: морковки, грибочки. Круги по цветам радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Музыкальное сопровождение: «Песня Чебурашки и крокодила Гены», музыка из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена».

Предполагаемый результат

- знают прямой и обратный счет в пределах 5;

- закрепление знаний о геометрических фигурах.

Этапы

мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..)

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Подарите им свои улыбки.

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Мы проснулись.

Воспитатель: Улыбнулись?

Дети: Улыбнулись.

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Мы оделись.

Воспитатель: В сад примчались?

Дети: В сад примчались.

Воспитатель: Подружились?

Дети: Подружились.

Все вместе: Вот теперь мы дружные в пути друг другу нужные!

Воспитатель: Ребята, когда я зашла утром в группу, то что-то увидела. Вы ничего необычного не замечаете на моем столе? (Почтовый ящик) а в нем письмо. От кого оно? Я не знаю ребята. Я ждала, когда вы все придете, и мы все вместе его прочитаем.  А здесь не просто письмо, а загадка (Читают письмо):

«Он забавный и веселый,
Добротой всех покорил,
У него есть друг зелёный,
Это Гена Крокодил.
Очень странная зверушка,
До чего смешные ушки,
Симпатичная мордашка,
Кто-же это? (Чебурашка)

Воспитатель: Из какого мультфильма к нам пришел гость, ребята? Как его зовут?

Детей: Чебурашка.

Воспитатель:

Да, действительно, этот мультфильм называется «Чебурашка и крокодил Гена». А вот и наши гость.

Ребята знаете Чебурашка, что мне рассказал? Что вы любите смотреть мультфильмы о нем и его друзьях, поэтому надеются на вашу помощь. Чебурашка растерял все апельсины, которыми хотел угостить своих друзей. Поможете Чебурашке найти апельсины? А чтобы вы не сбились с пути, он нарисовал карту своего пути  с остановками».

Педагог:

- Поможем Чебурашке? (Дети: Да!)

- Поедем на автобусе, так будет быстрее.

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Педагог:

- Усаживайтесь поудобнее, пристегнитесь, автобус отправляется через 5 секунд. Считаем все вместе (обратный счет):  5, 4, 3, 2, 1, 0! Поехали!  

1остановка, задание 1: Чебурашка рассыпал все апельсины, которые предназначены для его друзей , и для этого нам нужно ему помочь.

 У вас на столах лежат квадраты с номерами. Вам необходимо разложить квадраты по цветам и по порядку от 1 до 5. Давайте все вместе посчитаем. (Прямой и обратный счет) А теперь покажите самое наибольшее число (5). Самое наименьшее число (1). Какой по счету лежит голубой квадрат? (5) Какой по счету лежит желтый квадрат? (3)

Педагог:

- Молодцы, вы помогли Чебурашке и отыскали первый апельсин.

Кладет апельсин на видное место.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

2 остановка, Задание 2. Чебурашка хочет поиграть с вами, ребята, в игру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать.

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у двух котов?

- Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько глаз у светофора?

Педагог:

- Молодцы, а мы отыскали еще один апельсин.

- Ребята, сейчас Чебурашка приглашает нас отдохнуть, давайте станцуем танец Чебурашек? Повторяйте за мной движения, но можете придумать и свои. (аудиозапись из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»).

Физкультминутка (музыка «Чебурашка и крокодил Гена»)

Педагог:

- Вот мы и размялись. Отправляемся дальше на поиски апельсинов. Дети рассаживаются по местам.                                                                 3 остановка. Задание 3. А на какую геометрическую фигуру похожа пицца? (круг)                                                                                                              (Показываю картинки с предметами, дети называют геометрическую фигуру, на которую они похожи.)

- рюкзак (квадрат);

- конверт (прямоугольник);

- яйцо (овал);

- сумка (трапеция);

- дорожный знак  (треугольник);

- воздушный змей (ромб).

А теперь давайте найдем в группе предметы, которые похожи на геометрические фигуры.

Педагог:

- Молодцы, правильно ответили на все вопросы. Справились со всеми заданиями Чебурашки. Вот мы и нашли еще один апельсин.

Кладет апельсин на видное место.

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(6-8 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

4 остановка. Задание 4. Чебурашка часто ходит в гости к цифрам, но забыл кто в каком домике живет. Давайте ему поможем найти каждой цифре свой домик. Знакомство с цифрой 6.

Педагог:

- Вот и помогли цифрам найти свои домики. Теперь они могут попасть каждый в свой дом в любое время, а мы отыскали еще один апельсин.

5 остановка. Задание 5 Чебурашка построил «машину времени», а нас просит выполнить некоторые настройки.

- Какое сейчас время года? (осень)

- Какая часть суток? (утро)

- Какой сегодня день недели? (четверг)

- Какой был вчера? (среда)

- Какой будет завтра? (пятница)

- Назовите выходные дни. (суббота и воскресенье)

- Сколько их? (2)

Педагог:

- Молодцы, ребята, правильно решили все задачи. Вот мы и отыскали еще один апельсин.

Кладет апельсин на видное место.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете порядок чисел?

Закрепление последовательности времен года; части суток, дней недели.

Включение нового знания в систему знаний  и умений (5-6 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

6 остановка. Задание 6. Ребята Чебурашка очень любит сюрпризы, и напоследок он вам приготовил сюрприз. Чтобы его найти нужно: Встать спиной к двери спальни, сделать вперед 5 шагов, затем повернуть направо и сделать вперед ещё 5 шагов. Сюрприз в кубике внутри. Вот мы и нашли сюрприз. Молодцы!

 Педагог:

- Молодцы, ребята, правильно решили все задачи. Вот мы и отыскали еще один апельсин.

Кладет апельсин на видное место.

- Посчитайте, сколько всего апельсинов мы нашли для Чебурашки?

Дети: 6.

Педагог:

- А теперь посмотрите, куда нам двигаться дальше. Ребята, остановки  закончились. Давайте отдадим апельсины нашему гостю Чебурашке, чтобы он смог угостить, кого?

Правильно своих друзей

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Педагог

- Скажите, ребята, кому вы сегодня помогали?

 -Мы смогли помочь Чебурашке?

- Как мы смогли помочь ему?

- Все апельсины мы нашли? Сколько всего?

- Для чего мы их искали? (угостить друзей Чебурашки)

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было трудно?

- Вам понравилось решать задачи, считать?

Молодцы! Прекрасно справились! Очень за вас рада! Давайте скажем гостям до свидания!

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?

Создать ситуацию успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты по ФЭМП

в данном документе находятся технологические карты по формированию элементарных математических представлений у детей посещающих предшкольный класс...

Технологические карты по ФЭМП старшая группа

Технологические карты в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта по ФЭМП в старшей группе: " В гостях у геометрических фигур"

Технологическая карта по ФЭПМ с старшей группе: " В гостях у геометрических фигур"...

Технологическая карта по ФЭМП в старшей группе.

Технологическая карта по ФЭМП в старшей группе....

Технологическая карта по ФЭМП в старшей группе: "Путешествие в страну Математики"

Технологическая карта по ФЭМП, старшая группа: "Путешествие в страну Математики"...

Технологическая карта НОД ФЭМП старшая группа

Тема: « Одна голова хорошо, а две лучше»Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элемента...

Технологическая карта по ФЭМП в старшей группе «Герои мультфильма»

Задачи:Образовательные: 1. Создать благоприятную атмосферу; 2. Мотивировать детей на включение в игровую деятельность; 3. Закрепить умение находить недостающее количество предметов, соотносить их с ци...