Что такое сенсорика? Почему нужно ее развивать?
статья по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Что такое сенсорика? Почему нужно ее развивать?
Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и речевые умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов -эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов.
Основная задача родителей во время сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства.
Другие цели сенсорного воспитания:
- Заложить у детей основу для развития интеллекта.
- Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.
- Расширить словарный запас.
- Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.
А что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
И, чтобы помочь малышу освоить многочисленные понятия, необходимо с ним играть.
Игры по сенсорике по возрастным категориям.
До года
В младенчестве человек только знакомится с возможностями своего организма. Поэтому сенсорное развитие детей раннего возраста – «проводник» в мир, с помощью которого они копят разнообразные ощущения путем рассматривания, ощупывания, пробы на вкус.
Как вы можете тренировать сенсорику малыша до года:
- Предлагайте яркую игрушку – пусть фокусирует на ней взгляд.
- Перемещайте любой яркий предмет ближе-дальше, влево-вправо, но чтобы он оставался в поле зрения крохи.
- Научите различать первые звуки. Постоянно разговаривайте с малышом. И кроме тряски погремушек, полезно периодически ударять предметы с глухим звуком друг о друга. Хорошо для этих целей подойдут деревянные вещи.
Когда малыш начнет ползать и вставать, давайте ему изучать все, что будет для него безопасным. Например, покажите, как возить машинку-каталку. Это и для моторики полезно, и для познания мира, хотя пока что только на полу. Пусть знакомится с новыми предметами любыми удобными для себя способами, получая яркие эмоции и формируя полезные навыки.
1-2 года
До 1,5 лет дети идут путем разрушения: двигают предметы, изменяют их форму, наблюдают за тем, что делают. После полутора лет просыпается желание созидать. Эти навыки ложатся в основу опыта органов чувств и развития новых умений.
В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с понятиями цвета, формы, размера, расположения. Формируются логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства.
Игрушки, которые помогут в 1-2 года развивать сенсорику:
- Пирамидки. Покажите, как собирается, расскажите, что кольца нанизываются в порядке уменьшения. Предложите повторить увиденное.
- Конструкторы. Стройте замки и города, изучайте базовые фигуры, цвета, оттенки, величины (большое-маленькое, легкое-тяжелое).
- Кубики. Сооружайте башни из разных цветов, высокие и низкие, широкие и узкие.
- Шнуровки. Протягивайте шнурки в бусины или завязывайте узлы на тематических стендах с отверстиями. Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, готовят руку к письму, стимулируют речевые центры.
Понравится малышам играть в «Найди предмет»: давайте разные игрушки и просите отыскать в доме вещи, схожие по цвету, форме, размеру.
Чем бы ребенок ни занимался в этом возрасте, комментируйте его действия, рассказывайте об окружающих предметах. Используйте образную, «сказочную» речь.
3-4 года
В этом возрасте формируются четкие сенсорные эталоны и малыш учится объединять предметы по одному или нескольким признакам. Также активно развивается аналитическое и логическое мышление.
Упражнения на тренировку сенсорного восприятия в 3-4 года:
- Познакомьте малыша с основами математики. Научите считать до 5-10 с помощью цветного счетного материала – палочек, прищепок, фигурок. Хороши для занятий сортеры со штырьками – они учат анализу, синтезу, обобщению. На стержни таких сортеров нужно нанизывать различные счетные детали по цвету, размеру, форме.
- Проводите разнообразные ролевые игры. Идеальный материал для этого – конструкторы. Стройте горизонтальные и вертикальные сооружения, замкнутые и открытые. Заселяйте их животными, человечками, придумывайте вместе сюжет.
- Расскажите о мерах длины, о времени и временах года, погоде. В этом вам помогут интерактивные календари, в которых можно и стрелки крутить и тумблеры пощелкать, перемещая их по яркому, тематическому стенду.
- Познакомьте с музыкальными инструментами. Например, ксилофоном и металлофоном. Пробуйте вместе набивать простые мелодии.
- Активно развивайте речь, чтобы она звучала четко и правильно. Учите короткие стихи, просите пересказать любимый мультфильм, задавайте простые вопросы и требуйте развернутых ответов.
Универсальная игрушка, которая подойдет и годовалому малышу, и 4-летнему, – бизиборд. Это «умная» познавательная доска с закрепленными на ней бытовыми предметами.
5-6 лет
К пяти годам дети активно используют весь накопленный сенсорный опыт, стремятся изучить сложные понятия, например, времени и пространства. Знания становятся четкими, структурированными.
Как помочь ребенку старшего дошкольного возраста развивать сенсорику:
- Введите ежедневные занятия по логике. Например, хорошо работает «сенсорная коробка». В большую емкость положите несколько разных вещей – по форме и фактуре, а ребенок пусть не глядя, на ощупь угадывает, что это за предмет. Здорово, когда детей целая компания, тогда в силу вступает и соревновательный момент.
- Играйте в дидактические игры. Например, детское лото, домино, мемори с яркими цветными картинками фруктов, овощей, техники. Все эти настольные игры развивают наблюдательность, внимание, концентрацию.
- Учите воспринимать начертания букв. В этом помогут шнуровки и кубики с буквами. Отдельно и в коротких словах из двух слогов.
- Поддерживайте общение со сверстниками. Можно предложить детям поставить мини-спектакль на всем известную сказку. Например, «Репку», «Теремок», «Курочку Рябу».
Зная в 5 лет, как получать информацию, анализировать и систематизировать ее, в 6-7 лет малыш с легкостью будет осваивать школьную программу.
Развития сенсорных возможностей ребенка – это не вопрос генетики. Качественные знания, умения и навыки – это результат ежедневных целенаправленных родительских занятий. Помните, что для малыша с развитыми сенсорными способностями каждый день и новый предмет – это восхитительное открытие, что значит, он счастлив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместное мероприятие родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Про семью, про дружную, всем такую нужную»
Цель: 1). Укрепить внутрисемейные отношения. 2). Создать условия для ситуативно-делового, личностно-ориентиро...
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...
Проект "ТАКАЯ НУЖНАЯ ТКАНЬ"
Проект« Такая нужная ткань» МАДОУ ДСКВ №10 «Березка» Воспитатель:Зацаринная Е.Н. ст. Староминская Проблема. Ознакомление с видами тк...
Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"
Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада....
Врачи такие нужные и такие разные
знакомство с разными врачебными специальностями...
Физкультминутки - что это такое, зачем нужны?
Физкультминутки - что это такое, зачем нужны?Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспосо...
«Глина и песок – такие разные и такие нужные»
Цель.Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.Задачи.Образовательные.Познакомить со свойствами песка и глины.Показать их сходство и различие....
- Мне нравится (1)