«Глина и песок – такие разные и такие нужные»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель.
Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить со свойствами песка и глины.
Показать их сходство и различие.
Отвечать аргументировано на вопросы педагога.
Развивающие.
Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.
Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.
Воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Словарная работа.
«Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «фильтрация» « кварц», «слюда», «полевой шпат»
Оборудование: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые стаканчики разного размера, одноразовые тарелки, ложечки.
Пояснительная записка:
Подготовка к данному занятию проходила в несколько этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_glina_i_pesok.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Глина и песок – такие разные и такие нужные»
Цель.
Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить со свойствами песка и глины.
Показать их сходство и различие.
Отвечать аргументировано на вопросы педагога.
Развивающие.
Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.
Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.
Воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Словарная работа.
«Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «фильтрация» « кварц», «слюда», «полевой шпат»
Оборудование: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые стаканчики разного размера, одноразовые тарелки, ложечки.
Пояснительная записка:
Подготовка к данному занятию проходила в несколько этапов.
Ход ООД.
Перед занятием дети надели фартуки, шапочки, бейджи с надписями: лаборант(имя ребенка)
Педагог:
Ребята сегодня в нашей группе открывается лаборатория. Теперь мы сможем проводить разные исследования. И к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу, давайте с ними поздороваемся.
А теперь проверим нашу почту. Кто сегодня у нас почтальон? (ребенок подходит к уголку «Почта», проверяет корреспонденцию и достает письмо, на конверте адресатом указан воспитатель). Воспитатель открывает письмо. О, ребята, это письмо от нашего друга профессора «Чайникова»
« Дорогие ребята, я узнал, что в вашей группе открылась лаборатория, я вас поздравляю и посылаю вам образцы для исследования, Попробуйте догадаться, что внутри. Постарайтесь подробнее это изучить. А о проделанной работе напишите мне в письме или нарисуйте. С уважением профессор «Чайников»
Вот вам подсказки: (воспитатель читает загадки)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
(песок)
Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
(глина)
Воспитатель достает два мешочка с песком и глиной.
- А вот и образцы для исследования. Ну что давайте изучим основательно наши образцы. А чтобы ничего не забыть все, что узнаем нового об этих породах, будем заносить вот в такие схемы. ( на доске расположены катринки с изображением песка и глины в центре, к которым прилагаются картинки с изображением свойств, способа образования и добычи исследуемых материалов, а также использование человеком) (приложение 1)
Ребята, а как вы думаете, как появились песок и глина? (предположения детей) Давайте посмотрим небольшой видеофильм.
(Приложение №2 Презентация) ребята, а как вы думаете, как человек использует песок и глину.(Возможны ответы детей)
В.: Хорошо, а давайте посмотрим на экспонаты, представленные на нашей выставке. Дети подходят к столу, где разложены предметы, изготовленные из глины и песка, + картинки.(фото приложение 3)
На столе стоят :
Глиняные игрушки, керамическая плитка, кирпич огнеупорный, керамзит, глиняный горшок; стеклянный предмет, кирпич силикатный, цемент, песком посыпают дороги, из песка делают удивительные скульптуры.( фото замка из песка)
Вместе с воспитателем распределяют предметы, в зависимости от того из чего они сделаны (песка или глины). Воспитатель дает комментарии происхождения предметов если это необходимо.
В.: Итак, что же мы узнали нового. Давайте занесем это в нашу таблицу.
-Из чего может образоваться песок (кварц)
- из чего образовалась глина? (Полевой шпат и слюда)
- как добывают песок и глину? (экскаватором или со дна рек)
- для чего человек использует песок
-//- глину?
- что делают из песка?
- что делают из глины?
Молодцы!
А теперь давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку:
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ребята, вот мы и познакомились с происхождением и использованием этих пород, но я думаю, вам не терпится их потрогать и исследовать, поэтому, я приглашаю вас в нашу лабораторию.
В лаборатории нужно вести себя тихо, и аккуратно обращаться с исследуемым материалом. Нельзя пробовать песок и глину на вкус.
Сейчас с помощью увеличительного стекла я предлагаю вам внимательно рассмотреть, из чего состоит песок и глина. Давайте рассмотрим.
-Как выглядят песчинки? (ответы: они очень маленькие, круглые, полупрозрачные)
-Как выглядит глина? (ответы: слипшиеся комочки, похожа на пластилин, комочки крупные) (заносим в схему вид песка и глины под лупой)
Педагог: Давайте проведем несколько опытов, чтобы лучше узнать свойства песка и глины, сравнить их. Предлагаю детям перейти к опытам.
1 опыт «сыпучесть»
Оборудование:
Два стаканчика с песком и глиной, одноразовые тарелочки.
Педагог:
-Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Легко)
- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.
-Что легче высыпать - песок или глину? (песок)
-Потому и говорят, что песок - «сыпучий».
-Что вы можете сказать про глину?
(ответы: глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)
Итак, отмечаем на схеме: песок сыпучий, глина нет.
2опыт Фильтрация:
Материал: воронки, губка, песок, глина , большие стаканы, земля.
Ход: Ребята, а сейчас мы испачкаем воду, добавив туда земли, В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать глины и так же налить грязную воду. Вода быстро просачивается в песок, вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода. Через глину вода проходит плохо, долго задерживается на поверхности. не очищается, а еще больше пачкается.
Вывод: Глина плохо пропускает воду. Не фильтрует ее, а загрязняет.
песок хорошо пропускает воду, он очищает воду.
Итак, отмечаем на схеме: Песок фильтрует воду, глина нет.
3 опыт Свойства мокрого песка и глины
Материал: мокрый песок и глина, доска для лепки.
Ход: Попробовать слепить червячка из песка и глины. Попробовать взять в руки полученные образцы.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются. Глина принимает любую форму надолго и даже после высыхания не разрушается. Глина более пластична, чем песок.
Итак, снова отмечаем в схеме: глина пластична, песок разрушается, не держит форму.
Ну, ребята как много мы с вами сегодня нового узнали.
Осталось письмо профессору отправить и заодно повторим, все, что сегодня узнали.
Проговаривание мнемокарты:.
Итак, что мы сегодня узнали:
-Из чего может образоваться песок (кварц)
- из чего образовалась глина? (Полевой шпат и слюда)
- как добывают песок и глину? (экскаватором или со дна рек)
- для чего человек использует песок
-//- глину?
- что делают из песка?
- что делают из глины?
песок сыпучий, глина нет.
Песок фильтрует воду, глина нет.
глина пластична, песок разрушается, не держит форму.
Воспитатель: вот, ребята, какое замечательное письмо мы с вами создали для нашего друга , и сейчас мы запечатаем его в конверт и отправим профессору Чайникову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такие разные и такие похожие
Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...
Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )
Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....
Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"
Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....
"Такие разные и такие похожие"
Такие разные и такие похожиеНе всегда дети наследуют черты характера родителей, скорее, наоборот. Да и между собой братья и сестры часто бывают столь не схожи, что остается только удивляться. Даже ког...
Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"
Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада....
Проект " Мы такие разные и такие похожие"
Цель проекта: Помочь детям осознать, что на планете Земля живут люди разных национальностей и Земля является общим домом для всех людей...
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...