Занятие по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: ЛИНЕЙКА
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: научить детей измерять длину и строить отрезки с помощью линейки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_femp_v_podgotovitelnoy_gruppe_lineyka_.docx | 954.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе.
Тема: ЛИНЕЙКА
Направление: познавательное
Цель: научить детей измерять длину и строить отрезки с помощью линейки
Задачи:
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, связную речь у детей и умение отвечать на вопрос полным ответом, расширять активный словарь;
- Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
- Развивать элементарные навыки самооценки.
Образовательные:
- учить детей с помощью линейки измерять длину предметов
- учить строить отрезки определенной длины
- формировать умение детей с помощью измерительных приборов измерять линейные величины, результаты измерения обозначать цифрами
Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников положительное отношение к школе.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе
- Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе, с помощью создания проблемной ситуации.
Методические приёмы: Наглядный, словесный, практический.
Наглядный материал: линейки, вырезанные геометрические фигуры, математические кубики.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что у меня в руке. Вы знаете, что это?
Дети: - Линейка.
Воспитатель: - Правильно! А для чего они нам нужны?
(Ответы детей…)
Воспитатель: - Конечно, линейкой строим прямые линии. Слово линейка образовано от слова «линия», «линеить», проводить линии. Вы правильно угадали. Но линейки бывают по материалу разные, вот у меня линейка деревянная, а какие ещё бывают, я прочитаю Вам сказку. (Воспитатель читает сказку, дети рассматривают линейки).
В стране Цифляндии, в небольшом старинном городке с названием Линейная Мера, жили-были линейки.
В их жизни не было ничего особенного: они много трудились, растили ребятишек, по воскресеньям ходили в местную церковь.
Справляли свои праздники, отмечали, порой, и траурные события.
У них всё было так, как бывает и у обычных людей.
Молодые линейки, особенно дамы, любили пощеголять стройными фигурами, блестящими поверхностями и красивыми подписями своих делений.
У молодых это получалось легко – они были новенькие, крепкие, пластмассовые!
А старички – те были из дерева.
Многие пожилые линейки за свои долгие трудовые годы искривились, местами потрескались, их деления и подписи стёрлись и стали бледными, а кое-где и вовсе не читались.
Жили в том городке и две металлические линейки.
Одна из них работала мэром города и была по-настоящему стальной, за что её очень уважали.
Вторая служила в церкви священником.
У этой линейки был мягкий добрый характер, но твёрдые убеждения!
Сделана она была из сплава серебра и золота, и её шкала была размечена особенно точно!
Поговаривали, что шкалу выверял сам Эталонный Метр!
А ещё в том городе жила одна удивительная особа.
Её тело было полупрозрачным, и поэтому она выглядела лёгкой, почти воздушной.
У неё было красивое и вполне подходящее к её внешности имя: Дюймовочка!
Основным занятием линеек являлось производство линейных измерений.
Это было очень важное для линеек производство! И они относились к своей работе с должным прилежанием.
Однако были и такие, что ленились. Ленивые линейки прикладывались к измеряемому объекту не так, как нужно, в результате чего их измерения получались не особенно точными.
Что же измеряли линейки?.. А буквально всё!
Всё, что было вокруг них: дома, деревья, птичек на деревьях, коров на лугу, облака на небе, солнце, и даже звёзды!..
Результаты своих измерений линейки записывали в отчёты. Записывали и прозой, и стихами!
Например, такими:
восемь, два, ноль, семь
девять, пять, три, семь
точка, двойка, единичка
вот такой размер водички!
Примерно такие отчёты составляли линейки-мужчины, и отчёты у них обычно бывали скучноватыми.
А у линеек-дам отчёты получались намного интереснее - например, так:
девять, девять… снова девять!
два, два, два!.. пять, пять, пять!
мне тебя не перемерить -
можно только целовать!
Как видите, с точностью в женских отчётах было похуже...
Но зато их довольно интересно было читать!
Точность измерений являлась главной темой разговоров жителей этого городка. Они частенько занимались тем, что сравнивали свои отчёты об измерениях одного и того же объекта.
Находили отличия и горячо спорили о том, у кого получилось правильнее.
Порой такие споры становились настолько горячими, что спорщики, забыв о предмете спора, начинали измерять друг друга, сближаясь и совмещая свои шкалы.
В таких горячих спорах мужчины обычно вели себя по-рыцарски - они сходились один на один и обменивались скупыми, но крепкими, репликами:
Четыре по четыре!
Три по шесть!
Девять минус девять!
- Сам такой!
В отличие от мужчин, женщины любили дебатировать группами.
Соберутся в плотную компанию, и только слышишь из этой кучи-малы:
Вот ты мне ответь – почему у тебя так!
Ни почему!.. У меня так измерялось!
А дети?.. Что дети здесь почерпнут?
Истину!.. Что ноль равен бесконечности – вот!
Ха, и об этом ты хочешь поведать малышам?!.. Бесстыжая!!
А у тебя деления потускнели!.. Ты их подкрашиваешь, подкрашиваешь!!
У меня-то потускнели?!.. Вруша!!
Ну, и так далее.
Интересно, конечно, слушать беседы дам, но рассказ не об этом.
Дюймовочка, о которой я сказал раньше, никогда не участвовала в женских спорах-разговорах.
Да никто и не хотел с ней особо-то разговаривать.
Всё дело в том, что отчёты Дюймовочки были такими странными - не точными совсем - что ничего кроме улыбок и смеха у жителей города они не вызывали. Некоторые даже специально подтрунивали над Дюймовочкой – бывало, говорят ей:
Ей, а измерь-ка длину вон той кошки!
Услышав ответ Дюймовочки, что длина кошки – пятнадцать с половиной, спрашивающие хватались от смеха за животики, приговаривая:
Да пятнадцать – это же котенок!.. А тут и на глаз видно, что около сорока!!..
Первое время Дюймовочка обижалась на такие насмешки, но постепенно привыкла и перестала обращать на них внимание.
Она помаленьку занималась своими измерениями, составляла отчёты, а если кто-то вновь над ней подтрунивал, то просто улыбалась в ответ.
Хотя, конечно, и грустила.
Грустила оттого, что она такая вот странная - совсем непохожая на остальных.
И никто в том городке не мог подсказать Дюймовочке, что её шкала была разбита не на сантиметры, как у всех.
А на дюймы!
И что умение малыми числами.
Краткими словами!
Рассказать о большом, о многом.
Дано далеко не каждому.
Воспитатель: — На линейке есть коротенькие полосочки, затем длиннее, затем цифра, снова полосочки. А всё для того, что с помощью линейки можно измерять.
Линейка- математический прибор, инструмент приспособление для чего, как думаете?
-для построения, т.е. чтобы начертить прямые линии
Какие прямые линии можно начертить с пом.линейки? ЛУЧ, ПРЯМАЯ, ОТРЕЗОК
Ребята, возьмите пожалуйста в руки линейки, посмотрите, потрогайте. Что вы можете сказать о ней, какая она.
Что вы видите на линейках?
Как они расположены?
Какое первое число? (последнее?)
Между числами 0 и 1, 2и 3 что вы видите?
К нам сегодня в гости пришли 3 линейки, сейчас мы и узнаем какие.
1.Задание. Посчитаем цифры от 0 до 20.
Воспитатель: - Вот линейка готова. Ребята, а давайте посчитаем, что у нас получилось, обратный счёт.
2.Задание Первая линейка металическая.
На одной полянке жили весёлые паучки. Каждое утро они плели свою паутину. А старый паук, Юк с помощью металлической линейки измерял её длину. Давайте поможем пауку Юку измерить длину вертикально паутинки и найти кубик с этой цифрой (6), а теперь измерим горизонтальную паутинку и найдём кубик с этой цифрой (4)----------, что нужно сделать чтобы узнать на сколько вертикальная паутинка длиннее горизонтальной?
(решить пример, 6-4=2)-проверяем.
Для точных измерений существуют единицы измерений длины-одна из них-см. Это длина между одним числом и другим. Т.е. расстояние между числами, расположенными рядом- 1 см. Т.е. числа на линейке- это шкала, которые показывают количество см. Измерять нужно с самого начала, совместив 0 с началом линии и посмотреть, с каким числом совпадает конец линии- столько см. длина линии. Измеряем ......выполняем, сравниваем (Дети измеряют линейками и находят паутинку паучков.)
Как вы думаете, какой отрезок длинный, а какой короткий? Как доказать? Сейчас мы научимся точно измерять наши отрезки при помощи линейки. Для того, чтобы измерить длину отрезка с помощью линейки, надо один край совместить с отметкой 0, и посмотреть, на какой отметке находится другой край отрезка.
3 Задание Вторая пластиковая.
А сейчас с помощью пластиковой линейки мы узнаем, как паучки находили дорогу в свой домик. У каждого паучка на животе есть цифра, которая соответствует высоте его домика.
Домики будем измерять прикладывать линейку вертикально.
Все домики можно измерить линейкой?
Всели домики одинаковые?
Проверяем друг у друга.
Измерить части и выложить из кубиков цифру. Выполняем. Проверяем…
Физминутка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
4Задание Третья линейка деревянная.
3. Как хорошо работают лапки паучков, да и наши пальчики не хуже.
Давайте с помощью деревянной линейки узнаем, а у всех ли указательный палец одинаковый длины. (измеряют, находят кубик с данной цифрой и ставят на указательный пальчик рисунка)
Вот и кончилась игра,
Деткам отдохнуть пора.
Рефлексия. Ребята, вам было сложно сегодня на занятии? Какое задание было самым сложным? Какое было самым простым? Какое задание понравилось больше всего?
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы с вами сегодня многое узнали. Пришло время заканчивать наши познания о линейке. Но мы с ней не прощаемся, а говорим – до свидания. Ведь теперь мы с линейкой и дальше будем дружить. До свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Подготовимся испечь разное печенье»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"3231761","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Занятие по ФЭМП в подготовительной группеТема: «П...
Конспект открытого просмотра занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «В гости к царю - Считаю»
В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных особенностей дошкольников. В игровой форме дети закрепляют знание последовательности чисел в пределах 10; знание состава числа 7...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема:"Математический аукцион".
Используя метод соревнования, совершенствовать знания и умения детей в решении задач и примеров, выполнении логических заданий....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Научим Незнайку считать»
Конспект занятия по ФЭМП с детьми 6-7 лет на закрепление пройденного материала...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в математическую галактику».
Рекомендуется для воспитателей подготовительной группы....
Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе, тема занятия «Путешествие на остров чудес»
Автор: Перепелкина Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №68 , г. Энгельс.Цели занятия:Обобщить знания, полученные в течение года.Программное содержание:Обучающие задачи:Продолжать учить детей составля...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».
Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...