ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАЗВИВАЙКА»
рабочая программа по математике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_po_matematike_razvivayka_gaysina.docx | 62.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
заведующий МАДОУ
детский сад №25 г.Туймазы
___________Валеева Э.М.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАЗВИВАЙКА»
возраст детей от 4 до 5 лет
срок реализации: 7 месяцев
Разработала:
Воспитатель: Гайсина А.Ф.
Принято на педагогическом совете:
Протокол № ____ от______2024г.
ТУЙМАЗЫ, 2024 год
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………..………………….. 3
- Достоинства использования данной программы …………………………. 3
- Актуальность, педагогическая целесообразность………………………… 3
- Цели и задачи программы………………………………….……………….. 4
- Отличительная особенность программы…………………………………….5
- Основными принципами содержания программы являются……....………5
- Краткая характеристика структуры программы……………………………6
- Методы …………………………………………………………………….…. 6
- Ожидаемые результаты освоения программы ……………………………. 6
- В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения………………………………………………….7
- Оценочный блок ……………………………………………………………….7
- Материально – техническое оснащение ……………………..………………7
- Учебно-тематический план «Развивайка» …………………………………….7
- Список детей посещающих кружок «Развивайка……………………………..8
- Диагностика усвоения детьми программы «Развивайка» ………………….. 9
- Список литературы ………………………………………………………….11
- Календарно – тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений………………………………………………12
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию элементарных математических представлении составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу –«Развитие элементарных математических представлении», требовании к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуем в дошкольном образовательном учреждении с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е .Веракцы, Т.С.Комаровы, Н.А. Васильевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и приоритетного направления работы ДОУ по развитию когнитивных процессов дошкольников.
Достоинства использования данной программы
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления,
интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к
собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно
оценивать ее результаты.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших школьников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим возникла проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Цель программы
В предлагаемой программе основная цель: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи программы:
Образовательные:
Способствовать формированию умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.). Способствовать формированию умения понимать правила игры и следовать им.
Развивающие:
Содействовать развитию мыслительных операций:
- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
- сравнение свойств предметов;
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
- распределение предметов в группы по выбранному свойству;
- синтез на основе выбранной структуры;
- конкретизация;
- классификация;
- аналогия.
Содействовать развитию вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Содействовать развитию речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Способствовать увеличению объема внимания и памяти.
Способствовать формированию произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, видеть себя глазами окружающих.
Воспитательные:
Способствовать формированию мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Отличительной особенность дополнительной общеобразовательной программы «Развивайка» является то, что она помогает связать между собой занятия по развитию речи единым сюжетом общей темой.
Основными принципами содержания программы являются:
Принципы программы:
- принцип психологического комфорта – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип деятельности – новое задание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми;
- принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически представляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Краткая характеристика структуры программы
- Программа рассчитана на 7 месяцев на детей дошкольного возраста 4-5 лет.
- Занятия начинают проводиться с октября по апрель месяц.
- Количество занятий: 2 раза в неделю (вторник, пятница ), 57 в год.
Возраст детей | Продолжительность занятия |
4-5 лет | 20 минут |
Форма проведения: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Методы:
- словесные (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- практические (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- наглядные (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакат, фото),
- Игравой метод обучения подкрепляется приемом дидактической игры
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу года основным результатом должно стать продвижение в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей (исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль), в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом).
В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:
Дети научатся выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру; в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, находить «лишний» предмет; считать в пределах 8 в прямом порядке; соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов; сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.), определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта; узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Оценочный блок:
В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).
Материально – техническое оснащение: столы, стулья, дидактические и методические материалы, ноутбук, мультимедийный проектор, рабочие тетради.
Учебно-тематический план.
№ занятия | Тема | Кол-во занятий |
№ 1 | Числа и цифры 1 и 2. | 1 |
№ 2 | Число и цифра 3. | 1 |
№ 3-4 | Повторение. | 2 |
№ 5-6 | Раньше, позже. | 2 |
№ 7-8 | Счет до четырех. Число и цифра 4. | 2 |
№ 9-10 | Квадрат. | 2 |
№ 11-12 | Куб. | 2 |
№ 13-14 | Вверху, внизу. | 2 |
№ 15-16 | Сравнение по ширине. | 2 |
№ 17-18 | Счет до пяти. Число и цифра 5. | 2 |
№ 19-20 | Овал. | 2 |
№ 21-22 | Внутри, снаружи. | 2 |
№ 23-24 | Впереди, сзади, между. | 2 |
№ 25 | Пара. | 1 |
№ 26-27 | Прямоугольник. | 2 |
№ 28-29 | Числовой ряд. | 2 |
№ 30-31 | Ритм (поиск и составление закономерностей). | 2 |
№ 32-33 | Счет до 6. Число и цифра 6. | 2 |
№ 34-35 | Порядковый счет. | 2 |
№ 36 | Сравнение по длине. | 1 |
№ 37-38 | Счет до 7. Число и цифра 7. | 2 |
№ 39-40 | Повторение: числа и цифры 1-7. | 2 |
№ 41-42 | Сравнение по толщине. | 2 |
№ 43-44 | Сравнение по высоте. | 2 |
№ 45-46 | План (карта путешествий). | 2 |
№ 47-48 | Счет до 8. Число и цифра 8. | 2 |
№ 49-50 | Сравнение по длине, ширине и толщине. | 2 |
№ 51-52 | Цилиндр. | 2 |
№ 53-54 | Конус. | 2 |
№ 55-56 | Призма и пирамида. | 2 |
№ 57 | Геометрические тела. | 1 |
Список детей посещающих кружок «Развивайка».
№п/п | ФИО ребенка |
Галиуллина Лейсан Ильдаровна | |
Гарифуллина Самина Дамировна | |
Севастьянов Артем Витальевич | |
Ризванов Мансур Марселевич | |
Шакурова Раяна Ильмировна | |
Шавалиев Эрмин Эльвирович | |
Шарипов Карим Динарович | |
Шафикова Амина Рустамовна |
Диагностика усвоения детьми программы «Развивайка»
(разработана на основе программы «Игралочка» Петерсона Л.Г. для детей 4-5 лет)
Что изучаем | Дидактические игры и упражнения | Содержание диагностических заданий | Критерии и оценка заданий |
Умение считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего» МАТЕРИАЛ: яблоки | Упражнение «Посчитай» | Инструкция: перед тобой на столе лежат яблоки, посчитай вслух и скажи сколько всего яблок находится на столе? | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки 1 балл – ребенок не справляется с заданием |
Умение сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения МАТЕРИАЛ: большой и маленький кубик, рисунок высокого и низкого дома, длинную и короткую ленточку, одинаковые шарики. | Упражнение «Сравни предметы» | Инструкция: посмотри внимательно на предметы и сравни их. - какие кубики? (разные) - один какой? (большой) - другой? (маленький) Аналогично с другими предметами и картинками. | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки 1 балл – ребенок не справляется с заданием |
Умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия. МАТЕРИАЛ: плоскостные и объемные фигуры круга, квадрата, треугольника, шара, куба. | Упражнение «Назови фигуру» | Инструкция: посмотри на фигуру. - какая это геометрическая фигура? (как она называется?) Аналогично с другими геометрическими фигурами. - чем отличается шар и круг? - куб и квадрат? - треугольник и квадрат? - круг и квадрат? | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки 1 балл – ребенок не справляется с заданием |
Умение определять части суток МАТЕРИАЛ: картинки с изображением частей суток | Беседа по картинке | Вопросы: - посмотри на картинку, какая часть суток здесь изображена? (утро) - почему ты так решил? | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки 1 балл – ребенок не справляется с заданием |
Умение определять направление от себя (справа, слева, вперёди, сзади, внизу) | беседа по картинке | Вопросы: - посмотри на картинку, что находится справа? (слева, внизу, перед, сзади) | 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки 1 балл – ребенок не справляется с заданием |
Сформировано – 11-15 баллов
На стадии формирования – 6-10 баллов
Не сформировано – 5 баллов
Список использованной литературы.
- Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Математика. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М., Ювента, 2014.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. – М., Ювента, 2015.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. Изд. 4-е, доп. и перераб. – М., Ювента, 2015.
Календарно – тематическое планирование
по развитию элементарных математических представлений.
Октябрь | |
№ 1 . Тема: Числа и цифры 1 и 2. Цель: Познакомить с цифрами 1 и 2, способствовать формированию умения соотносить цифры 1 и 2 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); Способствовать закреплению счета до двух, умения сравнивать группы предметов по количеству, используя числа; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности. | Д/игры: «Зайцы», «Посылка для зайчат», «По городу на машине», «На почте», «Наведи порядок», «Потанцуем». |
№ 2 .Тема: Число и цифра 3. Цель: Познакомить с цифрой 3, способствовать формированию умения соотносить цифру 3 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); Способствовать закреплению представлений о круге и треугольнике, счет до трех, умения выделять и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность, умения сравнивать группы предметов по количеству, используя счет; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и классификацию, развивать внимание, речь, воображение, вариативное логическое мышление, творческие способности, способствовать формированию опыта самоконтроля. | Д/игры: «Деление на бригады», «Строители», «Гараж», «Ремонт». |
№ 3-4. Тема: Повторение Цель: Актуализировать знания детей по теме «Числа от 1 до 3», представления о геометрических фигурах, равнение предметов по длине, изученные пространственные отношения; Выявить уровень сформированности умений считать до трех, соотносить цифры 1-3 с количеством, различать геометрические фигуры по форме, сравнивать численность групп предметов с помощью счета, ориентироваться на плоскости; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, сформировать опыт самоконтроля и выявления причины ошибки. | Д/игры: «Пересчитай предметы», «На катке», «Найди пару», «Нарисуй картину», «Найди лишнее». |
№ 5-6. Тема: Раньше – позже. Цель: Уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» - «позже» («сначала» - «потом»), тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный ряд по данным временным отношениям; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); Способствовать закреплению умения использовать в игровой деятельности понятия «один» и «много», умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар; Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственную ориентацию. | Д/игры: «Фотографии», «Назови правильно», «Дикие - домашние», «Разложи по порядку», «Раньше - позже». |
№ 7-8. Тема: Счет до четырех. Число и цифра 4. Цель: Способствовать формированию представления о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру 4 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыта преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счетных умений, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерность чередования фигур, отличающихся цветом; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. | Д/игры: «Нарядим елку», «Новый год», «Уберем игрушки», «Найди подарок», «Выложи узор». |
Ноябрь | |
№ 9-10. Тема: Квадрат. Цель: Способствовать формированию представления о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов), познакомить с некоторыми свойствами квадрата; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыта преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счета до четырех, представления о круге и треугольнике, умения определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине; Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности. | Д/игры: «Назови магазин», «Вывеска», «Квадрат», «Полоски», «Поездка на автобусе». |
№ 11-12. Тема: Куб Цель: Способствовать формированию представлений о кубе и некоторых его свойствах, умения распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); Способствовать закреплению представлений об изученных фигурах, счета до четырех, умения определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по высоте; Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. | Д/игры: «Покупка подарка», «Построй дом», «Фотоателье», «Фотографы», «Найди предмет». |
№ 13-14. Тема: Вверху, внизу. Цель: Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения; Способствовать закреплению счета в пределах 4, умения соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умения распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов; Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, фантазию, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля. | Д/игры: «Найди свое место», «Расставь посуду», «Наведи порядок», «Накрой на стол», «Что где?». |
№ 15-16. Тема: Сравнение по ширине. Цель: Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий»; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); Способствовать закреплению счетных умений, умения определять, называть и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность чередования фигур по форме; Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление. | Д/игры: «На другой берег», «Одеяла», «Спят усталые игрушки», «Полотенца». |
№ 17 Тема: Счет до пяти. Число и цифра 5. Цель: Способствовать формированию представления о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыта преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счетных умений, умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умения сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. | Д/игры: «Билет на поезд», «Отдых в лесу», «По ягоды», «Ягодка для мамы», «Вкусные ягоды». |
Декабрь | |
№ 18. Тема: Счет до пяти. Число и цифра 5. Цель: Способствовать формированию представления о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыта преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счетных умений, умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умения сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. | Д/игры: «Билет на поезд», «Отдых в лесу», «По ягоды», «Ягодка для мамы», «Вкусные ягоды». |
№ 19-20. Тема: Овал. Цель: Способствовать формированию представления об овале, умения распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыта преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счета до пяти, умения определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности. | Д/игры: «Билет на поезд», «Отдых в лесу», «По ягоды», «Ягодка для мамы», «Вкусные ягоды». |
№ 21-22. Тема: Внутри, снаружи. Цель: Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи; Способствовать закреплению представлений об овале, счетных умений в пределах пяти, умения соотносить цифру с количеством предметов, определять, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру; Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, мелкую моторику рук и мимику лица. | Д/игры: «Посадка в поезд», «Мы едем, едем, едем…», «Наведем порядок», «Положи в коробку», «Поезд», «На полянке». |
№ 23-24. Тема: Впереди, сзади, между. Цель: Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи; Способствовать закреплению пространственных отношений «справа» - «слева», закон сохранения количества, счетных умений в пределах пяти, умения соотносить цифру с количеством, определять, называть и сравнивать свойства предметов, умения упорядочивать предметы по заданному признаку, представлений о круге, квадрате и треугольнике; Тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, пространственные представления, фантазию, воображение, творческие способности, опыт самоконтроля и взаимоконтроля. | Д/игры: «Дорога к платформе», «Поезд», «Репка», «Что изменилось?», «Найди пару», «Художники». |
№ 25. Тема: Пара. Цель: Уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); Способствовать закреплению счетных умений, геометрических и пространственных представлений, умения определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине; Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, инициативность, сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок. | Д/игры: «Собираемся на каток», «На катке», «Подбери лыжи», «Холодно», «Найди варежку». |
Январь | |
№ 26-27. Тема: Прямоугольник. Цель: Способствовать формированию представления о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закреплению умения преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению геометрических и пространственных представлений, счета до 5, умения соотносить цифру с количеством умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, развитию внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, фантазии, воображения, смекалки, логического мышления, творческих способностей. | Д/игры: «Билеты в театр», «Прямоугольник и квадрат», «Тропинка», «Подбери по форме». |
№ 28-29. Тема: Числовой ряд. Цель: Способствовать формированию представления о числовом ряде, закрепить умение считать до 5, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Способствовать закреплению представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения и аналогии, развитию внимания, речи, логического мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, формированию опыта самоконтроля. | Д/ игры: «Домики», «Прятки», «Велосипед», «Клумбы». |
№ 30-31. Тема: Ритм (поиск и составление закономерностей) Цель: Способствовать формированию представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); Способствовать закреплению изученных геометрических фигур, закреплению умения определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения и аналогии, развитию памяти, внимания, речи, фантазии, воображения, логического мышления, творческих способностей, формированию опыта самоконтроля. | Д/игры: «Художники», «В разном ритме», «Орнаменты» , «Найди пару», «Выложи орнамент». |
№ 32-33. Тема: Счет до шести. Число и цифра 6. Цель: Способствовать формированию представление о числе и цифре 6 умение считать до 6 и обратно. Соотносить цифру 6 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счетных умений, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умения сравнить группы предметов по количеству используя счет и составление пар, умение сравнивать предметы по высоте; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, развитию внимания, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей, формированию опыта самоконтроля. | Д/игры: «Прогулка в лес», «Лесорубы», «Посади дерево», «Вместе веселей». |
Февраль |
№ 34-35. Тема: Порядковый счет. Цель: Способствовать формированию представления о порядковом счете, закрепить умение считать до 6, умение соотносить цифры 1-6 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Способствовать закреплению умения определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения, развитию внимания, речи, двигательной памяти, воображения, логического мышления, творческих способностей, формированию опыта взаимоконтроля. | Д/игры: «В магазине», «Кубики», «Самый быстрый», «Найди свое место». |
№ 36 Тема: Сравнение по длине. Цель: Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Способствовать закреплению умения определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до 6, порядок следования цифр 1 – 6; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и аналогии, развитию внимания, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей, формированию опыта самоконтроля и взаимоконтроля. | Д/игры: «На улице», «В магазине», «Числовой ряд», «Покупка лент». |
№ 37-38. Тема: Счет до семи. Число и цифра 7. Цель: Способствовать формированию представления о числе и цифре 7, умение считать до 7 и обратно, соотносить цифру 7 с количеством; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению геометрических представлений, счетных умений, умения выделять и сравнивать свойства предметов по количеству умение видеть и продолжать закономерность; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, развитию памяти, внимания, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей, инициативности. | Д/игры: «Гости», «Колпачки», «Цветы для Белоснежки», «Сделай бусы». |
№ 39-40 Тема: Повторение: числа и цифры 1–7. Цель: Способствовать закреплению умения считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1 -7 с количеством находить место числа в числовом ряду; Способствовать закреплению представления о сохранении количества, умение распознать форму геометрических фигур, упорядочивать группу предметов по длине; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, развитию внимания, памяти, речи, воображения, мелкой моторики рук, сформировать опыт контроля. | Д/игры: «Цветик - семицветик», «Засели жильцов в дома», «Подбери ключи», «Сравни по длине». |
№ 41. Тема: Сравнение по толщине. Цель: Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнить предметы по толщине; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Способствовать закреплению счетных умений, умения определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и аналогии, развитию внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей | Д/игры: «Строим теремок», «В лесу», «Лавочки». |
Март | |
№42. Тема: Сравнение по толщине. Цель: Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнить предметы по толщине; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Способствовать закреплению счетных умений, умения определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и аналогии, развитию внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления, творческих способностейолщине. | Д/игры: «Строим теремок», «В лесу», «Лавочки» |
Апрель | |
№ 43-44. Тема: Сравнение по высоте. Цель: Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер; Способствовать закреплению умения сравнивать численность групп предметов двумя способами, представление о числовом ряде, прямой и обратный счет до 7, умение определять и называть свойства предметов; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и аналогии, развитию внимания, речи, воображения, вариативного и логического мышления, самостоятельности, коммуникативных умений. | Д/игры: «Подбери дома», «Деление на команды», «По росту – становись!», «Сруби елку». |
№ 45-46. Тема: План (карта путешествий). Цель: Способствовать формированию умения ориентироваться по элементарному плану. Правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Способствовать закреплению умения определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, развитию внимания, речи, воображения, вариативного и логического мышления, фантазии, творческих способностей. | Д/игры: «Покупка билета», «Спектакль», «Деление на пары», «За грибами»,«На озере». |
№ 47-48. Тема: Счет до восьми. Число и цифра 8. Цель: Способствовать формированию представления о числе и цифре 8, умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством; Способствовать формированию опыта целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения и аналогии, развитию памяти, внимания, речи, фантазии, воображения, логического мышления, сформировать опыт самоконтроля. | Д/игры: «Как зовут короля», «Кто поедет на бал», «Кавалеры и дамы», «Обед в замке», «Танцуют все!», «Цветы для мамы». |
№ 49-. Тема: Сравнение по длине, ширине и толщине. Цель: Способствовать закреплению умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине; Способствовать закреплению порядкового счета до 8, знание цифр 1 – 8; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа и сравнения, развитию памяти, внимания, речи, логического мышления, фантазии, воображения. | Д/игры: «Найди собак», «Поездка в магазин», «Коврики для собак». |
№50 Тема: Сравнение по длине, ширине и толщине. Цель: Способствовать закреплению умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине; Способствовать закреплению порядкового счета до 8, знание цифр 1 – 8; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа и сравнения, развитию памяти, внимания, речи, логического мышления, фантазии, воображения. | |
№ 51-52. Тема: Цилиндр. Цель: Способствовать формированию представления о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счета до 8, умения выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умения соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, развитию внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей. | Д/игры: «Магазин», «Грузчики», «Расставь по местам», «Фотографы», «Найди паспорт». |
№ 53-54. Тема: Конус. Цель: Способствовать формированию представления о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Способствовать закреплению умения выделять и называть свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умения соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения, развитию внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей. | Д/игры: «Отгадай, кто я?», «Необычный детский сад», «Найди похожие предметы», «Фотографы». |
№ 55-56. Тема: Призма и пирамида. Цель: Способствовать формированию представления о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур; Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Способствовать закреплению счетных умений в пределах 8, представления об изученных геометрических фигурах, умения выделять и называть свойства предметов, соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, умения ориентироваться в пространстве; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, развитию внимания, памяти, речи, воображения, фантазии, логического мышления, творческих способностей. | Д/игры: «В стране геометрических фигур», «Слева, справа», «Найди пару», «Найди паспорт». |
№ 57. Тема: Геометрические тела. Цель: Способствовать закреплению представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане - карте; Способствовать закреплению порядкового счета, представления о числах и цифрах 1 – 8, тренировать умение соотносить цифру с количеством; Способствовать тренировке мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, развитию внимания, памяти, речи, воображения, фантазии, формированию опыта контроля и самоконтроля. | Д/игры: «Переход через болото», «Помоги ежу», «Спасение жителей геометрической страны», «Поиск обратной дороги». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивайка"
Программа "Развивайка" направлена на развитие логического мышления старших дошкольников в условиях кружковой работы с детьми.Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необх...
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет
Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...
2021г. Развивайка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
2022г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
Направленность данной программы социально-педагогическая, а реализуется она через игру. А игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, основной источник получения всех необходимых ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности ("Развивайка")
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучен...