Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивайка"
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) по теме
Программа "Развивайка" направлена на развитие логического мышления старших дошкольников в условиях кружковой работы с детьми.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа "Развивайка" | 214.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
Возрастные особенности детей 6-7 лет……………………………………….4
Объём и срок освоения программы………………………………………....6
Особенности организации образовательного процесса…………………...6
- Цель и задачи программы……………………………………………….…7
1.3 Содержание программы……………………………………………………7
Учебный план………………………………………………………………...…8
1.4 Планируемые результаты развития интеллектуальной сферы детей
6-7 лет…………………………………………………………………………..20
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
- Календарный учебный график……………………………………….....…21
- Условия и реализация программы……………………………………...…22
- Форма отчетности…………………………………………………….…….22
- Методические материалы……………………………………...…….……23
- Список литературы…………………………………………………….…..23
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
- Образовательная программа дошкольного образования филиала №2 «Солнышко» МДОУ д/с «Родничок» с.Турочак.
Содержание программы определяется в рамках социально-педагогической направленности.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Адресат программы. Программа предназначена для работы с детьми 6 – 7 лет.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Анатомо-физиологические особенности.
В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. В среднем рост ребенка от 113 см до 122 см, а вес от 21 кг до 25 кг.
Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие психических процессов.
Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Возрастные особенности:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Восприятие продолжает развиваться.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.
Воображение. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период – сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Объём и срок освоения программы.
Программа «Развивайка» для детей 6-7 лет рассчитана на 1 год обучения (29 учебных недель). Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Вид деятельности | Количество учебных месяцев | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Длительность занятий |
Диагностика | 2 (сентябрь, май) | 1 | 4 | 8 | 30 мин. |
Образовательная деятельность | 7 | 1 | 4 | 29 | 30 мин. |
Формы работы с детьми: очная, групповая, подгрупповая.
В условиях дошкольного образовательного учреждения присущи все вышеперечисленные формы работы с детьми. Комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий, а также максимального взаимодействия в группе, то возможны деления детей на подгруппы. Поэтому количество детей в группе может быть 25 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе, а в подгруппе до 10.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логикум» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.
Время, отведенное для работы в режиме дня данной возрастной группы не должно превышать 30 минут. Дополнительная образовательная деятельность проводится каждый вторник во вторую половину дня.
Технологии работы: игра дидактическая, развивающая, игра-путешествие, решение логических задач, задания на сравнение, внимание, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, графический диктант.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы. Развитие у детей логического мышления используя игровые технологии.
Задачи
1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
1.3 Содержание программы
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключение. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
Учебный план
Месяц | Неделя | Содержание занятий | Материал к занятию | Количество часов | |||||
Октябрь | 1-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: учить детей искать общие признаки у предметов, развитие способности сравнивать.
Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр. 13; Картотека «Загадки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.20; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.64. | 1 | |||||
2-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: формирование умения сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия.
Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.14 Картотека «Загадки»; Картотека «Найди отличия». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.66. | 1 | ||||||
3-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.14;
Картотека «Загадки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.24; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.67. | 1 | ||||||
4-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.14; Картотека «Загадки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.26; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.68. | 1 | ||||||
Ноябрь | 1-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов, сравнивать и классифицировать.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие умения сравнивать предметы, находить отличительные черты.
Цель: способствовать активизации внимания, наблюдательности, умения сравнивать фигуры. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.44; Картотека «Загадки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.27; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.134. | 1 | |||||
2-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения сравнивать, находить черты сходства.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, умения выделять в предметах наиболее существенные признаки и свойства предметов.
Цель: уточнить представление о форме фигур посредством решения задач на классификацию.
Цель: закреплять умение находить существенные признаки предметов, сравнивать их между собой. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.28; Картотека «Загадки»; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.86; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.46. | 1 | ||||||
3-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения сравнивать, находить черты сходства и различия.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: способствовать активизации внимания, наблюдательности, умения сравнивать фигуры.
Цель: закрепление умения объединять и называть одним словом. Развитие внимательности, мышления. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.30; Картотека «Загадки»; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.94, №1; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.48. | 1 | ||||||
4-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения сравнивать, находить черты сходства.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, умения составлять загадки..
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать.
Цель: развитие мышления, умения классифицировать, обобщать. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.32; Картотека «Загадки»; Картотека «Найди закономерность и продолжи ряд». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.48. | 1 | ||||||
Декабрь | 1-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие умения сравнивать, развитие внимания, памяти, восприятия.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие конструктивной деятельности, внимания и зрительно-моторной координации.
Цель: развитие умения находить общие и различные свойства предметов, сравнивать их и объединять в группы. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.34; Картотека «Загадки»; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.95; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.49. | 1 | |||||
2-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать.
Цель: развитие умения сравнивать, развитие внимания, памяти, восприятия.
Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать по переменному признаку.
Цель: развитие конструктивной деятельности, внимания и зрительно-моторной координации. | Картотека «Развивалки»; Картотека «Найди закономерность и продолжи ряд». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.37; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.52; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.96. | 1 | ||||||
3-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: способствовать развитию восприятия, внимания, умения сравнивать.
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.
Цель: развитие умения подбирать слова, противоположные по смыслу. | Картотека «Развивалки». Картотека «Загадки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.39; Картотека «Графические диктанты», №1. Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.52. | 1 | ||||||
4-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: способствовать развитию восприятия, внимания, умения сравнивать.
Цель: развитие восприятия, внимания, аналитических и синтетических умений.
Цель: формирование понятия у детей о том, что представители какого – либо рода имеют общие, присущие только ему признаки. | Картотека «Развивалки». Картотека «Загадки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.40; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.113; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.53. | 1 | ||||||
Январь | 2-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие умения добавлять недостающую фигуру на основе анализа простого логического лада.
Цель: формирование понятия у детей о том, что представители какого – либо рода имеют общие, присущие только ему признаки.
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания. | Картотека «Развивалки». Картотека «Загадки». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.131; Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.54. Картотека «Графические диктанты», №2. | 1 | |||||
3-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ. 4.Логические задачи. Упражнение №1,2. Цель: активизация внимания, наблюдательности, умения сравнивать предметы. 5. «Небылицы». Цель: развитие у детей умения отмечать нелогичные ситуации, внимание. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.54; Картотека «Загадки». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.133; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.59. | 1 | ||||||
4-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках. 3. «Пословицы». Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения. 4. Графический диктант. Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.56; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.61. Картотека «Графические диктанты», №3. | 1 | ||||||
Февраль | 1-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие критичности мышления.
Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.57; Картотека «Загадки». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.148; Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.62.
| 1 | |||||
2-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения. 5. Графический диктант. Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.58; Картотека «Загадки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.63; Картотека «Графические диктанты», №4. | 1 | ||||||
3-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие мышления, воображения, памяти, умения подбирать слова по смыслу.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения. 5. Задание «Продолжи ряд, сохранив закономерность». Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.65; Картотека «Загадки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.64; Картотека «Продолжи ряд, сохранив закономерность». | 1 | ||||||
4-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: закрепление знаний о пространственных представлениях.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.66; Картотека «Загадки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.79; Картотека «Графические диктанты», №5. | 1 | ||||||
Март | 1-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: закреплять умение определять количественные и качественные отношения.
Цель: развитие логического мышления.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.70; А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.136; Картотека «Загадки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.80. | 1 | |||||
2-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля
Цель: закрепление знаний о длинных и коротких предметах.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие логического мышления, сообразительности.
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.84; Картотека «Загадки». Картотека «Ребусы». Картотека «Графические диктанты», №6. | 1 | ||||||
3-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: закрепление знаний о понятиях «ниже – выше».
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие логического мышления.
Цель: развитие мышления, воображения. | Картотека «Развивалки». Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.80; Картотека «Загадки». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.140, №1,2. Картотека «Развитие познавательной сферы». | 1 | ||||||
4-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: формирование умения выявлять характер логических связей и отношений между предметами, закреплять представления у детей об обобщающих словах.
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания. | Картотека «Развивалки». Картотека «Загадки». Картотека «Развитие познавательной сферы». Картотека «Графические диктанты», №7. | 1 | ||||||
Апрель | 1-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: развитие логического мышления, сообразительности.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие логического мышления.
Цель: развить логическое мышление, учить самостоятельно рассуждать, сопоставлять. | Картотека «Развивалки». Картотека «Ребусы». Картотека «Загадки». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.141, №1,2. Картотека «Развитие познавательной сферы». | 1 | |||||
2-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: закрепление знаний о качественных соотношениях предметов.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие логического мышления.
Цель: развитие воображения, мышления. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.91; Картотека «Загадки». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.141 (з); Картотека «Дорисуй фигуру». | 1 | ||||||
3-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: закрепление знаний о качественных соотношениях предметов.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие логического мышления. 5. Графический диктант. Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания. | Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.97;
Картотека «Загадки». А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.142; Картотека «Графические диктанты», №8. | 1 | ||||||
4-я |
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Цель: закрепление знаний о качественных соотношениях предметов.
Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать. 5.«Отгадаем вместе». Цель: продолжать учить детей понимать количественные и качественные отношения.
| Картотека «Развивалки»; Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.110; Картотека «Загадки». Картотека «Продолжи ряд, сохранив закономерность». Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.70; | 1 |
1.4 Планируемые результаты развития интеллектуальной сферы детей 6-7 лет
Анализ
Ребенок:
- умеет устанавливать причинно – следственные связи.
- умеет находить решение проблемных ситуаций.
- умеет формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
-умеет выстраивать аргументацию к своей позиции с учётом контраргументов.
- способен выполнять задания: «Найди девятое», «Логические цепочки» по трём и более признакам.
Зрительный синтез
Ребенок:
- способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений
Ребёнок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребёнок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
- Умение выстраивать серию из 8- 10 картинок.
- Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1Календарный учебный график
№ п-п | Месяц | Форма образовательной деятельности | Тема занятия (вид деятельности) | Количество часов |
1. | Октябрь | Групповая | Упражнение Игра Загадки Задания Логические задачи | 5 |
2. | Ноябрь | Групповая | Упражнение Игра Загадки Задания Логические задачи | 4 |
3. | Декабрь | Групповая | Упражнение Загадки Задания Логические задачи Графический диктант | 4 |
4. | Январь | Групповая | Упражнение Загадки Задания Логические задачи Графический диктант | 3 |
5. | Февраль | Групповая | Упражнение Загадки Задания Логические задачи Графический диктант | 4 |
6. | Март | Групповая | Упражнение Загадки Задания Логические задачи Графический диктант Игра | 4 |
7. | Апрель | Групповая | Упражнение Игра Загадки Задания Логические задачи Графический диктант | 5 |
2.2Условия и реализация программы
Образовательная деятельность в рамках данной программы проводится в помещении возрастной группы, которое оснащено необходимым оборудованием и пособиями.
При проведении образовательной деятельности используются:
- ТСО (ноутбук, музыкальный центр, проектор, экран);
- разработки занятий, игр;
- картотеки;
- медиотека;
- аудиовидеотека;
- фонотека и фильмотека;
• настольно-печатные игры;
• предметные игрушки;
• доска;
• цветные мелки;
• пластилин;
• краски, карандаши, фломастеры;
• писчая и цветная бумага;
• строительный материал;
• ковер.
2.3 Форма отчетности
- аналитический материал по итогам проведения диагностики (протоколы, диагностические карты);
- открытые занятия;
- журнал посещаемости;
- фото;
-грамота, диплом;
- творческая работа ребёнка.
2.4 Методические материалы
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логикум» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.
Время, отведенное для работы в режиме дня данной возрастной группы не должно превышать 30 минут. Дополнительная образовательная деятельность проводится каждый понедельник во вторую половину дня.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, упражнение, мотивация, убеждение, поощрение, стимулирование.
Формы организации образовательной деятельности: подгрупповая, групповая, очная. А так же: беседа, игра, упражнения, загадки, задания на внимательность, ребусы, графические диктанты.
Педагогические технологии:
-технологии группового обучения;
-технологии развивающего обучения;
-технологии проблемного обучения;
-технологии игровой деятельности;
-коммуникативная технология обучения;
-здоровьесберегающая технология;
-технология образа и мысли;
-ТРИЗ.
Дидактические материалы.
-раздаточный материал;
-схемы;
-игровые упражнения и задания;
-наглядный материал;
-картотека загадок;
-картотека ребусов;
-картотека «Развивалки»;
-диагностический инструментарий для проведения диагностики мышления.
2.5 Список литературы
- Белошистая, А. В. «Развитие логического мышления у дошкольников».- М.: Гуманитарный изд. ВЛАДОС, 2013. – 296 с.
- Веракса, А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-144с.
- Образовательная программа дошкольного образования филиала №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
- Тихомирова, Л. Ф. «Логика дети 5-7 лет», ЯРОСЛАВЛЬ, 2000 г. – 160с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....