Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивайка"
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) по теме

Артюх Ирина Владимировна

Программа "Развивайка" направлена на развитие логического мышления старших дошкольников в условиях кружковой работы с детьми.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\программа.jpg

        

        

Содержание

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

Возрастные особенности детей 6-7 лет……………………………………….4

Объём и срок освоения программы………………………………………....6

Особенности организации образовательного процесса…………………...6

  1. Цель и задачи программы……………………………………………….…7

1.3 Содержание программы……………………………………………………7

Учебный план………………………………………………………………...…8

1.4 Планируемые результаты развития интеллектуальной сферы детей

6-7 лет…………………………………………………………………………..20

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

  1. Календарный учебный график……………………………………….....…21
  2. Условия и реализация программы……………………………………...…22
  3. Форма отчетности…………………………………………………….…….22
  4.  Методические материалы……………………………………...…….……23
  5.  Список литературы…………………………………………………….…..23

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
  7. Образовательная программа дошкольного образования филиала №2 «Солнышко» МДОУ д/с «Родничок» с.Турочак.

Содержание программы определяется в рамках социально-педагогической направленности.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Актуальность

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Адресат программы. Программа предназначена для работы с детьми 6 – 7 лет.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Анатомо-физиологические особенности.

В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. В среднем рост ребенка от 113 см до 122 см, а вес от 21 кг до 25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов.

Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Возрастные особенности:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

Восприятие продолжает развиваться.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов.

Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.

Воображение. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период – сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Объём и срок освоения программы.

Программа «Развивайка» для детей 6-7 лет рассчитана на 1 год обучения (29 учебных недель). Дополнительная образовательная деятельность  проводится 1 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Вид деятельности

Количество учебных месяцев

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятий

Диагностика

2 (сентябрь, май)

1

4

8

30 мин.

Образовательная деятельность

7

1

4

29

30 мин.

Формы работы с детьми: очная, групповая, подгрупповая.

В условиях дошкольного образовательного учреждения присущи все вышеперечисленные формы работы с детьми. Комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий, а также максимального взаимодействия в группе, то возможны деления детей на подгруппы. Поэтому количество детей в группе может быть 25 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе, а в подгруппе до 10.

Особенности организации образовательного процесса

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логикум» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.

Время, отведенное для работы в режиме дня данной возрастной группы не должно превышать 30 минут. Дополнительная образовательная деятельность проводится каждый вторник во вторую половину дня.

Технологии работы: игра дидактическая, развивающая, игра-путешествие, решение логических задач, задания на сравнение, внимание, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, графический диктант.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы.  Развитие у детей  логического мышления используя игровые технологии.

Задачи

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

1.3 Содержание программы

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключение. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Учебный план

Месяц

Неделя

Содержание занятий

Материал к занятию

Количество часов

Октябрь

1-я

  1. Упражнение «Колечко»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

  1. Игра «Назови признак предмета».

Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Задание на сравнение «На что похоже?».

Цель: учить детей искать общие признаки у предметов, развитие способности сравнивать.

  1. Логические задачи. Упражнение №10.

Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр. 13;

Картотека «Загадки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.20;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.64.

1

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Игра «Кто летает?».

Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. «Найди отличия».

Цель: формирование умения сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия.

  1. Логические задачи. Упражнение №4.

Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова

«Логика. Дети 5-7 лет», стр.14

Картотека «Загадки»;

Картотека «Найди отличия».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.66.

1

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Игра «Кто плавает?».

Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Задание на сравнение «Сравним картинки»
  2. Логические задачи. Упражнение №6.

Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений.

 Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.14;

 

Картотека «Загадки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.24;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.67.

1

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Игра «Съедобное – несъедобное».

Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов.

  1. Загадки

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Задание на сравнение «Найдём предмет, не похожий на другие»
  2. Логические задачи. Упражнение №7.

Цель: развитие проективного видения у ребёнка, формирование конструктивных умений.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.14;

Картотека «Загадки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.26;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.68.

1

Ноябрь

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Что объединяет предметы?».

Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения выделять существенные признаки предметов, сравнивать и классифицировать.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Игра «Домино».

Цель: развитие умения сравнивать предметы, находить отличительные черты.

  1. Логические задачи. Упражнение №1,2..

Цель: способствовать активизации внимания, наблюдательности, умения сравнивать фигуры.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.44;

Картотека «Загадки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.27;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.134.

1

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Найдём два одинаковых предмета».

Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения сравнивать, находить черты сходства.

  1. «Составь загадку».

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, умения выделять в предметах наиболее существенные признаки и свойства предметов.

  1. Логические задачи. Упражнение №1,2.

       Цель: уточнить представление о форме фигур   посредством решения задач на классификацию.

  1. «Разложим карточки на группы».

Цель: закреплять умение находить существенные признаки предметов, сравнивать их между собой.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.28;

Картотека «Загадки»;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.86;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.46.

1

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Сравним картинки».

Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения сравнивать, находить черты сходства и различия.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Логические задачи. Фрагмент №5,6.

Цель: способствовать активизации внимания, наблюдательности, умения сравнивать фигуры.

  1. «Что общее?».

Цель: закрепление умения объединять и называть одним словом. Развитие внимательности, мышления.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.30;

Картотека «Загадки»;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.94, №1;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.48.

1

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Что изменилось?».

Цель: развитие внимания, мышления у детей, умения сравнивать, находить черты сходства.

  1. «Составь загадку».

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, умения  составлять загадки..

  1. Задание «Продолжи ряд, сохранив закономерность».

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать.

  1. Игра «Я знаю».

Цель: развитие мышления, умения классифицировать, обобщать.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.32;

Картотека «Загадки»;

Картотека «Найди закономерность и продолжи ряд».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.48.

1

Декабрь

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Что появилось в ряду?».

Цель: развитие умения сравнивать, развитие внимания, памяти, восприятия.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Логические задачи. Фрагмент №5.

Цель: развитие конструктивной деятельности, внимания и зрительно-моторной координации.

  1. «Что лишнее?».

Цель: развитие умения находить общие и различные свойства предметов, сравнивать их и объединять в группы.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.34;

Картотека «Загадки»;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.95;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.49.

1

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Задание «Продолжи ряд, сохранив закономерность».

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать.

  1. «Что исчезло в ряду?».

Цель: развитие умения сравнивать, развитие внимания, памяти, восприятия.

  1. «Что объединяет?».

Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать по переменному признаку.

  1. Логические задачи. Фрагмент №5.

Цель: развитие конструктивной деятельности, внимания и зрительно-моторной координации.

Картотека «Развивалки»;

Картотека «Найди закономерность и продолжи ряд».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.37;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.52;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.96.

1

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. «Выберем такой же предмет».

Цель: способствовать развитию восприятия, внимания, умения сравнивать.

  1. Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

  1. «Скажи наоборот».

Цель: развитие умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Картотека «Развивалки».

Картотека «Загадки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.39;

Картотека «Графические диктанты», №1.

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.52.

1

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. «Найдём пару».

Цель: способствовать развитию восприятия, внимания, умения сравнивать.

  1. Логические задачи. Упражнение №3.

Цель: развитие восприятия, внимания, аналитических и синтетических умений.

  1. «Вопрос – ответ».

Цель: формирование понятия у детей о том, что представители какого – либо рода имеют общие, присущие только ему признаки.

Картотека «Развивалки».

Картотека «Загадки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.40;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.113;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.53.

1

Январь

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Логические задачи. Упражнение № 1,2.

Цель: развитие умения добавлять недостающую фигуру на основе анализа простого логического лада.

  1. «Рыбы – птицы – звери».

Цель: формирование понятия у детей о том, что представители какого – либо рода имеют общие, присущие только ему признаки.

  1. Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

Картотека «Развивалки».

Картотека «Загадки».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.131;

Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.54.

Картотека «Графические диктанты», №2.

1

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Что сначала, что потом?».

Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

     4.Логические задачи. Упражнение №1,2.

      Цель: активизация внимания,        наблюдательности, умения сравнивать предметы.

     5.     «Небылицы».

     Цель: развитие у детей умения отмечать нелогичные ситуации, внимание.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.54;

Картотека «Загадки».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.133;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.59.

1

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Что сначала, что потом?».

Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках.

      3.  «Пословицы».

Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения.

       4. Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.56;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.61.

Картотека «Графические диктанты», №3.

1

Февраль

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Что сначала, что потом?».

Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Логические задачи. Фрагмент №11,12.

Цель: развитие критичности мышления.

  1.  Пословицы.

Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.57;

Картотека «Загадки».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.148;

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.62.

 

1

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Что сначала, что потом?».

Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий на картинках.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1.  «Пословицы».

Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения.

      5.  Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.58;

Картотека «Загадки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.63;

Картотека «Графические диктанты», №4.

1

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Закончи предложение».

Цель: развитие мышления, воображения, памяти, умения подбирать слова по смыслу.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1.  «Пословицы».

Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения.

      5. Задание «Продолжи ряд, сохранив   закономерность».

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.65;

Картотека «Загадки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.64;

Картотека  «Продолжи ряд, сохранив закономерность».

1

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Справа – слева».

Цель: закрепление знаний о пространственных представлениях.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1.  «Разноцветные шары».

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

  1.  Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.66;

Картотека «Загадки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.79;

Картотека «Графические диктанты», №5.

1

Март

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Отгадаем вместе».

Цель: закреплять умение определять количественные и качественные отношения.

  1. Логические задачи. Фрагмент №6.

Цель: развитие логического мышления.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. «Объясним пословицы».

Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления, воображения.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.70;

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.136;

Картотека «Загадки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.80.

1

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля

  1. «Длиннее – короче».

Цель: закрепление знаний о длинных и коротких предметах.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1.  «Разгадаем ребус».

Цель: развитие логического мышления, сообразительности.

  1. Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.84;

Картотека «Загадки».

Картотека «Ребусы».

Картотека «Графические диктанты», №6.

1

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Рисующий слон», «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Ниже – выше».

Цель: закрепление знаний о понятиях «ниже – выше».

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Логические задачи.

Цель: развитие логического мышления.

  1. Игра «Верю – не верю».

Цель: развитие мышления, воображения.

Картотека «Развивалки».

Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», стр.80;

Картотека «Загадки».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.140, №1,2.

Картотека «Развитие познавательной сферы».

1

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. «Назови одним словом».

Цель: формирование умения выявлять характер логических связей и отношений между предметами, закреплять представления у детей об обобщающих словах.

  1. Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

Картотека «Развивалки».

Картотека «Загадки».

Картотека «Развитие познавательной сферы».

Картотека «Графические диктанты», №7.

1

Апрель

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Разгадаем ребус».

Цель: развитие логического мышления, сообразительности.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Логические задачи.

Цель: развитие логического мышления.

  1. Игра «Ассоциация».

Цель: развить логическое мышление, учить самостоятельно рассуждать, сопоставлять.

Картотека «Развивалки».

Картотека «Ребусы».

Картотека «Загадки».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.141, №1,2.

Картотека «Развитие познавательной сферы».

1

2-я

  1. Упражнения «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Уже – шире».

Цель: закрепление знаний о качественных соотношениях предметов.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Логические задачи

  Цель: развитие логического мышления.

  1. «Дорисуй фигуру».

Цель: развитие воображения, мышления.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.91;

Картотека «Загадки».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.141 (з);

Картотека «Дорисуй фигуру».

1

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Раньше – позже».

Цель: закрепление знаний о качественных соотношениях предметов.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1.  Логические задачи

Цель: развитие логического мышления.

      5. Графический диктант.

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, тренировка ловкости и внимания.

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.97;

 

Картотека «Загадки».

А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников», с.142;

Картотека «Графические диктанты», №8.

1

4-я

  1. Упражнения «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» ,«Барабан», «Не урони».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

  1. «Глубже – мельче».

Цель: закрепление знаний о качественных соотношениях предметов.

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умения находить правильный ответ.

  1. Задание «Продолжи ряд, сохранив       закономерность».

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, рассуждать.

    5.«Отгадаем вместе».

       Цель: продолжать учить детей понимать количественные и качественные отношения.

     

Картотека «Развивалки»;

Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.110;

Картотека «Загадки».

Картотека «Продолжи ряд, сохранив закономерность».

Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», стр.70;

1

1.4 Планируемые результаты развития интеллектуальной сферы детей 6-7 лет

Анализ

Ребенок:

- умеет устанавливать причинно – следственные связи.

- умеет находить решение проблемных ситуаций.

- умеет формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

-умеет выстраивать аргументацию к своей позиции с учётом контраргументов.

- способен выполнять задания: «Найди девятое», «Логические цепочки» по трём и более признакам.

Зрительный синтез

Ребенок:

- способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений

Ребёнок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

Обобщение

Ребёнок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.

- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.

- Умение выстраивать серию из 8- 10 картинок.

- Выполнение операции классификации по существенным признакам.

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1Календарный учебный график

№ п-п

Месяц

Форма образовательной деятельности

Тема занятия

(вид деятельности)

Количество часов

1.

Октябрь

Групповая

Упражнение

Игра

Загадки

Задания

Логические задачи

5

2.

Ноябрь

Групповая

Упражнение

Игра

Загадки

Задания

Логические задачи

4

3.

Декабрь

Групповая

Упражнение

Загадки

Задания

Логические задачи

Графический диктант

4

4.

Январь

Групповая

Упражнение

Загадки

Задания

Логические задачи

Графический диктант

3

5.

Февраль

Групповая

Упражнение

Загадки

Задания

Логические задачи

Графический диктант

4

6.

Март

Групповая

Упражнение

Загадки

Задания

Логические задачи

Графический диктант

Игра

4

7.

Апрель

Групповая

Упражнение

Игра

Загадки

Задания

Логические задачи

Графический диктант

5

2.2Условия и реализация программы

Образовательная деятельность в рамках данной программы проводится в помещении возрастной группы, которое оснащено необходимым оборудованием и пособиями.

 При проведении образовательной деятельности используются:

  • ТСО (ноутбук, музыкальный центр, проектор, экран);
  • разработки занятий, игр;
  • картотеки;
  • медиотека;
  • аудиовидеотека;
  • фонотека и фильмотека;

•    настольно-печатные игры;

•    предметные игрушки;

•    доска;

•    цветные мелки;

•    пластилин;

•    краски, карандаши, фломастеры;

•    писчая и цветная бумага;

•    строительный материал;

•    ковер.

2.3 Форма отчетности

- аналитический материал по итогам проведения диагностики (протоколы, диагностические карты);

- открытые занятия;

- журнал посещаемости;

- фото;

-грамота, диплом;

- творческая работа ребёнка.

2.4 Методические материалы

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логикум» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.

Время, отведенное для работы в режиме дня данной возрастной группы не должно превышать 30 минут. Дополнительная образовательная деятельность проводится каждый понедельник во вторую половину дня.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, упражнение, мотивация, убеждение, поощрение, стимулирование.

Формы организации образовательной деятельности: подгрупповая, групповая, очная. А так же: беседа, игра, упражнения, загадки, задания на внимательность, ребусы, графические диктанты.

Педагогические технологии:

-технологии группового обучения;

-технологии развивающего обучения;

-технологии проблемного обучения;

-технологии игровой деятельности;

-коммуникативная технология обучения;

-здоровьесберегающая технология;

-технология образа и мысли;

-ТРИЗ.

Дидактические материалы. 

-раздаточный материал;

-схемы;

-игровые упражнения и задания;

-наглядный материал;  

-картотека загадок;

-картотека ребусов;

-картотека «Развивалки»;

 -диагностический инструментарий для проведения диагностики мышления.

2.5 Список литературы

  1. Белошистая, А. В. «Развитие логического мышления у дошкольников».- М.: Гуманитарный изд. ВЛАДОС, 2013. – 296 с.
  2. Веракса, А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-144с.
  3. Образовательная программа дошкольного образования филиала №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок».
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
  5. Тихомирова, Л. Ф. «Логика дети 5-7 лет», ЯРОСЛАВЛЬ, 2000 г. – 160с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....