Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности ("Развивайка")
рабочая программа по математике (средняя группа)
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_razvivayka.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка……………………………………………...3
- Цель и задачи программы……………………………...……………3
- Принципы содержания программы………………………………..4
- Краткая характеристика структуры программы………………...4
- Основное содержание программы…………………………………..5
- Тематический (учебный) план………………………………………6
- Диагностика……………………………………………………………8
- Список использованной литературы……………………………...11
- Приложение…………………………………………………………...11
- Пояснительная записка.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Достоинства использования данной программы
Многолетний опыт педагогов-практиков убедительно показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не социальная подготовка по предмету. Главное - сформировать у ребёнка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач и сориентирован курс дошкольной подготовки по математике «Ступеньки», разработанный в Ассоциации «Школа….»
Актуальность состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие.
- Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие элементарных математических
представлений у детей 4-5 лет.
Задачи программы:
-Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
-формирование умения понимать правила игры и следовать им.
-развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Отличительная особенность программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности; в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра.
- Принципы содержания программы.
- Принцип адекватности возрасту - соответствие возрастным и психолого- физиологическим особенностям ребенка.
- Принцип личностного подхода - личность каждого ребенка является непреложной ценностью.
- Принцип опоры на интерес - все занятия должны быть интересны для ребенка.
- Принцип ориентации на достижение успеха - необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.
- Принцип доступности - излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.
- Принцип интерактивного обучения - методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
- Принцип последовательности - изложение материала должно иметь логическую последовательность.
- Принцип единства чувств и знаний - получаемые детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально-чувственной сфере.
- Принцип уважения к ребенку - к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.
- Принцип обратной связи - педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.
- Краткая характеристика структуры программы.
- Программа рассчитана на 1год: 4– 5 лет.
- Занятия начинают проводиться с сентября месяца.
- Количество занятий: 1 раз в неделю, 32 в год.
Возраст детей | Продолжительность занятия |
4-5 лет | 20 минут |
- Основное содержание программы.
Форма проведения: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Требования к педагогическим кадрам:
- иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
- осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать ее в полном объёме;
- иметь курсы повышения квалификации;
- быть креативным, творческим;
- готовность педагога к выбору из существующего многообразия содержания, способов и инновационных технологий организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса, с учётом имеющихся условий и возможностей;
- К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральном законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвет, форме, размеру;
-продолжать ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком;
- в простейших случаях находить общий признак группы, состоящий из 3-4 предметов, находит «лишний» предмет;
-считать в пределах 8 в прямом порядке;
-соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов;
-изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов;
-сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;
- правильно устанавливать пространственно – временные отношения, ориентироваться по элементарному плану, находить последовательность событий и нарушение последовательности;
- узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник , куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Оценочный блок
-Показ открытого занятия
6. Тематический (учебный) план /средняя группа/.
месяц | Примерный план | Количество занятий | |
сентябрь | 1 | Повторение | 1 |
2 | Пространственные отношения: раньше - позже. | 1 | |
3 | Счёт до четырёх. Число и цифра 4. | 1 | |
4 | Квадрат | 1 | |
октябрь | 1 | Куб | 1 |
2 | Пространственные отношения: вверху - внизу | 1 | |
3 | Пространственные отношения: шире - уже. Сравнение по ширине. | 1 | |
4 | Счёт до пяти. Число и цифра 5 | 1 | |
ноябрь | 1 | Овал. | 1 |
2. | Пространственные отношения: внутри - снаружи. | 1 | |
3 | Пространственные отношения: впереди - сзади - между. | 1 | |
4 | Пара. | 1 | |
декабрь | 1 | Прямоугольник. | 1 |
2 | Числовой ряд. | 1 | |
3 | Ритм. | 1 | |
январь | 1 | Счёт до шести. Число и цифра 6. | 1 |
2 | Порядковый счёт. | 1 | |
3 | Сравнение по длине. | 1 | |
февраль | 1 | Счёт до семи. Число и цифра 7. | 1 |
2 | Числа и цифры 1-7. | 1 | |
3 | Сравнение по толщине. | 1 | |
4 | Сравнение по высоте. | 1 | |
март | 1 | План. | 1 |
2 | Счёт до восьми. Число и цифра 8. | 1 | |
3 | Сравнение по длине, ширине и толщине. | 1 | |
4 | Цилиндр. | 1 | |
апрель | 1 | Конус. | 1 |
2 | Призма и пирамида. | 1 | |
3 | Геометрические тела. | 1 | |
4 | Повторение числа и цифры 1-8 | 1 | |
май | 1 | Закрепление темы Цилиндр. | 1 |
2 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 32 |
Материально – техническое оснащение: столы, стулья, доска, рабочие тетради.
Демонстрационный и раздаточный материал: геометрические фигуры, полоски разной ширины, длины, карточки с цифрами, счетные палочки, простой карандаш, цветные карандаши.
- Диагностика усвоения детьми программы «Развивайка».
Что изучать? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии и оценка |
МАТЕРИАЛ: кругов и квадратов по 8 штук | Цель: выявить умение детей считать в пределах 8 в прямом порядке. | Умение считать в пределах 8 в прямом порядке. | 3 балла – ребенок все показал и назвал правильно 2 балла – ребенок допустил 1 ошибку и справляется с заданием только с помощью взрослого 1 балл – ребенок не может справиться с заданием |
МАТЕРИАЛ: кругов и квадратов по 8 штук | Цель: выявить умение детей узнавать цифры в пределах 8. | Умение узнавать цифры в пределах 8. | 3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно без помощи взрослого. Изображает композицию с похожими формами, цветом, колоритом. 2 балла - ребенок изображает композицию при помощи взрослого, искажает форму, цвет, колорит. 1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого |
МАТЕРИАЛ: ленточки разной ширины, длины, деревья разной высоты.
| Цель: выявить умение детей сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте. | Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте. | 3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно. 2 балла – ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием. |
МАТЕРИАЛ: геометрические фигуры. | Цель: выявить умение детей узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, прямоугольник. | Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, прямоугольник. | 3 балла – ребенок выразительно рисует небо, использует различные цвета и оттенки, правильно смешивает краски. 2 балла – ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением частей суток. | Цель: выявить умение детей называть части суток, устанавливать их последовательность. | Умение называть части суток, устанавливать их последовательность. | 3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно. Сам выбирает, сам рисует, не путает узоры 2 балла - ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
МАТЕРИАЛ: игрушки, картинки с изображением машины, карточки и разрезные фигуры. | Цель: выявить умение детей определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево). | Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево). | 3 балла -ребенок справляется с заданием самостоятельно 2 балла - ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
МАТЕРИАЛ: карточки, игрушки. | Цель: выявить умение детей находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет. | Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет. | 3 балла -ребенок справляется с заданием самостоятельно 2 балла - ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
МАТЕРИАЛ: геометрические фигуры, карточки. | Цель: выявить умение детей сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе составлений пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну | Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе составлений пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну. | 3 балла -ребенок справляется с заданием самостоятельно 2 балла - ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Сформировано 24 балла
На стадии формирования 16 баллов
Не сформировано 8 баллов
- Список используемой литературы
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 4–5 лет – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
- Приложение.
Приложение 1
Консультация для родителей на тему
«Математика – это интересно»
Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на обучение детей с 6 летнего возраста. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.
Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.
Как же следует учить ребёнка считать? Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа? Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». В возрасте от 4 до 5 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту до 5 на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.
Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.
Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки. Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну». Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.
Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.
Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.
Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами (сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д.). с удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.
Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:
- «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?
Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.
На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.
Правила игры:
1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.
2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.
3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.
Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.
Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.
Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».
- «ПОРУЧЕНИЕ»
Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.
Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.
Правила игры:
1. Число называют только один раз.
2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).
Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.
Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.
Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.
Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.
Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:
- «МАГАЗИН»
Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.
Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.
Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.
- «РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»
Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.
На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.
Правила игры:
1. Брать в руку по одному предмету.
2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.
Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.
Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:
- «НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»
Цель игры: упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.
- «КТО БЫСТРЕЕ»
Цель игры: упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.
До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.
Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.
Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.
Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.
Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.
К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник, независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр, правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и время.
Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки, грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).
Приложение 2
Рекомендации для родителей
Геометрические фигуры
Необходимо знать: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник. Видеть отличия шара от круга, треугольника от призмы, куба от квадрата.
На прогулке или дома можно предложить нарисовать квадрат, а затем подумать и сказать, что может быть такой.
Из счетных палочек выложить квадрат, треугольник, прямоугольник. Находить и называть в окружении предметы заданной формы.
Ориентировка в пространстве
Необходимо знать: направления впереди, сзади, справа, слева, внизу, наверху, над, под.
«Что, где?» Бросаем мяч в руки ребенку и спрашиваем: Что перед тобой? (Ребенок, отвечая, бросает мяч обратно). Что за тобой? Кто слева от тебя? Часы справа или слева от тебя?
«Куда пойдешь и что найдешь?» Спрятать в разных местах игрушки.
Направо пойдешь – машинку найдешь; налево пойдешь – зайчонка найдешь, назад пойдешь - мячик найдешь.
Цифры и счет
Необходимо знать: цифры от 1 до 9
При общении с детьми дома обращать внимание на цифры. Например, есть цифры на доме, на двери квартиры, в календарях, на машинах.
В быту. Сейчас будут кушать четыре человека. Сколько нужно поставить тарелок, ложек, чашек.
«Разложи по порядку цифры»
«Сделай столько раз, сколько покажу» показать цифру, а ребенок, сколько показали, столько раз хлопнуть в ладоши.
«Не ошибись» бросаем мяч ребенку и называем любое число в пределах 10. Ребенок, поймав мяч, называет следующее по порядку число и перебрасывает мяч обратно.
«Найди столько» Найди и принеси заданное кол-во одинаковых предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
2021г. Развивайка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...
2022г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
Направленность данной программы социально-педагогическая, а реализуется она через игру. А игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, основной источник получения всех необходимых ...