Проект Занимательная Математика
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanimatelnaya_matematika.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
в средней группе
"Занимательная математика"
Воспитатели:
Садовникова О.В
2022-2023 уч.год
Цель проекта: Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал. Формировать у детей логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
С целью усвоения математических знаний рассмотреть организацию специальных занятий для детей, испытывающих трудности в обучении.
Актуальность:
Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно чётко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Занимательная математика" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Предмет исследования:
Дидактические игры, игровые упражнения в развития элементарных математических представлений у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
Объект исследования:
Элементарные математические представления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
Гипотеза:
Использование специально-подобранных дидактических игр способствует развитию элементарных математических представлений у детей, испытывающих трудности в обучении.
Задачи:
- развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;
- развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- развивать коммуникативные способности детей.
- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
С помощью родителей воспитанников изготовить математические дидактические игры и пособия, соответствующие возрасту и интересам детей, и использовать их в учебно-педагогическом процессе;
Ожидаемые результаты:
1. Использование дидактических игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
2.Усвоение знаний в школе для этих детей будет не механическим, а осмысленным.
3. Дошкольники полюбят математику.
4. Математический уголок пополнится новыми самодельными математическими дидактическими играми и пособиями;
5. Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной математике.
6. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительной координации.
7. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, умение доказывать правильность суждений.
8. Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении самодельных математических дидактических игр.
Перспективы проекта:
Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
Вид проекта:
1. По количеству участников: групповой.
2. По направленности: предметный (математическое развитие).
3. По приоритету метода: познавательный (создание комплекса упражнений)
4. По контингенту участников: одной возрастной группы (4-5 лет).
5. По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации проекта: ноябрь 2022
Участники проекта:
Воспитатели средней группы №5
Дети средней группы.
Родители воспитанников
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
- Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;
- Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;
- Выявление уровня формирования математических знаний у детей.
- Разработка плана работы над проектом.
- Создание соответствующей развивающей среды.
2 этап – Практический
Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:
- Цикл занятий с использованием математических, дидактических игр;
- Цикл вечеров совместной деятельности с детьми «Поиграем?»
- Наглядная информация «Занимательные игры по математике».
- Консультация - практикум для родителей «Как играть с ребенком в математические игры и их роль в умственном развитии детей»;
- Организация выставки «Роботы глазами детей»
3 этап – Заключительный
- Проведение итогового занятия «Путешествие в страну Математика»;
- Выставка групповых дидактических игр и пособий с учетом возрастных и обучающих задач;
- Организация фотовыставки для родителей
«Играя - учимся, играя - познаём», где можно увидеть в какие математические, дидактические игры играют дети в группе;
- Презентация проекта «Занимательная математика»
Итог:
- В конце проекта дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх, и с большим интересом и успехом играют в них, самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями и настольными играми на развитие логического мышления;
- Родители познакомились с различными дидактическими играми на развитие математических представлений и способами подачи игр детям;
- Математический уголок в группе пополнился новыми самодельными настольными дидактическими играми и пособиями на развитие математических представлений у детей.
- У детей развился интерес к математическим знаниям, дети научились логически мыслить и доказывать правильность своих суждений.
- У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности
Использованная литература:
1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.
3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991) .
4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.
5. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1985
6. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.
7. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр. 47-62.
8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М. :Учпедиз, 1954г. стр. 651 -652.
9. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-99.
10. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157
11. Словарь литературных терминов /Под ред. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974.
12. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
13. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
14. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.
15. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
16. «Конспекты занятий по математике», Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.
17. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, В. В. Данилова, М. : Просвещение, 1987.
18. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада, Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова, М. : Просвещение, 1992.
Приложение
Реализуемые мероприятия
1. Дидактические игры:
«Один-много», «Лево-право», «Какой цифры не стало», «Федорка», «Что изменилось», «Рики-тики», «Катится-не катится», «Самолеты», «Когда это бывает», «Мы художники».
Игры со счетными палочками:
«Сделай фигуру», «Читаем и считаем», «Счетная мозаика», «Сделай как на рисунке».
2. Подвижные игры:
«Найди свой домик», «Что мы делали - покажем», «Правильный счет», «Куда пойдешь и что найдешь».
3. Лепка фигур и цифр из пластилина.
4. Логические задачи в стихах.
5. Потешки, загадки, физкультминутки, крылатые выражения, ребусы.
(смотреть приложение).
6. Чтение математических сказок: «Сказка первая, в которой солнышко сравнивает круг и квадрат», «Сказка вторая, в которой квадрат помогает выбраться другу из оврага».
7. Занимательные задания на печатной основе.
8. Математический КВН.
9. Занятие «В гостях у сказки - в поисках братца Иванушки».
10.Математические занятия «В гости к зайчонку», «Мишки на ступеньках», «Волшебные цветы».
Работа с родителями.
1. Помощь в изготовлении математической игры «Танграм», «Колумбово яйцо».
3. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
4. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома», «Играем вместе с детьми», «Математические игры по дороге домой».
Конспект
занятия по формированию элементарных математических представлений
в средней группе «Угадайки»
Тема занятия: Петрушка в гостях у ребят.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
- Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.
- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: впереди, сзади, слева, справа.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, мышление, слух, игровую деятельность, пространственную ориентировку.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Активизация словаря:
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, утро, день, вечер, ночь, слева, справа, впереди, сзади.
Наглядный материал и оборудование:
Оборудование:
Числовые карточки, колокольчик.
Демонстрационный материал:
Числовые карточки, 4 вырезанных из бумаги тарелочки с разными формами пирожков (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный), картинки с изображением детей в разное время суток (утро, день, вечер, ночь).
Раздаточный материал:
Матрешки, геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Организация детей:
В начале занятия и во время дидактической игры дети сидят на ковре, подвижная игра проходит в свободной обстановке, во время игры «Где находится?» дети сидят на ковре лицом к воспитателю.
Методы и приемы:
Наглядный:
Рассматривание фигур, рассматривание картинок.
Словесный:
Объяснение задания, инструкция к выполнению задания, вопросы воспитателя, ответы детей.
Практический:
Показ определенного количества движений, нахождение нужной тарелочки, Дидактическая игра «Когда это бывает», расставление матрешек.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок «Части суток», вырезывание геометрических фигур и раскрашивание их.
Литература: И.А. Помораева, В.А. Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Стр.41.
Ход занятия:
1 часть: Игровое упражнение «Сделаем столько же».
Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришел Петрушка. Петрушка принес с собой конверт, в котором бабушка и дедушка Петрушки попросили его выполнить зарядку с карточками, а он не знает, как это делать и просит помочь ему. Задания такие:
-сделать столько приседаний (прыжков, хлопков и т.д.), сколько кружков на числовой карточке;
- отсчитать столько кругов (квадратов, прямоугольников), сколько услышали звоночков колокольчика.
После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: «Сколько вы выполнили движений (приседаний, прыжков, хлопков и т.д.)
2 часть: Подвижная игра «Найди нужную тарелку»
- Ребята, Петрушка очень любит есть пирожки. А бабушка печет для Петрушки пирожки разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные.
Вот вам ребята пирожки, у всех разная форма. А на тарелках изображены разные фигуры. Давайте, когда звучит музыка, будем бегать вокруг тарелок, а когда музыка закончится, положим свой пирожок на ту тарелку, где изображена такая же фигура. Затем дети меняются фигурами и игра повторяется (3-4 раза). Дети обосновывают свой выбор. Каждый раз воспитатель меняет фигуры на тарелочках.
3 часть: Дидактическая игра «Когда это бывает»
- Ребята, Петрушка говорит, что в конверте еще что-то есть.
Воспитатель достает из конверта картинки.
- Ребята, что это? - Картинки
- Давайте их посмотрим, садитесь на коврик.
. Воспитатель показывает на картинку.
- Ребята, кто изображен на этой картинке? – Девочка, мальчик.
- Что делает девочка? – Просыпается, а мальчик делает зарядку.
- Когда это бывает? - Утром
- Ребята, а что еще вы делаете в это время суток? - Умываемся, чистим зубы, идем в садик, завтракаем.
Воспитатель показывает на следующую картинку.
- Ребята, что изображено на этой картинке? – Дети играют в детском саду.
- Когда это бывает? – Днем.
- А что еще мы делаем в это время суток? – Обедаем, гуляем на улице.
Воспитатель показывает на следующую картинку.
-Ребята, что изображено на этой картинке? – Мальчик смотрит телевизор и дети играют дома, а за окном уже темнеет.
- Когда это бывает? – Вечером.
- Что еще мы делаем днем? - Играем, ужинаем, возвращаемся домой.
Воспитатель показывает на следующую картинку.
- Что изображено на этой картинке? - Девочка спит, кукла спит и собачка с кошкой тоже спят.
- Когда это бывает? - Ночью
- Ребята, посмотрите, Петрушка все картинки перепутал. Помогите Петрушке поставить картинки по порядку.
- Правильно, ребята, вы все картинки расставили, помогли Петрушке. После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.
4 часть: Игра «Где находится матрешка?»
- Ребята, посмотрите-ка, а Петрушка пришел не один, а с матрешками. Они тоже хотят поиграть с нами. Садитесь на ковер. По моей команде вы должны поставить матрешку впереди, сзади, справа, слева.
Воспитатель раздает каждому по матрешке. Дети выполняют задание.
Итог занятия.
- Ребята, матрешкам и Петрушке очень понравилось с вами играть. А вам было интересно? Какая игра вам понравилась больше?
-Петрушка обязательно напишет в письме к бабушке и дедушке, какие вы умные, внимательные и отзывчивые, ведь без вас Петрушка бы не справился.
- Давайте Петрушку еще пригласим к нам в гости.
Консультация для родителей на тему:
«Веселая математика дома»
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
2. Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. «Собери бусы»
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):
5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль
развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.
Играйте с ребенком с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Занимательная математика в детском саду"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 25 «Звёздочка» Проект по теме: «Занимательная математика в детском саду»...
Проект "Занимательная математика"
Проект для работы с детьми дошкольного возраста включает в себя аннотацию, постановку целей, задач, определение основных этапов работы....
Математический проект "Занимательная математика-гимнастика ума"
"Занимательная математика-гимнастика ума"...
Проект " Занимательная математика при помощи сказок"
Очень интересный проект знакомство детей младшего возраста с програмными задачами при помощи сказок ....
Семейный проект "Занимательная математика"
Проект «Занимательная математика» направлен на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В данном проекте представлены формы работы с детьми и ро...
Математический проект "Занимательная математика"
Формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески мыслить....