Математический проект "Занимательная математика-гимнастика ума"
проект по математике (старшая, подготовительная группа) по теме

"Занимательная математика-гимнастика ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Занимательная математика- гимнастика ума»

 

Актуальность 

        Традиционно важную роль в развитии интеллекта ребёнка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений. Оно предполагает первоначальное формирование представления о количестве и числе, геометрических фигурах, пространственном расположении, а также временных представлений. Научить ребёнка дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель математического образования.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике.

Согласно ФГОС ДО перед педагогами стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.

Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.

Я считаю, что применение игровых технологий, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.

Цель - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Формировать у детей умение обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности и связи, предвидеть результат и наиболее экономичный способ решения задачи.

Формировать у родителей умение использовать математические понятия в повседневной жизни и активно участвовать при создании и использовании математических игр.

Задачи: 

  • формирование    начальных    навыков    коллективной    мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, терпимость к другому мнению и умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;
  • устойчивость к интеллектуальной фрустрации, то есть умение спокойно и продуктивно реагировать на собственные ошибки и на неумение решить задачу;
  • положительная   самооценка   и  уверенность  в  собственных
    интеллектуальных силах;
  • создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

развитие  предпосылок творческого  продуктивного мышления - абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

- формирование положительного отношения и интереса к математике.

Объект исследования – интеллектуальные и познавательные игры.

Предмет исследования – игровые технологии в процессе   формирования

элементарных    математических представлений детей у детей старшего

дошкольного возраста.

Тип проекта - познавательно- исследовательский, групповой, игровой.

Исполнители проекта:        

- дети группы,

- родители воспитанников.

 Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников через интеллектуальные и познавательные игры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.

Формы реализации:

- обучение играм в свободной деятельности;

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

- досуг с родителями;

- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);

- свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;

- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

- индивидуально-творческая деятельность,

- творческая деятельность в малой подгруппе (4-6).

Методы и приемы:

- практические (игровые);

- экспериментирование;

- моделирование;

- сюжетно – ролевая игра;

- игра – драматизация

Ожидаемый результат у детей вырабатывается устойчивый интерес к развивающим играм и к самому процессу познания математики;

- воспитанники активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия;

- преодолевают трудности, не боятся ошибок;

- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

- стремятся к достижению поставленной цели;

- смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

- использование в работе игровых ИКТ заданий;

- расширение математических знаний, умений и представлений у детей при помощи мультимедиа;

- обогащение предметно-пространственной среды в группе;

- повышение педагогической культуры родителей.

 

Ресурсы.

- Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей: игры головоломки, задачи-шутки, ребусы,

- Игры Никитина

- Блоки Дьенеша

- Палочки Кюизинера

-Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера.

   (Колумбово яйцо, Танграм,  и т. д.,

Основные средства:

- информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;

- участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, развлечения);

- создание обогащенной развивающей среды в группе;

- проведение бесед;

- создание игровых ситуаций;

- проведение интеллектуальных игр.

Условия инновационной работы:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

- новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

- большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.

- необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

Литература.

Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 2007.

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.ТЦ Сфера,2005.

Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».

Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.

Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй.-«Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольника. СПб.2004.

Соловьёва В.Е. Математика и логика для дошкольников. -М.: Просвещение, 2000.

Столяра А.А. «Давайте поиграем»-математические игры для детей. Москва, 1991г.

Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»

Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. М., Айрис-пресс,2006.

3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.

4. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.

 Этапы.

1-й этап работы: подготовительный. 

     Необходимо подобрать и систематизировать игры, пособия, литературу.

2-й этап работы: основной. 

     Непосредственное использование материала в совместной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, в режимных моментах, работе с родителями.

3-й этап работы: обобщающий.

     Анализ достижения поставленной цели; обобщение результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.

4-й этап работы: презентация проекта.

Представление презентации проекта на родительском собрании.

5-й этап работы – определение задач нового проекта.

 Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"

В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

Консультация для родителей «Математика - гимнастика ума»

Сколько бы вам сейчас не было лет, но слово «математика» у взрослых ассоциируется со школой. Многие помнят школьные уроки, но мало кто из родителей может припомнить занятия по математике в...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...