Математический проект "Занимательная математика-гимнастика ума"
проект по математике (старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Занимательная математика- гимнастика ума»
Актуальность
Традиционно важную роль в развитии интеллекта ребёнка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений. Оно предполагает первоначальное формирование представления о количестве и числе, геометрических фигурах, пространственном расположении, а также временных представлений. Научить ребёнка дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель математического образования.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике.
Согласно ФГОС ДО перед педагогами стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.
Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
Я считаю, что применение игровых технологий, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.
Цель - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Формировать у детей умение обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности и связи, предвидеть результат и наиболее экономичный способ решения задачи.
Формировать у родителей умение использовать математические понятия в повседневной жизни и активно участвовать при создании и использовании математических игр.
Задачи:
- формирование начальных навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, терпимость к другому мнению и умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;
- устойчивость к интеллектуальной фрустрации, то есть умение спокойно и продуктивно реагировать на собственные ошибки и на неумение решить задачу;
- положительная самооценка и уверенность в собственных
интеллектуальных силах; - создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;
развитие предпосылок творческого продуктивного мышления - абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;
- формирование положительного отношения и интереса к математике.
Объект исследования – интеллектуальные и познавательные игры.
Предмет исследования – игровые технологии в процессе формирования
элементарных математических представлений детей у детей старшего
дошкольного возраста.
Тип проекта - познавательно- исследовательский, групповой, игровой.
Исполнители проекта:
- дети группы,
- родители воспитанников.
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников через интеллектуальные и познавательные игры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.
Формы реализации:
- обучение играм в свободной деятельности;
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- досуг с родителями;
- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
- свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
- индивидуально-творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе (4-6).
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация
Ожидаемый результат у детей вырабатывается устойчивый интерес к развивающим играм и к самому процессу познания математики;
- воспитанники активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия;
- преодолевают трудности, не боятся ошибок;
- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- стремятся к достижению поставленной цели;
- смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
- использование в работе игровых ИКТ заданий;
- расширение математических знаний, умений и представлений у детей при помощи мультимедиа;
- обогащение предметно-пространственной среды в группе;
- повышение педагогической культуры родителей.
Ресурсы.
- Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей: игры головоломки, задачи-шутки, ребусы,
- Игры Никитина
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кюизинера
-Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера.
(Колумбово яйцо, Танграм, и т. д.,
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
- участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, развлечения);
- создание обогащенной развивающей среды в группе;
- проведение бесед;
- создание игровых ситуаций;
- проведение интеллектуальных игр.
Условия инновационной работы:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
- новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
- большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
- необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Литература.
Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 2007.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.ТЦ Сфера,2005.
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй.-«Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольника. СПб.2004.
Соловьёва В.Е. Математика и логика для дошкольников. -М.: Просвещение, 2000.
Столяра А.А. «Давайте поиграем»-математические игры для детей. Москва, 1991г.
Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. М., Айрис-пресс,2006.
3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
4. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
Этапы.
1-й этап работы: подготовительный.
Необходимо подобрать и систематизировать игры, пособия, литературу.
2-й этап работы: основной.
Непосредственное использование материала в совместной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, в режимных моментах, работе с родителями.
3-й этап работы: обобщающий.
Анализ достижения поставленной цели; обобщение результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.
4-й этап работы: презентация проекта.
Представление презентации проекта на родительском собрании.
5-й этап работы – определение задач нового проекта.
Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"
В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....
Занятие по формированию математических представлений "Путешествие в математическую галактику"
итоговое занятие по математике в подготовительной группе...
Районный семинар-практикум Тема: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате:
14 декабря 2017 г. на семинаре - практикуме сотрудники детского сада им.Ю.А.Гагарина поделились промежуточными результатами своей деятельности с п...
Консультация для родителей «Математика - гимнастика ума»
Сколько бы вам сейчас не было лет, но слово «математика» у взрослых ассоциируется со школой. Многие помнят школьные уроки, но мало кто из родителей может припомнить занятия по математике в...
мастер-класс«Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений в условиях обновления математического образования ФГОС ДОО» (секция интеллектуально-математического цикла)
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...