Конспект занятия по формированию элементарных математических знаний
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ирина Алексеевна Соколова

Точные расчеты и вычисления учат рассуждать, продумывать алгоритмы действий и выстраивать последовательности. Благодаря математике ребенок учится проверять факты и докапываться до истины, а не домысливать. Извлекать уроки из жизненных ситуаций, и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Математические представления»

Тема «Возвращение Элли домой»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Выполнил: воспитатель

Соколова И.А.

стаж в данной должности: 30 лет

имеющаяся категория: высшая

г. Туймазы, 2024г.

Цель: продолжать учить составлять число 10 из единиц.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с обозначением числа 10.

Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.

Развивающие:

Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Воспитывающие:

Воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки.  

Средства реализации.

   Демонстрационный материал. Мяч, конверты с заданиями, карточки с цифрами от 0 до 9, карточки с изображением разного количества предметов (до 10 предметов), треугольники, четырехугольники, магнитная доска, картинка с изображением Дровосека, составленного из разных многоугольников.

   Раздаточный материал. Листы бумаги, цветные карандаши, многоугольники (треугольники разных видов, квадрат, прямоугольник, ромб).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Активизация словаря: правый верхний угол, левый нижний угол, план – карта, многоугольники.

Предварительная работа: чтение книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», прямой и обратный счет до 10 , знакомство с нулём, решение задач с использованием веера цифр.    

Методические приемы: художественное слово, сюрпризный момент, игровые задания, проговаривание трудных слов, рисование, сбор пазлов из многоуголь- ников, рассказ, описание.

Ход занятия.

   Воспитатель собирает детей в круг.

                          Доброе утро!

                          Доброе утро улыбчивым людям!

                          Доброе утро солнцу и птицам!

                          Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

                          Пусть доброе утро длится до вечера (сели на свои места)              

   I часть.   Сюрпризный момент

Воспитатель: дети, к нам в группу пришло интересное письмо. Письмо от Элли. Прочитаем его.

Дети: да.
Воспитатель: (читает письмо) Она просит о помощи (воспитатель  напоминает   детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну.) Воспитатель: дети, мы сможем помочь?

Дети: да.

Воспитатель: В письмо вложен план возвращения домой Элли. Давайте, рассмо трим  план - карту. Посмотрите внимательно, путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конверты  с заданиями.

Воспитатель: дети, найдите  на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1. Воспитатель: какое задание в 1 конверте?  Вам надо посчитать  от одного до десяти по очереди. Слушайте внимательно (предлагает детям выполнить игровое упражнение «Считай дальше»)

Дети выполняют счет.

II часть. 

Воспитатель: молодцы. Вы справились с 1 заданием. Предлагаю найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол).

Воспитатель: какое задание в 2  конверте?  (дети находят в группе конверт с цифрой 2)

Воспитатель:  Дети, посмотрите, здесь лежит колпак. Маленькие человечки Страны Мигунов просят «сшить» им десять шапочек-колпачков разного цвета.

Мы сможем им помочь? Что нам надо для работы?

Дети: мы сможем помочь. Нам надо цветные карандаши и лист бумаги.

Воспитатель:  всё это лежит перед вами в коробочке.  

(дети на листах бумаги рисуют 10 треугольных шапочек-колпачков разного цвета)

Воспитатель:  сколько шапочек вы „сшили“?

Дети: мы сшили 10 шапочек.

Воспитатель:  сколько какого цвета?

Дети: по 1 штуке разного цвета.

Воспитатель:   как вы составили число десять?

Дети: по единице 10 раз.

 Воспитатель:  скольким жителям вы помогли?

Дети:  10 жителям страны Мигунов.

(вывод: число 10 состоит из 10 единиц)

 III часть. 

Воспитатель: предлагаю  найти на плане цифру 3 и провести стрелку от цифры 2 к цифре 3, определяя направление движения (проговаривают ответ)

 Дети: из правого нижнего угла проводим стрелку вверх наискосок в середину листа.

Воспитатель:  где вы видите конверт 3?

Дети: на верхней полке шкафа.

Воспитатель:  молодцы.  Открываем конверт с цифрой 3. Здесь лежат цифры

от 1 до 9. Кто хочет составить числовой ряд?  (ребенок выставляет на наборном полотне карточки с цифрами от 1 до 9)

Воспитатель:  дети, назовите  их по порядку.

Воспитатель: послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:
Сказал веселый круглый ноль 
(показываю карточку с цифрой 0.)
Соседке-единице:
– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
– Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!

   Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед единицей и обобщает: «Цифр всего десять, а чисел можно составить очень много».

   Затем продолжает читать стихотворение:
Ответил ноль: – Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Воспитатель:  (ставит после цифры 9 карточки с цифрами 1 и 0)

- Сколько цифр обозначает число десять?

Дети: 2

Воспитатель:   как называются эти цифры?

Дети:  1 и 0

Воспитатель:  помогите мне найти карточки с нужным количеством предметов.

  (3  вызванных ребенок находят карточки с изображением  3, 7, 10 предметов и ставит ее рядом с числами 3, 7,10)

Воспитатель: значит, если 0 стоит после 1, то эти цифры обозначают число 10.

Физминутка  «Посчитай»

                       1-2   выше голова,

                       3-4    руки шире,

                       5-6    всем присесть,

                       7-8    встать попросим,

                       9-10  тихо сесть.

Гимнастика для полушарного развития мозга  «Охотник и заяц»

IV часть. 

Воспитатель: дети, предлагаю найти на плане цифру 4, определить направление движения.

Дети: из середины листа наискосок в правый верхний угол.

Воспитатель: проводим стрелку от цифры 3, и находим конверт  с цифрой 4.  

Дети: конверт лежит под картиной.

Воспитатель:  правильно сказали, молодцы.

Воспитатель:  следующее задание   «Решите задачи». Перед вами в коробочке лежит веер цифр, возьмите в руки, будете мне показывать результат, и отвечать на вопрос задачи.

У нашей кошки пять котят, 
В лукошке рядышком сидят. 
А у соседской кошки - три! 
Такие милые, смотри! 
Помогите сосчитать, 
Сколько будет три и пять?

Дети: всего 8 котят.

Воспитатель:  правильно.

Как под ёлкой встали в круг 
Зайка, белка и барсук, 
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот. 
А последним встал медведь, 
Сколько всех зверей? Ответь!

Дети: под ёлкой 10 зверей.

Воспитатель:  правильно.

Как-то вечером к медведю,
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог,
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей. (Б.Заходер)

Дети: в гости пришли 7 зверей.

Воспитатель:  правильно.

V часть. 

Воспитатель: предлагаю найти на плане цифру 5, определить направление движения и провести к ней стрелку от цифры 4

Дети: слева направо из верхнего левого угла в верхний правый угол.

(дети находят конверт с цифрой 5), (на доске в два ряда расположены треугольники и четырехугольники)

Воспитатель: Какие фигуры расположены в первом ряду? Что между ними общего? (У треугольников три стороны и три угла – это все треугольники.) 

- Какие фигуры во втором ряду? Что между ними общего?(4 стороны и 4 угла)

- Каким словом можно назвать все эти фигуры? (Четырехугольники.) 

- Каким словом можно назвать все эти фигуры?» (У этих фигур много углов – это многоугольники).

Воспитатель: правильно. Посмотрите на картину с изображением Дровосека и скажите, из каких многоугольников он составлен.

Дети: из треугольников и четырёхугольников.

Воспитатель:  из скольких многоугольников состоит Дровосек?

Дети: из 15 многоугольников.

Воспитатель: правильно. Я предлагаю вам собрать Дровосека из многоугольников, на столе перед каждым лежит конверт, откройте его и приступайте к работе.

Самостоятельная работа. Дети по образцу собирают Дровосека из многоугольников.

VI часть.

Воспитатель: - вот и прошли мы все задания. Я рада, что вы помогли Элли.

-Скажите, какое задание было самое сложное?

- А какое самое легкое?

- Какое было самое интересное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических знаний во второй младшей группе «Путешествие в страну математики »

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических знаний  во второй младшей группе...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математических знаний»

Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Конспект занятия по формированию элементарных математических знаний для подготовительной к школе группы

НОД. Занятие по математике. Подготовила Крынина А.Н. воспитатель подготовительной к школе группы.Цель. Создание условий для успешного усвоения материала, закрепления счета в пределах шести.Задачи...

Конспект занятия по формированию элементарных математических знаний

Конспект занятия по формированию элементарных математических знаний...