Конспект НОД по формированию математических представлений для детей.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию
математических представлений
(подготовительная к школе группа)
Подготовил и провел:
Воспитатель Гришкова Е. В.
Тема: «Количественный состав числа 7 и 8 из единиц».
Задачи:
Образовательные:
1.Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц;
2.Закреплять последовательное называние дней недели;
3.Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
4.Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2.Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя.
3.Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.
Методические приемы.
1. художественное слово;
2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
3. самостоятельная работа на карточках;
4. индивидуальные и хоровые ответы;
5. игра с мячом, счет вслух;
6. работа с пособиями;
7. сюрпризный момент;
8. поощрение и похвала детей.
Предварительная работа:
Обучение счета до 10 и обратно, чтение сказки Н.Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материал к НОД:
Демонстрационный материал: карточка-плакат А3 – автомобиль из геометрических фигур; картинки Незнайки и его друзей – 10 шт.; мяч, наборное полотно, большие цифры размером А4 – 7 и 8.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 до 7 – 2 набора; набор цифр на каждого ребёнка от 1 до 8, набор лепестков разного цвета 10 штук на каждого ребёнка, 1 большой квадрат на каждого ребёнка, ножницы.
Ход занятия
1. Введение.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним чем мы с вами занимались на прошлом занятии. (ответы детей)
- Правильно, мы учились считать, сравнивать числа, а также на прошлом занятии учились составлять число 6 из единиц.
- А сегодня мы будем знакомиться с количественным составом чисел 7 и 8.
2. Мотивация деятельности детей
Воспитатель: - Ребята, вам интересно будет научиться новым знаниям? Вы хотите познакомиться с новыми числами? Тогда вперед за новыми знаниями! (Ответы детей)
- На прошлом занятии мы с вами также говорили о том, что каждого числа есть соседи. Это предыдущее число и последующее.
- Что значит предыдущее число? (то число, что стоит впереди).
- А что значит «последующее» число? (число, которое стоит сзади, позади, следом)
- Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Назови соседей числа». Выходите все на ковёр и вставайте в круг.
1. Игра с мячом «Соседи чисел».
Назовите соседей числа 2.
Назовите предыдущее число числа 1.
Назовите соседей числа 4.
Назовите соседей числа 6.
Назовите предыдущее число числа 3.
Назовите соседей числа 5.
Назовите последующее число числа 6.
- Всё верно, молодцы ребята, садитесь.
Воспитатель: - Ребята, сегодня на занятии знакомиться дальше с другими числами нам будут помогать сказочные герои одной очень интересной и увлекательной сказки. Послушайте мою загадку:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? …НЕЗНАЙКА
- Конечно, это Незнайка, герой всем известной сказки Николая Николаевича Носова «Незнайка и его друзья». (на доску вывешивается картинка Незнайки)
2. Игровое упражнение «Поможем Незнайке».
Воспитатель: - Ребята, как вы помните, коротышки жили Цветочном городе на улице «Колокольчиков» в одном большом доме все вместе. Незнайка был не очень-то аккуратным коротышкой, частенько ленился и отлынивал от работы по дому. Но…настал день, когда Знайка (а он был самым главным!) назначил Незнайку дежурным и велел ему навести в доме порядок. Незнайка конечно согласился и даже принялся за дело, но вот беда, другие коротышки всё время передвигались по комнатам и мешали ему. Давайте соберём всех малышей и усадим их на диван, чтобы Незнайке было легче навести порядок.
(вызванный ребёнок расставляет малышей на наборном полотне, называя их).
- Сколько же в данный момент находится малышей в доме? (Пилюлькин, Пончик, Ворчун, Торопыжка, Винтик, Шпунтик, Тюбик)
- Ребята, посчитайте каждый про себя сколько малышей оказалось дома? Сколько насчитали? 7.
- Какое число мы составили? Как мы составили число семь?
- А какой цифрой можно обозначить число 7? (Цифрой семь)
(Цифра 7 выставляется на доску)
- На что похожа цифра 7, как вы думаете?
Цифра 7 – что кочерга,
У нее одна нога.
(С. Маршак.)
Очень похожи
Семерки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
- Хорошо, молодцы!
3. Игровое упражнение «Соберем цветик».
Воспитатель: - Ребята, вы конечно помните, что малышки в Цветочном городе жили отдельно от малышей. Коротышки-девочки очень любили хорошо выглядеть. Они наряжались в цветастые платьица и завязывали красивые банты в длинные волосы. Малышки не только очень гордились своим внешним видом, но и также своим садом, на котором выращивали очень красивые цветы. Малышки - Ромашка и Кнопочка предлагают вам собрать свой чудесный цветок из 7ми лепестков так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. (у детей на каждый раздаточный материал – 11 разноцветных лепестков (некоторые повторяются в цвете дважды)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Сколько всего лепестков в вашем цветке?
- Сколько и какого цвета лепестки вы взяли? (взяли 7 по 1 лепестку разного цвета)
- Как вы получили число 7? (из 7ми лепестков разного цвета)
- Всё верно, молодцы!
- Скажите мне пожалуйста, а чего в нашей жизни бывает только 7? (ответы детей)
Отгадайте мою загадку:
Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом, Попрощается последний – Появляется передний.
- А может кто-то знает, как зовут каждого из братцев? (дети называют)
- Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)
- Давайте вспомним, который по счету каждый день недели, ведь каждому дню недели соответствует определенная цифра.
- А сейчас мы разомнёмся и немного отдохнем.
Физминутка - Игра «Живая неделя».
(На столе разложены карточки с крупным изображением цифр от 1 до 7, дети выбирают цифру)
Под музыку вы идёте гулять на лугу, а затем по моему сигналу «Вся неделя – стройся в ряд» вы выстраиваетесь по порядку за понедельником (игра повторяется 2-3 раза пока не поиграют все дети).
Задание:
Понедельник- топни ножкой.
Вторник- низко поклонись,
Среда- плавно покружись,
А четверг нам громко хлопнет,
Пятница – поздоровайся со мной,
Суббота – постой на одной ножке,
Воскресенье – потянись.
4. Знакомство с числом и цифрой 8.
Воспитатель: - Ребята, так как Знайка - самый эрудированный малыш в Цветочном городе, он принёс для вас задание и хочет проверить вашу эрудицию.
Посмотрите: (демонстрационный материал – автомобиль из геометрических фигур)
- Скажите, что это приготовил для вас Знайка? (автомобиль из геометрических фигур)
- Правильно, это автомобиль, который сконструировали механики Винтик и Шпунтик.
- Какие фигуры они использовали? (разные) Давайте назовём. (1 овал, 2 круга и т.д.)
- Сколько всего фигур использовали механики для создания данной машины? (8)
- Как получили число 8? (взяли 8 разных фигур по 1 разного цвета)
- Ребята, какой цифрой можно обозначить число 8? (Цифрой 8)
(Цифра 8 выставляется на доску)
- На что похожа цифра 8, как вы думаете?
Цифра «восемь» - два кольца,
Без начала и конца.
5. Игра «Найди и покажи цифру».
(Дети у себя на столах выкладывают цифровые ряды из карточек с цифрами от 1 до 8)
Воспитатель: - Ребята, сейчас каждый возьмите конвертик и достаньте из него цифры. Найдите цифру 7 и покажите мне. Обведите цифру 7 пальчиком. А теперь давайте нарисуем цифру семь в воздухе. Хорошо.
- А сейчас найдите цифру 8, обведите её пальчиком. Давайте нарисуем и цифру 8 в воздухе.
- Сейчас будьте очень внимательны! Покажите мне цифру…
• которая стоит сразу после цифры 0 (1);
• которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);
• которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);
• которая показывает, сколько глаз у человека (2);
• которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);
• которая говорит нам сколько дней в неделе (7);
• которая есть в названии женского праздника (8)
- Отлично, умнички! Уберите цифры в конвертики и положите конвертики на середину стола.
(Если остаётся время, то выполняется ещё одно задание)
6. Упражнение «Деление целого на части».
Воспитатель: - Ребята, все малыши в Цветочном городе очень любят сладкое. Синеглазка очень добрая малышка, решила угостить всех малышей и приготовила пастилу. Посмотрите, на какую геометрическую форму похожа пастила? На квадрат. Покажите цифру, обозначающую количество квадратов.
- Возьмите квадрат и разделите его на два прямоугольника. Как это можно сделать? Сложить лист бумаги пополам, совместить противоположные стороны и углы, сделать сгиб и разрезать по нему.
(дети выполняют задание)
- Сколько частей получилось? Покажите такую цифру.
- Части одинаковые по величине? Как это проверить? (Наложением одной части на другую).
- Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или половина? Что меньше: половина или целое? Что можно сказать о величине половины и одной второй?
- А как разделить пастилу на четыре части? Правильно, каждую половину листа разделить еще пополам так, чтобы получились листы квадратной формы. Разделите.
- Сколько частей получилось? Покажите соответствующую цифру. Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна четвертая или целое?
- Ребята, но жильцов в домике больше чем четыре. Как разделить пастилу, чтобы всем досталось поровну? Разделить каждую четверть квадрата еще пополам так, чтобы получились листы прямоугольной формы.
- Сколько частей получилось? Покажите цифру. Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая или целое? Что больше: одна четвертая или одна восьмая? В соответствии с ответом дети показывают части квадрата.
Воспитатель: - Хорошо, молодцы! Вы отлично поработали. Не без помощи, конечно, наших сказочных героев, правда? Вам было приятно встретить Незнайку и его друзей на математике? Наше занятие, ребята, подошло к концу.
Рефлексия.
Воспитатель: - Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на занятии? С какими цифрами познакомились? Чему мы сегодня научились? Что было интересным для вас, что запомнилось, о чем вы сегодня расскажете дома маме и папе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию математических представлений у детей 6-7 лет "Школа космонавтов".
Занятие направлено на систематизацию знаний детей о составе числа 10, а также умение ориентироваться на плоскости листа в клетку и разгадывать ребусы....
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей старшей логопедической группы на тему: "Игровая деятельность по математике с использованием цветных палочек Кюизенера".
Вызвать у детей познавательный интерес логическими играми математического содержания....
Конспект мастер-класса "Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологи ТРИЗ"
Конспект мастер-класса...
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Осенняя сказка"
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Осенняя сказка"...
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей в средней группе на тему «В гости к зайке»
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей в средней группе на тему «В гости к зайке»...
Конспект ООД по формированию математических представлений у детей 5-го года жизни«Путешествие в звездную страну»
Конспект ООД по формированию математических представлений у детей 5-го года жизни«Путешествие в звездную страну»...
Конспект Конспект НОД по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с порядковым счетом»
находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10; вести порядковый счет,...