Картотека по ФЭМП Ориентировка во времени в РВГ
картотека по математике
Картотека по ФЭМП Ориентировка во времени в РВГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_femp_orientirovka_vo_vremeni_v_rvg.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений
Раздел «Ориентировка во времени»
Возрастная группа | Задачи | Название игры |
Младшая группа | Закрепить умение ориентироваться в частях суток день-ночь, утро - вечер | «Когда это бывает» «День и ночь» |
Средняя группа | Закрепить представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности | «Сутки» «Части суток» |
Закрепить понимание слов «вчера», «сегодня», «завтра» | «Вчера, сегодня, завтра» «Домик дней» | |
Старшая группа | Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий | «Разложи по порядку» «Когда это бывает» |
Совершенствовать представлений о последовательности дней недели | «Дни недели» «Разноцветная неделька» | |
Подготовительная к школе группе | Упражнять в умении определять время по часам | «Тик-так» «Живые часы» |
Развивать чувство времени | «Успей вовремя» «Выполнение задания за определенный промежуток времени без часов» | |
Закрепить понимание и использование понятий «сначала», «потом», «до», «после», «в одно и тоже время» | «Игра с полосками» |
Младшая группа 1 задача. Закрепить умение ориентироваться в частях суток день-ночь, утро - вечер)
«Когда это бывает»
Материал: тематический набор картинок (части суток).
Содержание:
1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день- ночь, утро-вечер), Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)
Почему вы так думаете?
Как вы узнали, что наступила ночь (день)?
Что вы делаете ночью (днём)? Какое сейчас время суток?
2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер- ночь). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает?
Что вы делаете утром?
А днём?
Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?
Какое время суток вам больше нравится? Почему?
3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки - назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.
«День ночь»
Содержание: По середине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Пойманных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а воспитатель подает сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала Воспитатель предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал. Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
Средняя группа 1 задача (Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя)
«Сутки»
Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)
Содержание: Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)
Обращаем внимание на положение солнца:
-Утром становится светло, солнышко поднимается.
Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)
- Днём тоже светло, солнышко - высоко на небе
Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)
- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.
Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)
Ночью темно, светит луна.
Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом - сутки. Они, как четыре подружки - друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.
Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.
Задания для детей: Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: (Когда мы завтракаем? Когда мы спим? и т.д.)
«Части суток»
Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений. Содержание: Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.
Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.
Средняя группа 2 задача (Закрепить понимание слов «вчера», «сегодня», «завтра»)
«Вчера, сегодня, завтра»
Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Содержание: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил - называется сегодня.
День, который уже закончился - вчера.
А день, который ещё только будет - завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня - синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый. Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
«Домик дней»
Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений. Содержание: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».
Задания: - Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)
- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)
- Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).
Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.
Старшая группа 1 задача (Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий)
«Разложи по порядку»
Содержание: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами и берут другие картинки.
«Когда это бывает»
Материал: картинки по временам года.
Содержание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу, Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
Старшая группа 2 задача (Совершенствовать представлений о последовательности дней недели)
«Дни недели»
Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.
Содержание: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру;
Понедельник - первый день, он начинает неделю.
Вторник - второй день.
Среда - этот день недели посреди недели, середина.
Четверг - четвертый день.
Пятница - пятый день.
Суббота - кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье - самый последний день недели, седьмой.
Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.
Задания: Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке. (Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д. В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?) Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) - таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия - вчера, сегодня, завтра.
«Разноцветная неделька»
Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.
Содержание: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.
Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
Подготовительная к школе группа 1 задача (Упражнять в умении определять время по часам)
«Тик-так»
Материал: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Содержание: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник,
наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение:
Петушок Кукареку-кукареку
Звонко петушок поет.
Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил вас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу - Вставать пора! (будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
«Живые часы»
Материал: 12 карточек с изображением цифр 1 - 12.
Содержание: педагог раздает детям карточки и просит их создать циферблат, встав в круг, указывая 12 часов. Педагог - стрелочка, он показывает руками значения часов, дети определяют время.
Подготовительная к школе группа 2 задача (Развивать чувство времени)
«Успей вовремя»
Материал: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы
Содержание: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
Выполнение задания за определённый промежуток времени без часов.
Содержание: учить оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Воспитатель просит детей замереть или хранить молчание ровно минуту. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только по его мнению 1 минута закончится.
Воспитатель даёт указание: каждый будет хранить молчание или замрет на месте, но как только 1 минута закончится, все должны начать говорить или шевелиться. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.
Предлагается разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только по его мнению 1 минута закончится.
Воспитатель даёт указание: каждый будет разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты, а когда детям покажется, что минута истекла, прекратить работу и убрать руки со стола… Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.
Подготовительная к школе группа 3 задача (Закрепить понимание и использование понятий «сначала», «потом», «до», «после», «в одно и тоже время»)
«Игра с полосками»
Содержание:
-Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 6 кружков. Какое число идет до б? На какую полоску надо положить 5 кружков и почему? Какое число идет после 6? На какую полоску надо положить 7 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него.
«Кто раньше? Кто позже?»
Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций "Репка", "Теремок", "Колобок" и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЭМП "Ориентировка во времени у детей дошкольного возраста"
Методический материал для педагогов...
Конспект НООД ФЭМП "ориентировка во времени подготовительная группа"
Конспект НООД ФЭМП "ориентировка во времени подготовительная группа"...
конспект по фэмп ориентировка во времени в средней группе
Задачи программного содержание:Образовательная: Учить детей последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь); Расширять представление о деятельности людей в разное время суток; упражнять дете...
Картотека дидактических игр по ФЭМП "Ориентировка во времени"
сборник дидактических игр по ФЭМП для подготовительного дошкольного возраста...
Конспект занятия по ФЭМП Ориентировка во времени
Цель занятия.Закрепить представления о времени суток; упражнять в счете в пределах 5; закрепить цифры до 5; учить составлять геометрическую фигуру (треугольник) из счетных палочек....
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП «Ориентировка во времени»
Цель: закрепление знаний детей в ориентировке во времени.Задачи:Образовательные:- Закрепить знание количественного счета, форма.- Закреплять умения узнавать и называть плоские геометрические фигуры и ...
Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП, ориентировка во времени)) в разновозрастной группе.
Данный конспект позволит расширить знания детей по теме "Время"...