Картотека по ФЭМП Количество и счёт в РВГ
картотека по математике

Грунт Валерия Павловна

Картотека по ФЭМП Количество и счёт в РВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_femp_kollichestvo_i_schyot_v_rvg.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений Раздел «Количество и счёт»

Возрастная группа

Задачи

Название игры

Младшая группа

Закрепить умение составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества

«Самолёты»; «Разноцветные фонарики»

Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке

«Почини поезд»; «Погребок»

Закрепить умение сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением)

«Котята в корзинках»; «Скорый поезд»

Средняя группа

Упражнять в количественном счёте в пределах 5

«Бабочки на розах»; «Возьми столько же»

Упражнять в порядковом счёте в пределах 5

«Лесные жители»; «Встань на своё место»

Старшая группа

Упражнять в количественном счёте в пределах 10

«Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»; «Живые числа»

Упражнять в порядковом счёте в пределах 10

«Помирим числа»; «Рассади по местам пассажиров»

Закрепить понимание взаимообратных отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10)

«Снеговики»; «Найди сбежавшее число»

Закрепить умение составлять число из единиц в пределах 5

«Золушка»; «Заюшкина избушка»

Подготовительная к школе группе

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта

«Сколько предметов»; «Выполни задание»

Закрепление знаний о цифрах

«Говорящие зигзаги»; «Найди портрет числа»

Закрепить представления о понимании отношений между числами натурального ряда

«Живой уголок»; «Составим поезд»

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10

«Соберем разноцветные бусы»; «Колпачки»

Закрепить умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10

«Числовой домик»; «Рыбалка»

 

 

 


Младшая группа 1 задача (Закрепить умение составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества)

«Самолеты»

Материал: Игрушки самолеты по количеству детей (красные, зеленые и желтые);
Содержание: На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов. Все дети — летчики. Надя — летчица, Артем — летчик, Лера — летчица. Сколько у нас летчиков? (Много летчиков). Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взяла Лера? Сколько самолетов взяла Надя? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? (Много самолетов). На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.) Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Артема, Леры, Нади? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?

«Разноцветные фонарики»

Материал: Фонарики из картона разного цвета по количеству детей; Содержание: Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику. При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» «Много» «Сколько фонариков в руках у Сони, у Риты, у Грише?» «Один, еще один». «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонари (дети присели), погасли желтые фонарики, красные и зеленые Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Ани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, называя, сколько фонариков в руках у Даниила, Светы, Алины, сколько фонариков положили Артем, Лиза, сколько всего фонариков в коробке, Необходимо постоянно менять наглядный материал: это могут быть цветы, куклы, фонарики, листья, фигурки животных и т. д.

 Младшая группа 2 задача (Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке)

«Почини поезд»

Материал: Круги и квадраты одинакового цвета (длина стороны квадрата 8 см; диаметр круга 8 см.);

Содержание: На столе разложены круги и квадраты. Прошу детей найти круги и выясняю: «Какого цвета круги? Что с ними можно делать? Затем по заданию дети находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Напоминаю, что квадрату мешают углы, и прошу детей показать их.

«Погребок»

Материал: Картинки овощей и фруктов;
Содержание: - К нам приходили гости, да напроказничали. Раскидали, перемешали все овощи и фрукты. А я хотела салат сделать и компот сварить. Ребята, из чего можно приготовить компот? (из фруктов). Посмотрите внимательно и положите в корзину, только фрукты. Молодцы хорошо справились.
-А теперь посмотрите все ли предметы, которые остались здесь это овощи. Посмотрите внимательно и положите в корзину только овощи. Замечательно, посмотрите внимательно еще раз.
- То, что здесь осталось можно отнести к овощам? Фруктам?


Младшая группа 3 задача (Закрепить умение сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением))

«Котята в корзинках»

Материал: 4 котёнка и 4 корзинки;
Содержание: - Давайте посадим котят в корзинки. - Сколько у нас корзинок? - Сколько котят? -Что можно сказать о количестве корзинок и котят? - Посмотрите, котята выпрыгнули из корзинок, а один убежал - Пол каждой корзинкой сидит котёнок? - Чего больше - корзинок или котят? -Чего меньше котят или корзинок? - Как сделать, чтобы корзинок и котят стало поровну? - По сколько теперь корзинок и котят? - Теперь котят и корзиночек поровну?

«Скорый поезд»

Материал: Стулья;
Содержание: из стульев сооружается поезд. Играющих может быль столько же, сколько стульев, больше или меньше, Пассажиры занимают свои места, Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивают чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше меньше, поровну дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка пассажиры выходят. Игра начинается вновь. Воспитатель может убирать и добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз для сравнения у детей была новая ситуация.


Средняя группа 1 задача (Упражнять в количественном счёте в пределах 5)

«Бабочки на розах»

Материал: Карточки с розами с изображением точек от 1 до 5, бабочки с точками на крыльях от 1 до 5;
Содержание: Воспитатель предлагает разложить розы по порядку, посчитать их. Сосчитать в обратном порядке. Посадить бабочек на свою розу (сосчитать точки на крыльях и точки на цветах). Построить бабочек по порядку. Подобрать соседей для бабочки с тремя точками и т. д.

«Возьми столько же»

Материал: Таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на три равные части;
Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Педагог спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети берут счетные палочки и выкладывают в правой части таблицы по количеству нарисованных предметов. 


Средняя группа 2 задача (Упражнять в порядковом счёте в пределах 5)

«Лесные жители»

Материал: Медведь, лиса, заяц, белка, волк;
Содержание: Воспитатель рассказывает, что в гости пришли звери. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первый, второй, третий» и т. д. Дети запоминают, на каком месте стоит каждое животное, и закрывают глаза. В это время воспитатель меняет два животных местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Иногда животные могут оставаться на своих местах. Дети не должен подсматривать, как меняются местами звери.

«Встань на свое место»

Материал: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами - от одной до пяти;
Содержание: Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число, По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки, и ведущий проверяет, правильно ли они заняли свои места. Дети меняются карточками. Игра продолжается. Пуговицы считать только за спиной. Число пуговиц на карточке является порядковым номером ребенка. Если кто-то считает, что его порядковый номер тот, который уже занят, то он становится сзади ребенка, стоящего на этом месте. Тому, кто занял не свое место, предлагают три раза подпрыгнуть, или проскакать четыре шага на одной ноге, или хлопнуть в ладоши пять раз.

 


Старшая группа 1 задача (Упражнять в количественном счёте в пределах 10)

«Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»

Материал: карточки с цифрами, металлофон.
Содержание: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по металлофону. Дети должны показать такую цифру, сколько звуков услышишь, Покажи цифру на один больше или меньше.

«Живые числа»

Материал: Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10. Содержание: Дети получают карточки. Дети ходят по комнате, По сигналу воспитателя: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число в прямом порядке. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается. «Числа» строятся обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку


Старшая группа 2 задача (Упражнять в порядковом счёте в пределах 10)

«Помирим числа»

Материал: Числовые карточки с цифрами;
Содержание
: «Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»

Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке? (Выстроить числовой ряд.)
- Ребята вы согласны? Давайте все вместе повторим числовой ряд. Дети выкладывают на рабочем месте числовой ряд. Затем считаем в прямом от 1 до 10 и обратном направлении от 10 до 1.

«Рассади по местам пассажиров»

Материал: Числовые карточки с цифрами;
Содержание
: Пассажиры в нашей игре – это числа от 1 до 10. Вы должны их рассадить числа по порядку (Дети рассаживают по местам числа и считают до 10 и в обратном порядке)


Старшая группа 3 задача (Закрепить понимание взаимообратных отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10))

«Снеговики»

Материал: 10 картинок с снеговиками;
Содержание: Детям предлагается поиграть со снеговиками. И даются задания: Отсчитайте на верхней полоске карточки на одного «снеговика» больше, чем число, которое я назову. (Семь.) Сколько «снеговиков» вы отсчитали»? (Восемь) Почему вы отсчитали восемь «снеговиков»? Отсчитайте на нижней полоске карточки на одного «снеговика» меньше, чем на верхней полоске. Сколько «льдинок» вы отсчитали? (Шесть.) Почему вы отсчитали шесть «снеговиков»? Давайте уравняем (сделаем одинаковыми) количество «снеговиков». Как вы это сделали? (Убрали одного снеговика из восьми снеговиков», добавили одного «снеговика» к шести «снеговикам».) 16.

«Найди сбежавшее число»

Материал: Магнитная доска, карточки с цифрами от 1 до 10;
Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть цифры на доске и определить сбежавшие числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называть числа в прямом и обратном порядке.


Старшая группа 4 задача (Закрепить умение составлять число из единиц в пределах 5)

«Золушка»

Материал: Изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника, зерно, капуста);
Содержание: ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей - на каждую тарелку по пять предмета (яблоко, клубнику, гриб, капуста, зерно). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число пять в виде пяти единиц.

«Заюшкина избушка»

Материал: Картинки собаки, медведя, волка, быка, петуха;
Содержание: Вспоминаем сказку «Заюшкина избушка?» и кто в ней был (Собака, медведь, волк, бык, петух). Затем задаю вопросы: - Сколько друзей приходило к зайчику? (5 друзей). Какие это друзья? (Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух). Сколько всего друзей? (Всего 5 друзей) Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 - это 1 1 1 1 и ещё 1).

Подготовительная к школе группа 1 задача (Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта)

«Сколько предметов»

Материал: 6-8 карточек с различным количеством предметов; Содержание: воспитатель закрепляет на доске 6-8 карточек с различным количеством предметов. Детям необходимо отгадать загадку, пересчитать предметы на карточке и показать правильную цифру.

«Выполни задание»

Материал: 10 шишек, 10 карандашей, 10 яблок, 10 стульев, 10 платочков;
Содержание: 10 детей стоят в ряду, воспитатель или водящий-ребенок задаёт задания. Пример: ведущий предлагает: «4-й принесет 6 шишек», «7-й сделает 5 прыжков» и т.д.


Подготовительная к школе группа 2 задача (Закрепление знаний о цифрах)

«Найди портрет числа»

Материал: Фланелеграф, наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками, карточки с цифрами;
Содержание: сосчитать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.

«Говорящие зигзаги»

Материал: Карточки с изображением предметов и цифр, сделанные по типу пазлов;
Содержание: У ведущего карточки с изображением предметов, у детей - карточки с цифрами. Ведущий выкладывает карточки с картинками, а дети считают предметы и выкладывают карточку с нужной цифрой. Разрезы на карточках должны совпасть.


Подготовительная к школе группа 3 задача (Закрепить представления о понимании отношений между числами натурального ряда)

«Составим поезд»

Содержание: Поочередно вызываю ребенка, каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный говорит: "Я первый вагон". Второй, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: "Один да один, получится два". Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: "Два да один - это три". Потом вагоны отцепляются по одному. В конце делаем вывод что: "Три без одного - это два. Два без одного - это один".

«Живой уголок»

Материал: Кролики, морковки;
Содержание: Воспитатель говорит: "В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь, Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стала больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три), Каких кроликов больше, белых или серых? (белых, почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1)


Подготовительная к школе группа 4 задача (Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10)

«Соберем разноцветные бусы»

Материал: 10 кругов разного цвета;
Содержание: У детей наборы цветных кругов. Воспитатель предлагает им сделать бусы для матрешки из 10 разноцветных бусинок. По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»

«Колпачки»

Материал: Лист бумаги, карандаши;
Содержание: Воспитатель знакомит детей с заданием: маленькие человечки Страны Мигунов просят «сшить» им десять шапочек-колпачков разного цвета. Дети на листах бумаги рисуют 10 треугольных шапочек-колпачков разного цвета. Затем воспитатель уточняет: «Сколько шапочек вы сшили-? Сколько какого цвета? Как вы составили число десять? Скольким жителям мы помогли?»

Подготовительная к школе группа 5 задача (Закрепить умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10)

«Числовой домик»

Материал: Домик с 6 окошками;
Содержание: Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. В доме номер 10, 6 квартир, нужно подобрать соседей так, чтобы сумма была равна 10.

«Рыбалка»

Материал: Ведра с цифрами от 2 до 10, рыбки с примерами;
Содержание: На магнитной доске вывешиваются картинки - ведра с цифрами от 2 до 10. Перед детьми на столе выкладываются рыбки с примерами. Детям предлагается следующая инструкция: «Представим, что вы на рыбалке». По очереди дети ловят рыбку с примером и кладут ее в то ведро, на котором изображена цифра, получившаяся при решении примера на данной рыбке. Просим, чтобы дети полностью проговаривали пример и называли ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека \'\'Дидактические игры (количество и счёт)\'\'

Дидактические игры (количество и счёт)...

Интерактивная игра по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста "Количество и счёт. Счёт в пределах 20"

Представляю вашему  вниманию интерактивную игру по ФЭМП для детей 6-7 лет. Такая игра доставит детям радость и удовольствие от игр и упражнений математического содержания.Цель игры: упражнят...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количество и счёт»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количество и счёт»...

Конспект индивидуальной работы по ФЭМП, раздела «Количество и счёт»

Конспект индивидуальной работы по ФЭМП, раздела «Количество и счёт»...

Картотека игр по ФЭМП "Количество и счёт"

Картотека игр по формировнию элементарных математических представлений в старшей группе. Раздел "Количество и счёт"....

ФЭМП "Количество и счёт» в средней группе"

Формирование навыков количественного счета до 5....