Картотека по ФЭМП Форма в РВГ
картотека по математике

Грунт Валерия Павловна

Картотека по ФЭМП Форма в РВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_femp_forma_v_rvg.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Форма»

Возрастная группа

Задачи

Название игры

Младшая группа

Закрепить знания о плоских геометрических фигурах

«Домино фигур»

«Подбери по форме»

Закрепить умение обследовать форму плоских геометрических фигур

«Какие бывают фигуры»

«Назови геометрическую фигуру»

Средняя группа

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб)

«Найти отличия»

«Украсим елочку»

Закрепить умение выделять признаки геометрических фигур

«Нарисуем мост»

«Поймай мяч»

Совершенствовать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами

«Найди предмет такой же формы»

«Геометрическое лото»

Старшая группа

Закрепить представление о четырехугольниках

«Хлопни/топни»

«Найди четырехугольник»

Развивать геометрическую зоркость

«Найди отличия»

«Найди и обведи»

Подготовительная к школе группе

Закрепить представление о многоугольниках

«Считай, не ошибись»

Закрепить умения моделировать геометрические фигуры.

«Строим фигуры»

«Создай фигуру»

Закрепить умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей.

«Сломанная машина»

«Подбери фигуру»

 

 

Младшая группа 1 задача (Закрепить знания о плоских геометрических фигурах)

«Домино фигур»

Материал: 28 карточек, на каждой половинки изображена та или иная геометрическая фигура (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках- «дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых

половинок.

Содержание: В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладывают на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила игры. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль-пусто». Как в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек на стуле (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, то не имеет право на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения.

«Подбери по форме»

Материал: 

Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм.

Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Содержание: «Дети, мы сейчас будем играть в игру

«Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельно детей для ответа. Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. «Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». При помощи приёма наложения на большие фигуры накладываются фигуры поменьше такой же формы.

Детям, неправильно разложившим фигуры. Предлагаю обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

Младшая группа 2 задача (Закрепить умение обследовать форму плоских геометрических фигур)

«Какие бывают фигуры?»

Материал: Кукла.

Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты

Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов-по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах)

Содержание: К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у не в корзиночке. Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это-квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у

отдельных детей. «А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру».

«Назови геометрическую фигуру»

Материал: 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.).

Содержание: Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их , просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.

Средняя группа 1 задача (Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб))

«Украсим елочку»

Материал: плоскостные изображения елочек (по количеству детей), экземпляры геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) .

Содержание: Воспитатель раздает детям плоскостные изображения елочек и предлагает украсить их цветными игрушками-«льдинками» (геометрическими фигурами). В процессе выполнения упражнения уточняется форма, величина, отличия между определенными фигурами, цвет и пространственное расположение игрушек на елочке.

«Найти отличия»

Материал: плоскостные изображения клоунов.

Содержание: в гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов обличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят детей угадать, чем отличаются их костюмы.

Средняя группа 2 задача (Закрепить умение выделять признаки геометрических фигур.)

«Нарисуем мост»

Материал: доска, мел, изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб).

Содержание: «Незнайке нужно перебраться с одного берега, на другой, но прошел сильный ветер и мост сломался. Нужно ему помочь. Я вам буду показывать геометрическую фигуру, а вы будете называть особенности данной фигуры, за правильный ответ, я буду рисовать одну «досочку».

«Поймай мяч»

Материал: мяч, изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб).

Содержание: Педагог предлагает детям рассмотреть изображение фигуры и затем кидает мяч с признаком данной фигуры, ребенок должен поймать только правильно названный признак. 

Средняя группа 3 задача (Совершенствовать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами)

«Найди предмет такой же формы»

Содержание: в групповой комнате заранее расположены предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. Педагог перечисляет описания геометрических фигур. Дети отгадывают загадки, берут карточки с изображениями соответствующих геометрических фигур и ищут в группе предметы такой же формы. Педагог следит за правильностью выполнения задания и предлагает детям объяснить свой выбор.

«Геометрическое лото»

Материал: карты разделённые на 9 квадратов, поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм.

Содержание: дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделённая на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура. Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе. Педагог предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму. Игра повторяется 2 - 3 раза со сменой карточек. 

Старшая группа 1 задача (Закрепить представление о четырехугольниках)

«Хлопни/топни»

Материал: 3 листа, на которых изображены четырехугольники.

Содержание: «Послушайте правила этой игры». Нужно прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько треугольников. Хлопнуть в ладоши столько раз сколько квадратов. Сделать столько шагов, сколько трапеций.

«Найди четырехугольники»

Материал: набор плоских геометрических фигур, конверт.

Содержание: ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры. Нам с вами необходимо выбрать только четырехугольники и положить их в конверт для зимующих птиц, чтобы им напомнить, как выглядят четырехугольники. Дети выполняют за столами задание, а один ребенок у доски.

 Проверка задания и объяснение детьми их выбора.

Старшая группа 2 задача (Развивать геометрическую зоркость)

«Найди отличия»

Материал: две картинки, на которых изображены четырехугольники с отличиями. Содержание: педагог предлагает детям найти отличия на картинках и назвать какие. Например- «На картинке слева изображена трапеция, а на картинке справа трапеции нет».

«Найди и обведи»

Материал: картинки с геометрическими фигурами, карандаши

Содержание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, затем найти четырехугольники и обвести их карандашом.

Подготовительная к школе группа 1 задача (Закрепить представление о многоугольниках)

«Считай, не ошибись»

Материал: геометрические фигуры, цифры от 0-10.

Содержание: На наборном полотне (доске) располагаю треугольники разной формы, величины и цвета.

Воспитатель: - Как называются эти геометрические фигуры?

- Что у них общего? Чем отличаются?

Под треугольниками на наборном полотне размещаю квадрат, прямоугольник, ромб и трапецию.

- Как называются эти геометрические фигуры? Как можно назвать фигуры одним словом? (Четырехугольники)

- Что у них общего? Чем отличаются? Далее показываем детям новую фигуру - пятиугольник, не называя ее предлагаю сравнить с треугольником, квадратом и прямоугольником.

Воспитатель: - Чем похожи эти фигуры? Чем отличаются?

Вместе с детьми считаю, сколько сторон и углов у пятиугольника,

- Как мы можем назвать эту фигуру? (Пятиугольник)

Затем показываю другие фигуры, у которых больше пяти углов и пяти сторон и говорю;

- Ребята, посмотрите на эти геометрические фигуры. Не считая, сторон и углов скажите по сколько их.

-у шестиугольника?! (Шесть углов, сторон, вершин.)

Да у всех этих фигур сторон и углов много, и чтобы их не считать все эти фигуры называют, одним словом.

- Как вы думаете каким? (Многоугольники)

- Правильно, такие фигуры называются многоугольники.

Давайте все вместе повторим новое для вас название.

-Почему они так называются? ( У них много углов.)

Воспитатель: Да. У всякого многоугольника есть углы, вершины и стороны (показывает их).

Оттого, сколько вершин и углов зависит и название многоугольника.

Данное упражнение является универсальным, меняется только лишь сюжет.

Подготовительная к школе группа 2 задача (Закрепить умения моделировать геометрические фигуры.)

«Строим фигуры»

Материал: картинки геометрических фигур, счетные палочки

Содержание: Ребята, Ослик придумал загадку для своих гостей, но забыл ответ на нее.

Поможем Ослику вспомнить его?

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

 Что сложу изних - сломаю,

Все сначала начинаю. (Кубики)

А покажите нашему Ослику, как выглядит кубик. (Находят в строительном материале) А как называется эта геометрическая фигура? (Куб)

А она плоская или объемная? (Объемная)

А сколько граней укуба? (Шесть)

Ослик печалится, что забудет все, пока дойдет обратно до леса. Как мы ему можем помочь? (Напишем на бумажке, нарисуем)

А можем мы ему сделать кубик? Что у нас для этого есть?

Сначала нужно сделать нижнюю грань в форме квадрата, потом соединить вершины вертикальными палочками, которые в свою очередь с верхней гранью в форме квадрата. (Выполняем)

Сколько нам понадобилось палочек всего? (12) Ослик счастлив, но давайте напомним, как называется эта геометрическая фигура? А какая плоская фигура похожа на него? Теперь Ослик точно ничего не забудет. Мы доказали Ослику, что наша группа самая умная и на все руки мастера.

Давайте же сами вспомним, чем мы сегодня помогали Ослику? Что мы делали? А вам понравилось выполнять поручения от Ослика? А все у вас получилось? Мы с вами умницы-разумницы.

«Создай фигуру»

Материал: счетные палочки.

Содержание: Педагог предлагает детям следующее задание:

a) из 7 палочек составить 3 равных треугольника;

б) из 7 палочек - 2 квадрата, Взять ещё 2 палочки.

в) из 9 палочек - 4 треугольника,

Взять ещё 1 палочку.

г) из 10 палочек - пятиконечную звезду.

Если дети затрудняются, то подсказать им, или помочь выполнить задание.

Подготовительная к школе группа 3 задача (Закрепить умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей.)

«Сломанная машина»

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Содержание: На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины, Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим.

«Подбери фигуру»

Материал: подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание: педагог объясняет детям задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП (форма, величина) в первой младшей группе

Обучение умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения, сортировать предметы двух резко различающихся размеров. Закрепление понятие «много»....

Закрепление пройденного материала по ФЭМП "Форма, цвет, счёт, символы"

Математическое приключение по мотивам сказки "Маленькая Баба-Яга" Пройслера Отфрида "В поисках метлы "....

Конспект занятия по ФЭМП «Форма, цвет и величина предметов, предметные действия».

Содержание: Формировать умение различать предметы по форме, величине и цвету, называть их. Совершенствовать предметные действия. Повторить понятия:  много, один, ни одного....

Конспект занятия по ФЭМП «Форма предметов, предметные действия».

Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их (кирпичик, шарик, кубик). Совершенствовать предметные действия....

Презентация для детей 3-4 лет на тему: НОД ФЭМП "ФОРМА"

Ознакомление с геометрическими фигурами в младшей группе.Научиться различать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб.Находить вокруг себя предметы, подобные по форме знакомым геомет...

Презентация к занятию по ФЭМП "Форма"

Презентация к занятию по ФЭМП "Форма"...