Конспект занятия по ФЭМП "Свойства предметов"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект занятия по формированию элементарных  математических представлений у детей 5-6 лет "Свойства предметов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группе

 "Свойства предметов"

Цель:

1) Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

2) Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

Материалы к занятию:

Демонстрационный − игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна).

Раздаточный − кубики: пять красных и один желтый; коробочки для кубиков.

Ход занятия:

I Выявление признаков сходства и различия между предметами.

1) Игра "Соберем урожай".

Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Рядом с ним − корзинка, игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы.

− Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.)

− Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)

− Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку?

Дети пожеланию кладут в корзинку муляжи овощей. По ходу действия можно задать вопросы: "Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?"

− А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка − цветок, а Зайка собирал овощи.)

− А почему осталось яблоко? (Яблоко − фрукт, а не овощ.)

− Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это − овощи , они растут в огороде.)

2) Игра "Волшебный мешочек".

Дети садятся за стол. На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый и по коробке для кубиков.

− Что к вас на столах? (Кубики.)

− Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковая форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.)

− Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.)

− Положите в свои коробочки кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков − у них одинаковый цвет, форма размер, материал. Остался желтый кубик − он не подходит по цвету.)

II. Физкультминутка "Лис и зайчата".

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой,

Лучше ты побереги

Хвостик свой кургузенький.

Лис крадется вдоль тропы.

Вряд ли ищет он грибы!

Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные − бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-"домикам".

III. Объединение предметов в группы по общему свойству и выделение из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством.

1) №1, стр. 3 ("Раз-ступенька, два-ступенька" для детей 5-6 лет, авт.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина).

− Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с нашим Зайчиком путишествие: отправимсся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и , думаю вы сразу догадаетесь о чем они.

Под кустом, под листами

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами.

Мы не крикнем вам: "Ау!" (Грибы, ягоды)

− Назовите ягоды, изображенные на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.)

− Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника брусника, голубика, морошка и т.д.)

− Кто в шляпе родится? (Грибы.)

− Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор.)

− Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпка и ножка. Все они растут в лесу.)

− А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор − ядовитый гриб, несъедобный, а остальные − съедобные.)

− Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть:

Стоит на дорожке На тоненькой ножке,

Пестрый шляпкою покрыт,

Несъедобен, ядовит.

− А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине мухомор используют как лекарство − для приготовления растирки.)

2) №2, стр. 3.

− Собрались на полянке белочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела-неугомонные крылышки. Завели они спор-разговор: кто из них на этой полянке лишний? Помогите разрешить этот спор. (Лишняя змея: все остальные − насекомые.)

− А что у них Общее? Может быть, им всем найдется местечко на этой полянке? (Все они − животные лесные жители.)

По второй картинке дети выделяют диких и домашних животных. Можно провести беседу по вопросам воспитателя, а можно предложить детям выстроить свой сказочный сюжет. Важно, чтобы их ответы были возможно более самостоятельны.

IV. Физкультминутка : Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

№3, стр. 3.

− В каких магазинах продаются предметы, изображенные на картинке? ("Игрушки", "Цветы".)

− Что мы можем предложить Зайчонку в магазине игрушек? (Куклу, мячик, неваляшку и машинку.)

− Обведите их синем карандашом − соберем их в синий мешочек.

− А что мы можем подарить на прощанье Зайчонку? (Цветы.)

− Назовите их и обведите красным карандашом − соберем цветы в букет.

VI. Итог занятия.

− Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?

− А теперь мы пожелаем Зайчонку счастливого возвращения домой. Посмотрите внизу страницы − его дорога. Помогите Зайчонку быстрее попасть домой: дорисуйте его дорожку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сравнение признаков предмета"

Дети знакомяться с признаком мягкое твёрдое,учатся выделять главный признак....

Конспект занятия по Триз "Предметы природного и рукотворного мира"

Занятие проводиться в виде игр: 1."Все в мире перепуталось", 2."Сочинить загадки" 3."Карусель"....

Конспект занятия - звуки различных предметов

Развивать слуховое внимание. Уточнять и активизировать предметный словарь....

конспект занятия "Сравнение групп предметов"

Учить детей сравнивать  две группы предметов и устанавливать соотношения между предметами: «больше», «меньше», « равно»; узнавать и различать геометрические фи...

Конспект занятия на тему: "Предметы, облегчающие труд"

Предметы - помощники, облегчающие труд человека в быту....

Конспект занятия "Круг. Круглые предметы"

План-конспектиндивидуального коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений с  ребенком младшего дошкольного возраста  с тяжелыми и множественными нарушения...