Конспект занятия по ФЭМП "Свойства предметов"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет "Свойства предметов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_femp.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике в старшей группе
"Свойства предметов"
Цель:
1) Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.
2) Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.
Материалы к занятию:
Демонстрационный − игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна).
Раздаточный − кубики: пять красных и один желтый; коробочки для кубиков.
Ход занятия:
I Выявление признаков сходства и различия между предметами.
1) Игра "Соберем урожай".
Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Рядом с ним − корзинка, игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы.
− Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.)
− Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)
− Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку?
Дети пожеланию кладут в корзинку муляжи овощей. По ходу действия можно задать вопросы: "Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?"
− А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка − цветок, а Зайка собирал овощи.)
− А почему осталось яблоко? (Яблоко − фрукт, а не овощ.)
− Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это − овощи , они растут в огороде.)
2) Игра "Волшебный мешочек".
Дети садятся за стол. На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый и по коробке для кубиков.
− Что к вас на столах? (Кубики.)
− Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковая форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.)
− Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.)
− Положите в свои коробочки кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков − у них одинаковый цвет, форма размер, материал. Остался желтый кубик − он не подходит по цвету.)
II. Физкультминутка "Лис и зайчата".
Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой,
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький.
Лис крадется вдоль тропы.
Вряд ли ищет он грибы!
Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные − бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-"домикам".
III. Объединение предметов в группы по общему свойству и выделение из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством.
1) №1, стр. 3 ("Раз-ступенька, два-ступенька" для детей 5-6 лет, авт.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина).
− Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с нашим Зайчиком путишествие: отправимсся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и , думаю вы сразу догадаетесь о чем они.
Под кустом, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами.
Мы не крикнем вам: "Ау!" (Грибы, ягоды)
− Назовите ягоды, изображенные на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.)
− Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника брусника, голубика, морошка и т.д.)
− Кто в шляпе родится? (Грибы.)
− Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор.)
− Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпка и ножка. Все они растут в лесу.)
− А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор − ядовитый гриб, несъедобный, а остальные − съедобные.)
− Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть:
Стоит на дорожке На тоненькой ножке,
Пестрый шляпкою покрыт,
Несъедобен, ядовит.
− А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине мухомор используют как лекарство − для приготовления растирки.)
2) №2, стр. 3.
− Собрались на полянке белочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела-неугомонные крылышки. Завели они спор-разговор: кто из них на этой полянке лишний? Помогите разрешить этот спор. (Лишняя змея: все остальные − насекомые.)
− А что у них Общее? Может быть, им всем найдется местечко на этой полянке? (Все они − животные лесные жители.)
По второй картинке дети выделяют диких и домашних животных. Можно провести беседу по вопросам воспитателя, а можно предложить детям выстроить свой сказочный сюжет. Важно, чтобы их ответы были возможно более самостоятельны.
IV. Физкультминутка : Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
№3, стр. 3.
− В каких магазинах продаются предметы, изображенные на картинке? ("Игрушки", "Цветы".)
− Что мы можем предложить Зайчонку в магазине игрушек? (Куклу, мячик, неваляшку и машинку.)
− Обведите их синем карандашом − соберем их в синий мешочек.
− А что мы можем подарить на прощанье Зайчонку? (Цветы.)
− Назовите их и обведите красным карандашом − соберем цветы в букет.
VI. Итог занятия.
− Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?
− А теперь мы пожелаем Зайчонку счастливого возвращения домой. Посмотрите внизу страницы − его дорога. Помогите Зайчонку быстрее попасть домой: дорисуйте его дорожку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Сравнение признаков предмета"
Дети знакомяться с признаком мягкое твёрдое,учатся выделять главный признак....
Конспект занятия по Триз "Предметы природного и рукотворного мира"
Занятие проводиться в виде игр: 1."Все в мире перепуталось", 2."Сочинить загадки" 3."Карусель"....
Конспект занятия - звуки различных предметов
Развивать слуховое внимание. Уточнять и активизировать предметный словарь....
Конспекты занятий на темы «Предметы-помощники», «Дружная семья», «Удивительные предметы».
Конспект по окружающему миру....
конспект занятия "Сравнение групп предметов"
Учить детей сравнивать две группы предметов и устанавливать соотношения между предметами: «больше», «меньше», « равно»; узнавать и различать геометрические фи...
Конспект занятия на тему: "Предметы, облегчающие труд"
Предметы - помощники, облегчающие труд человека в быту....
Конспект занятия "Круг. Круглые предметы"
План-конспектиндивидуального коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений с ребенком младшего дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушения...