Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша
презентация на тему
Помещаемый материал рассказывает о том, как я делюсь с коллегами опытом использования в играх с ребятами логических блоков Дьенеша. Блоки являются замечательными пмощниками в развитии логического мышления, самостоятельности, творческой активности ребят. Они могут использоваться практически во всех видах деятельности с детьми и их использование приносит прекрасные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 15.84 КБ |
dlya_master-klassa.zip | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша»
Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша для развития логических приёмов мышления развитию дошкольников.
Задачи:
1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Материал: блоки Дьенеша, игрушки медведь и заяц, схемы, символы свойств, карта «Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: формой, цветом, размером и толщиной.
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предшкольной подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Незнайки все фигуры были красные, у Буратино – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Буратино?», «Какие фигуры у Незнайки?» и т. д.
7. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ).
Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.
В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
Игра по карте: «Довези машину до гаража»
В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?
Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выпонять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.
«Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр и блокfми обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.
Для проведения различных игр, нами приобретается различная методическая литература.
Рефлексия. Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блоков и объяснения к ним. Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит поднимаете блок, соответствующий первой схеме. Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме и т. д.
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....
Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша"
февраль 2018...
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и п...
Практикум для педагогов «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по математическому развитию дошкольников.Задачи:1. Познакомить с вариантами применения...